Стандарт Учащийся должен уметь написать сочинение-образования подготовки к ГИА.
Технология:
___________ / Г.Р.Руденко /
Технологическая карта урока № 1
I . Урок подготовки к сочинению
Организационный момент,
2 мин
Приветствие. Организация и мобилизация внимания учащихся, психологический настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
Словесный (беседа),
Приветствует, успокаивает и организует класс, проверяет готовность детей к уроку. Настраивает на активную работу. Слушают. Встают, приветствуют учителя, садятся. Организовывают рабочее место. Домашнее задание,
3 мин
Мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания, Словесный (беседа),
Мотивация к деятельности. Организация целеполагания. Осознание цели деятельности, которая предполагается. Представление об ожидаемых результатах.,
Основная часть,
37 мин
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся. Закрепить умения учащихся по теме урока, Экспресс-опрос., Работа с карточками., Письменная работа с применением раздаточного материала., Устный опрос (4 мин), Устный опрос с предложением использовать дид. карточки (20 мин), Раздать тексты, предложив выполнить задние в тетради (13 мин)., Учитель организовывает смену видов деятельности., Выполнение задний. Устные ответы. Ответы с использованием дидактических карточек., Записи в тетради с использованием раздаточного материала, Подведение итогов занятия,
3 мин
Рефлексия., Анализ деятельности на уроке. Формулировка впечатлений., Словесный (беседа)
Организация работы для выявления и исправления ошибок. Организация послеоперационного контроля за ходом выполненных заданий.
Самоконтроль и самооценка полученных результатов., Технологическая карта урока № 2
Организационный момент,
2 мин
Приветствие. Организация и мобилизация внимания учащихся, психологический настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
Начало урока
Добрый день, уважаемые учащиеся! Сегодня мы продолжаем заниматься написанием сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. Но прежде, чем начать работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. Пожалуйста, встаньте и приветствуйте учителя. Затем Вы можете сесть за рабочее место.
Основная часть
Продолжаем работу над написанием сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. Сейчас вы перейдете к самостоятельной работе. Я буду наблюдать за вами, организовывать контроль и готов ответить на ваши вопросы, если они возникнут. Пожалуйста, начинайте работу.
Организация исследовательской деятельности учащихся на х литературы ...
... работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере повести И. С. Тургенева "Ася"). Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках ... основные методы направления литературы (лекция, беседа и самостоятельная работа учащихся), но и показал реализацию каждого из ...
Заключение урока
Время завершить наше занятие. Вы работали очень усердно, и теперь мы оценим ваши достижения. Перед вами проверка, которую вы сможете выполнить в течение ближайших нескольких дней. Пожалуйста, осуществите свой самоконтроль и самооценку. Я бы также хотел получить ваши отзывы о самостоятельной работе и услышать ваше мнение об этом уроке.
Пояснения
Работа над сочинением-рассуждением на дискуссионную тему представляет собой комплексную и многогранную деятельность, в рамках которой учащиеся овладевают различными видами речи, развивают свою логику и умение аргументировать свою точку зрения. Эта работа необходима и в 8 классе, поскольку помогает активному формированию личности учащегося. Работа над сочинениями-рассуждениями проблемного характера мы продолжим и в старших классах, она входит в структуру государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе.
Конспект урока № 1
I. Организационное начало урока (организационный момент).
«Здравствуйте! Я всегда с радостью вхожу в ваш класс, чтобы помочь вам найти ответы на вопросы, которые волнуют многих, и выслушать вас. Не станем терять время попусту и будем внимательно, не отвлекаясь, слушать друг друга»
II. Домашнее задание.
«Сегодня мы повторим пройденный материал, сделаем несколько самостоятельных упражнений, чтобы, а дома вам необходимо подготовиться к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему: «Кто такой друг?». И следующее занятие мы посвятим написанию сочинения — рассуждения, в котором каждый из вас может поделиться своим мнением о том, кто для него друг, рассказать, если у тебя друг и какой он и даже о том, какой ты сам друг.
III. Основная часть
Учитель: Мои хорошие! Сегодня мы будем работать над рассуждением дискуссионного характера. Эта работа трудна, но она и важна для нас, ведь такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре итоговой государственной аттестации по русскому языку. Поэтому сегодняшний урок станет для вас этапом в подготовке к будущим школьным экзаменам и не только. Этот урок может стать этапом экзаменам жизни, поскольку сегодня наш разговор о дружбе и о друзьях.
-
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
- Дискуссия, Дискутировать — да, нет.
- Что значит: «на дискуссионную тему»?
- Это значит на спорную тему (дискуссия = спор).
- Рассуждение ― это:
- умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме;
- высказывание, обсуждение (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Дискуссия ―, Дискутировать
Учитель: Да, всё верно. Рассуждение ― это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).
Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс
... научиться писать сочинение-рассуждение . Откроем тетради и запишем число, кл.работа,тема урока (тему сочинения) . ( слайд 2) Формулирование задач урока. (работа со слайдами 3-4) Работа по теме урока Какие вы ... подтверждение или опровержение какой-либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой ...
Рассуждение ― важный тип речи, содержащий доказательство, логическое мышление, убеждение, выводы. Хорошо научится использовать рассуждение, чтобы вступать в спор, дискуссию, полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которой не согласен, вести дискуссию, спокойный диалог.
