Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения в 7 классе.
Цели: организовать деятельность учащихся при обучении написанию подробного изложения текста с элементами сочинения — рассуждения.
Структура урока.
I. Вступительное слово учителя. Цель этапа: подвести обучающихся к осмыслению, что знакомо, а что предстоит узнать.
- Прочитайте, какая тема урока сегодня у нас. Как вы думаете, каковы наши цели? (цель — передать содержание текста, т.е. написать изложение, узнать, каким должно быть сочинение и попробовать его написать).
- Что мы знаем и умеем, а чего нет? (знаем, как писать изложение и сочинение, но никогда не писали их вместе)
- Каков будет план наших действий?
Внимательно прослушать текст,
побеседовать по содержанию,
написать изложение с элементами сочинения.
II. Операционно-мотивационный этап. Цель этапа: заинтересовать обучающихся проблемой текста
Беседа по терминам
Нравственность — это наличие в нашем сознании набора представлений о высоких жизненных идеалах: счастье, долге, чести, достоинстве, милосердии, сострадании, сочувствии, верности, ответственности, гуманности, гражданственности.
Духовность — это стремление жить в соответствии с идеалами.
Мораль — поведенческая характеристика человека. Моральные нормы существуют, они прописаны обществом. Мораль соотносится с долгом. Моральные качества человека проявляются в его поступках.
Этика — поведенческая категория, связанная с понятием воспитанности, подразумевает деликатность и тактичность.
Морально-этические нормы — Это оценка человека по одному поступку. Все любят рассуждать на морально-этические темы. Об этом легко рассуждать, т.к. это бытовой уровень. Общество активно навязывает морально-этические нормы.
III. Операционно-исполнительный этап. Цель этапа: создание условий для запоминания, последующего воспроизведения текста и написания по нему сочинения.
1).
Ознакомительное чтение текста изложения.
«План урока «Изложение с элементами сочинения»»
Дефицит милосердия: куда ушла доброта?
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах — горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения «Вещь, ...
... такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения. Начало сочинения Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение ... Работаем со словарем синонимов). Какие наречия использует автор текста для описания работы? Построение текста-рассуждения Как строится текст-рассуждение? (Учащиеся вспоминают схему тезис – доказательство – вывод ...
Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем! Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.
Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Благодарность и милосердие в незаслуженной забвении
Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых жизнь собаки — подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
О чем текст?
Этот текст затрагивает проблему дефицита милосердия и доброты в современном обществе, особенно в отношении к животным, в данном случае — к брошенным собакам.
Что хотела донести до читателя автор текста Е. Лайкова?
Автор хочет поднять важный вопрос о нехватке милосердия в обществе, особенно в отношении животных, и призывает задуматься о том, как мы относимся к своим менее счастливым собратьям на планете.
Для чего она написала данный текст?
Автор написала данный текст с целью привлечь внимание к проблеме жестокости и равнодушия к животным, а также вызвать общественное обсуждение и возможные изменения в этой сфере.
Замалчивание проблемы: время для размышлений
Благодарность животным и милосердное к ним отношение.
Устранение дефицита милосердия
Для начала, нам следует осознать, что доброта и милосердие — не просто слова, а важные ценности, которые формируют нашу гуманность и составляют основу человеческой природы. Мы должны начать с себя, с собственных поступков и отношения к окружающим нашему миру существам.
Важно поддерживать инициативы и организации, заботящиеся о бездомных животных, и внимательно следить за тем, как обращаются с ними в нашем обществе. Помощь может проявляться не только в материальной форме, но и в воспитании добрых ценностей у молодого поколения.
Завершение: будьте милосердными к миру вокруг вас
В заключение, дефицит милосердия — это вызов для каждого из нас. Мы должны вернуть доброту и сострадание в наши сердца, чтобы создать лучшее общество для всех его обитателей, включая наших четвероногих друзей.
Пусть этот текст станет напоминанием о важности милосердия в нашей жизни и призывом к действиям во имя благополучия всех существ на нашей планете.