Творческие задания и игры для развития песенного творчества

Сочинение

Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо»- точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различие можорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Весёлый и грустный колокольчик» и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поёт первый звук.

Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.)

1) Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) Импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3) Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.)

игровые задания на звукоподражание.

Игра «Звукоимитация»

Цель

Описание игры

Детям предлагается поиграть в превращения. Участники игры выстраиваются в ряд или круг. Педагог проходит перед ними, указывая на каждого рукой и называя: «Поросёнок, котёнок, утёнок». Игрокам нужно запомнить, какой персонаж им достался, и определить, каким голосом говорят персонажи, пребывая в определённом настроении.

Ситуации могут быть различными:

  • детёныши потерялись;
  • детёныши удивились находке;
  • детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.

Например, ситуация первая: «Детёныши потерялись».

Дети расходятся по залу в разных направлениях, затем по знаку педагога, мяукая, крякая, хрюкая с соответствующим настроением, ищут своих товарищей по команде. Задача — как можно скорей собраться вместе «поросятами» (первая команда), утятами (вторая команда), «котятами» (третья команда).

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... ответственность за свое решение и результаты своей деятельности; формировать навык рефлексии. Содержание игры: каждая команда – это театр. Необходимо написать сценарий постановки, сделать рекламу (анонс) и ... за свое решение и результаты своей деятельности; формировать навык рефлексии. Содержание игры: каждая команда – это рекламное агентство. Получен большой заказ на рекламу нашей школы. ...

При этом переговариваться обыкновенными словами нельзя. Игроки должны найти друг друга, издавая только звукоподражания нужным тоном, соответствующим ситуации. Побеждает та команда, игроки которой первыми сумеют найти своих «собратьев».

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме.

игровые ситуации,

творческие задания:

1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

2.

Например, «Пастушок» русская народная песня. Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру, ту-ру-ру.

3.

В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д., Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!, Может бубен зазвенеть ручейком.

Творческая игра «Мини-рассказы»

(с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций)

Цели:

Описание игры.

Педагог рассказывает историю. Задача детей — в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:

а) Настало утро, пропел радостно петушок-… . Часы пробили шесть часов- … . Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … . Коровы начали собираться и довольно замычали- … .

б) Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице -… . и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.

Игровые задания на произнесение имен

Игра «Музыкальное знакомство»

Цель:

Описание игры

Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке», Четыре времени года — это прямоугольники разного цвета., Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку.

Его цель: формировать способы импровизации — окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.

Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» — «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» — «Я боюсь уснуть, сестрица — кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» — «Я здесь!». «Иди ко мне» — «Иду, иду».

Игра «Перекличка»

Цели

Описание игры.

Педагог предлагает детям «прогуляться в лес». Дети двигаются в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами»и.т.д. На призыв педагога, пропеваемый им на произвольный мотив, дети дают ответ: где они или чем занимаются. Вокальные фразы ребят произвольны.

25 стр., 12439 слов

Воспитание выразительности и координации движений в художественной ...

... движения проявляется в способности спортсменок точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью ... средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и ...

Педагог. Костя, ау, где ты, что делаешь?, Ребенок. Я около дуба, собираю желуди., Педагог. Ау, Лена, где ты?, Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д., При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.

Игра

(сочинение мелодии на заданный текст)

Ход игры

На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.).

Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры — тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим.

Игра «Поем знакомые стихи»

Основой для импровизаций могут стать поэтические циклы авторов, например «Игрушки» А. Барто.

1) «Спать пора, уснул бычок»

2) «Наша Таня громко плачет»

Начало стихотворений определяют заданность характера.Можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д.

Использование стихотворений где два художественных образа.

1)

А мальчишки на конях, серых, или черных.

2)

Мальчик за мельником плелся пешком.

Игра «Сочини музыку для мишки»

Цель:

К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат., Педагог предлагает детям текст., Кнам пришел сегодня Мишка, С ярким праздничным бантом., С нами вместе поиграть,, С нами вместе поплясать.

К детям приходит мишка 1

Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка., Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю-баю.

Игра на сочинение попевок в определенном жанре «Помоги сороке»

Ход игры:

Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий.

1) Спят и травы, и цветы,

Баю, баю спи и ты.

2) Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком.

3) Мы идем, крепче шаг. Мы несем Российский флаг.

Дети сочиняют музыку в разных жанрах. Педагог записывает их сочинения на кассету и обещает по почте отправить сороке.

Сочинение детских оперных спектаклей

В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет.

Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.

19 стр., 9081 слов

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста

... к способностям каждого ребёнка. Объект исследования - музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие певческих навыков и умений детей дошкольного возраста. Цель исследования - изучить и обосновать значение развития певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста. Данная цель ...

метод моделирования.

