Сочинение-повествование «Как я однажды…»
Класс 6
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен с элементами проблемно-диалогического обучения.
Цель: формирование умений писать сочинение-повествование, применять полученные знания в учебной деятельности.
Планируемые результаты:
- предметные — научиться составлять текст-повествование по алгоритму или по собственному плану;
- коммуникативные – развивать умение слушать, составлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- регулятивные: развивать умение осуществлять рефлексию, оценивать свою деятельность;.
познавательные: объяснять явления в ходе создания алгоритма;
- личностные: формирование мотивации к творческой деятельности.
I Организационный момент
II Актуализация знаний
На доске написаны слова
- Посмотрите на доску, на ней написаны слова, что это за слова?
- Как их связать с фотоаппаратом? СЛАЙД
СЛАЙД и на доске
- Как эти картинки связать со словами – описание, повествование, рассуждение?
Можно зарисовать схему на доске и в тетрадях или на раздаточном листе: СЛАЙД
1 фото
Какой?
Последовательные действия. Несколько фото.
Что происходит?
Мысли о мире.
Нельзя сфотографировать.
Почему так происходит?
Просмотр таблицы на слайде.
III Тренировочные упражнения
- Теперь определите тип речи небольших текстов, докажите, опираясь на таблицу: СЛАЙД
IV Изучение нового материала
1) Беседа:
— Ребята, а сами вы больше любите рассказывать или слушать?
Показать картинку Радлова «Усердные слуги». СЛАЙД
- В начале урока вы отнесли эту картинку к типу речи «Повествование». Сегодняшний урок поможет вам стать интересным рассказчиком – сочинителем.
— Как вы понимаете, что такое «сочинение»?
Тема урока: Сочинение-повествование
- Цель урока: Научиться писать сочинение-повествование.
- Задача урока: Написать рассказ «Как я однажды…»
- Продолжите фразу… помогал маме, гулял с собакой, учился кататься на роликах и т.д.
- Что входит в структуру рассказа?
- Вступление (Где? Когда? Кто?), завязка (пошел гулять с собаками), развитие событий (подул ветер, улетела шляпа), кульминация (дал собакам команду), развязка (принесли разорванную шляпу), заключение.
- В какой обстановке и кому вы расскажете эту историю?
- Как можно оживить рассказ при помощи прямой речи?
- Как описать самый острый момент в развитии действия?
Способы оживления рассказа: представьте себя на месте хозяина. В какие части рассказа можно ввести команду и оформить как прямую речь. (А: «П!» «П! — а».) Как вы опишите самый острый момент в развитии действия – с юмором, страхом, чувством удивления и т.д?
Народное сочинение уроки литературы
... проекта будет выпуск книги народных историй «Я вырос на уроках литературы… Контакт поколений» ко Дню Учителя 2017 года, куда войдут лучшие сочинения. В столице «Народное сочинение. Уроки литературы» поддержал Департамент культуры города ...
Составление плана:
- Однажды утром.
- Прогулка.
- Шляпа улетела.
- Команда собакам.
- Принесли шляпу.
Тренировочные упражнения:
- Написание сочинения-повествования
- Составьте свой вариант текста-повествования или по предложенному шаблону
- Однажды утром, мужчина пошел в парк со своими друзьями.
- Внезапно подул сильный ветер и его шляпа улетела далеко.
- Он дал команду своим четвероногим друзьям поймать ее.
- Они побежали наперегонки за улетающей шляпой.
Беседа
- Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог.
- Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
- Как вы думаете, достигли ли мы этой цели? Да
Рефлексия
(Слайд)
- А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок. Продолжите фразу СЛАЙД
Я узнал(что?)
Я понял, как
Я научился (чему?)
Д/з написать сочинение-повествование по картинке или упр. 448
Самоанализ урока
Цель: формирование умений писать сочинение-повествование, применять полученные знания в учебной деятельности.
Планируемые результаты:
- предметные — научиться составлять текст-повествование по алгоритму или по собственному плану;
- коммуникативные – развивать умение слушать, составлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- регулятивные: развивать умение осуществлять рефлексию, оценивать свою деятельность;.
познавательные: объяснять явления в ходе создания алгоритма;
- личностные: формирование мотивации к творческой деятельности.
Содержание и организация учебного занятия
Урок комбинированный: изучение нового материала с опорой на собственный опыт (полученные ранее знания).
Вспомнили типы речи, тип речи повествование, характерные для него признаки. Личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
Технология работы педагога
Данный урок построен с элементами проблемно-диалогического обучения. Учебное взаимодействие строится на основе диалога и полилога с учетом индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
Результативность проведенного урока.
Замысел урока и поставленные цели
На уроке был предпринят замысел проблемно-диалогического обучения, с целью активизации учеников и создания возможности для развития их речевых и мыслительных навыков. Основные поставленные мною цели в рамках урока – сформировать у школьников умение создавать собственный текст-повествование и учить их осуществлять поиск решения учебных проблем через диалог.
«Развитие творческих способностей на х трудового обучения ...
... учащихся осветить приёмы формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела доказать эффективность приёмов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела Исследование состояния творческой деятельности учащихся ...
Проблемно-диалогическое обучение
-
Постановка учебной проблемы:
Ученики на уроке сталкивались с проблемой написания текста-повествования с помощью предложенных шаблонов. Цель заключалась в том, чтобы они нашли свободу творческого изложения и могли самостоятельно формулировать сюжет, диалог и образы.
-
Поиск решения:
По ходу специально выстроенного диалога учеников между собой и с учителем, они смогли обсудить свои идеи, советоваться и вместе находить лучшее решение для создания собственного текста-повествования.
Развитие навыков и формирование умений
Цель «знания» достигается через два этапа учебного процесса: ввод нового материала и его воспроизведение. На уроке формировались умения учеников через решение задач и выполнение упражнений. Навыки же вырабатывались путём многократного повторения действия.
Весь учебный процесс, кроме этапа введения знаний, организован с помощью заданий со стороны учителя. Введение новых знаний осуществляется методами обучения, являясь сложной и творческой частью подготовки к уроку.
Деятельность обучаемых и теория проблемного обучения
Деятельность обучаемых описывается в рамках теории проблемного обучения, которая раскрывает сущность их познавательной деятельности, а также описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые различными методами. Теория проблемного обучения возникла в соответствии с потребностями учебного процесса.