Необходимо создавать при этом проблемные ситуации, которые будут творчески активизировать детей. Например: «Ребята, недавно мне позвонил Дед Мороз. Вы же знаете, что он любит танцевать, особенно польку. Но его любимая кассета с танцами потерялась. Как же быть?» В процессе мозгового штурма дети высказывают предположения. Педагог тактично подводит дошкольников к тому, что нужно сочинить — «закодировать» и исполнить.

Сочинение детских оперных спектаклей 1

Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.

1. Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа);

Например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».

2. Домашнее задание

Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на магнитофон, станет «хитом» недели.

Предметом сочинительства может быть рисунок, аппликация, поделка из пластилина, сказки или стихотворения, придуманные детьми. Это хороший способ побуждения детей к пению и творчеству. Например, в младшей группе детям дают задания нарисовать веселого, больного петушка по содержанию знакомых детям песен. Затем спросить: «Какое настроение у твоего петушка?», «Как он поет?».

3. Использование звуков природы,

4. Со старшего возраста полезно создавать фонотеку детских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.

5. Наличие музыкального центра в группе.

Певческая и творческая деятельность на занятиях должна плавно переходить в такую же деятельность в группе. Значит, здесь должна быть создана такая предметная среда, которая бы способствовала развитию ребенка, провоцировала его на музыкальную деятельность. Поэтому детям важно иметь свой «музыкальный центр».

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

Игра «Море волнуется».

Цель: формировать умение составлять танцевально-образные композиции, согласуя их с характеристиками музыкальных произведений.

Описание игры.

19 стр., 9254 слов

Специфика музыкального воспитания дошкольников

... развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое ...

Педагог просит детей вспомнить, каких обитателей рек и морей они знают.

Педагог. Сейчас мы все вместе будем петь вступительную песню. Но перед её исполнением нужно выбрать, какого морского или речного жителя каждый из вас будет изображать с помощью жестов и танцевальных движений. Итак, напеваем общую песенку:

Море волнуется — раз,, Море волнуется — два,, Море волнуется — три,, Морская фигура, спляши!

После исполнения песенки педагог подходит к одному из участников игры и называет его имя или касается руки. В ответ ребёнок должен исполнить «танец» своего персонажа в том характере музыки, который ему кажется наиболее подходящим.

Стихи-подсказки.

Краб (марш).

Это — неуклюжий краб,

Он и ходит кое-как,

Вперевалку меж камней, Он торопится скорей.

Золотая рыбка (вальс).

На золотую рыбку, Мы смотрим все с улыбкой., Хвостиком виляет,, К танцу приглашает.

Морской конёк (полька).

Погляди, морской конёк ,, Как лошадка- прыг да скок,, Вместо ножек- завитушка,, Сам как детская игрушка.

Медуза (песня).

Медуза словно парашют,

И под водой она , как шут,

То стоит, а то колышется,, Будто песенка нам слышится.

Этапы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества.

1 этап.

Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко и. т. д).

2 этап.

Развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон»,русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи»,белорусская нар. Песня, обр. А.Полонского.

Передача характера музыки в различных танцевальных жанрах(полька, вальс, галоп).

3 этап.

Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей(« Котик и козлик»,музыка Е. Тиличеевой, «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «У медведя во бору», русс. нар. мелодия), найти элементы национальных танцев(русский, украинский, белорусский, литовский).

4 этап.

Дети самостоятельно придумывают композицию музыкальной игры или танца( « На мосточке»,муз.А.Филиппенко; «Жили у бабуси»,русс.нар.песня).Важную роль на данном этапе играет оснащение среды в ДОУ и в семье: музыкальное сопровождение, разнообразные костюмы и атрибуты, музыкальные инструменты, пространство для развертывания игр и танцев.

Развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах.

Условия для развития инструментального творчества.

1)Развитие основных музыкальных способностей- ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма. Другие способности: воображение, образное мышление.

2)Владение элементарными навыками игры на муз. Инструментах, различными способами звукоизвлечения, позволяющими передать простейшие музыкальные образы.

23 стр., 11256 слов

«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...

... что встречающиеся в работе термины «простей­шие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музы­кальных инструментов для младших школьников. Цель исследования, Задачи исследования: 2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников; ...

3) Творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

4)Парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.

Этапы развития творчества детей в игре на муз. инструментах (по возрастам)

1

Дети импровизируют на шумовых ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания ( например, шум приближающегося и удаляющегося поезда ).

С детьми обсуждается какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать образ. (Снежинки — звенящие колокольчики, треугольники, металлофоны.)

2

Дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

3

контраст в пределах одного жанра (

Игра: «Далеко-близко, высоко-низко»

Цель: Развивать песенное творчество, знакомить детей со взаимосвязью динамических средств муз. Выразительности и жизненных ассоциативно-пространственных представлений.

Описание игры.

Пример

У дверей остановилась и стучит(мышка поднимается по «Музыкальной лесенке» к теремку, громко стучит и поет в высоком регистре: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?».И.т.д.

Сказку можно озвучивать не только голосом, но и при помощи музыкальных инструментов.