во-первых, во-вторых, в-третьих,
А теперь перейдём ближе к проблеме, на которую я предлагаю вам рассуждать в сочинении.
приятель,
одноклассник,
друг,
знакомый,
сослуживец,
товарищ.
Попробуем разобраться, какой смысл мы вкладываем в эти слова, всегда ли понимаем, что значат эти слова, и всегда ли одно и то же слово имеет одинаковое значение для разных людей.
друг, знакомый, приятель, одноклассник, товарищ, сослуживец
2) Можем ли мы считать их синонимами? Почему?
3) Расположите эти слова в порядке усиления близости отношений.
знакомый
одноклассник, сослуживец
приятель
товарищ
друг
4) Почему слово друг последнее в этом ряду?
Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.
2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?
«Друга не нужно просить не о чём,
С ним не страшна беда., Друг – это третье моё плечо,, Будет со мной всегда…»
Может быть, эти строчки и есть та мера, тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой?
Дружба
Друг – это человек, готовый поддержать тебя в трудную минуту, помочь и понять. Не нужно просить его о помощи, он сам заметит твои проблемы. Друг – это третье твое плечо, на которое ты можешь опереться в любой ситуации.
Выбор друзей
Как искать друзей? Мы часто выбираем друзей, которые духовно равны нам или даже ниже. Это удобно для поддержания своего самолюбия и самоутверждения без изменений в себе. Но настоящая дружба возможна только с людьми, которые имеют доброту, отзывчивость, самоотверженность и верность. Чтобы дружить, нужно отказаться от своих притязаний на лидерство, зависти и ревности.
Как проверить дружбу?
Дружбу нужно проверять экстремальными ситуациями. Только в трудный момент можно понять, кто настоящий друг. Хороший друг бежит, не дожидаясь зова, когда у тебя возникает беда. Но плохой друг бежит к тебе только тогда, когда готова еда.
Можно ли научиться дружить?
Можно научиться дружить, но для этого нужно много работать над собой. Нужно отказаться от самовлюбленности, разбиться об свои притязания на лидерство, и избавить себя от чувства зависти и ревности. Но самое главное – вырастить в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, самоотверженность и верность. Если ты сам не способен к настоящей дружбе, то ты никогда не найдешь настоящих друзей.
Сочинение рассуждение русский язык богат глаголами и существительными
... Толстой, утверждавший: «…русский язык…богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 27 (2) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл ... его образе жизни». Слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяются друг с другом в речи посредством определенных логических отношений, образуя ...
Жанры для сочинения-рассуждения
Для написания сочинения-рассуждения можно использовать такие жанры:
- Письмо к другу. В этом жанре можно описать своего настоящего друга, поблагодарить его за поддержку и помощь, и поделиться своими чувствами.
- Определение понятия «дружба». В этом жанре можно определить понятие дружбы и рассказать о самых важных ее чертах и критериях.
- Рассуждение о дружбе. В этом жанре можно привести аргументы за и против дружбы и описать, что нужно делать, чтобы найти настоящих друзей.
Разговорный, Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения
2) «Статья в газету» или «Пост в блоге, в аккаунте»
Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.
3) Рассказ.
Стиль ― повествовательный.
4) Дискуссия с вымышленным собеседником.
Предполагает использование прямой речи.
7. Каких ошибок необходимо избегать при написании сочинения-рассуждения?
Не должна быть нарушена структура рассуждения: тезис (
факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.
Между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь
― стиль: если употребляем «во-первых» (либо «с одной стороны») то должно быть и «во-вторых» (либо «с другой стороны»).
Кроме того, в сочинении–рассуждении не обойтись без использования специальных таких «словесных формул», как:
я тоже думаю, что…
я согласен с тем, что …
обычно говорят…
многие думают (многие уверены)…
могу сказать…
нетрудно заметить…
8. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что в начале урока занятия я не назвала его тему, а лишь сказала в общем виде, что поговорим о дружбе и друзьях. Это потому что тема эта личностная, глубокая и ёмкая. Но вы в силах рассуждать о вопросах, которые сегодня на уроке находятся в центре нашего внимания.
Ещё раз напомню о домашнем задании:
выбрать форму сочинения-рассуждения, которое будет писать на следующем занятии.
― выбрать один или несколько из прозвучавших сегодня тезисов, которые будет доказывать в своем сочинении-рассуждении,
сформулировать тему своего будущего сочинения-рассуждения.
Конспект урока № 2
I . Организационное начало урока (организационный момент).
III. Основная часть
Примерные темы сочинения-рассуждения:
«Дружба в жизни человека»
«Несколько слов о дружбе»
«Мой друг … (имя)»
«Я и мои друзья»
«Кто такой друг»
«Друг познаётся в беде»
«Друг. Товарищ. Приятель»
Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение
... русского языка», «Русского слова» и «Почему я люблю русский язык?» Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему: «Великий и могучий русский язык». русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем ...
«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг»
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» /Сотер Ликтор/
Учащиеся пишут сочинение-рассуждение.
III. Подведение итогов урока
Заканчиваем работу и сдаем тетради с сочинением.
Спасибо.
Вы хорошо сегодня поработали. Довольны результатом своей работы?
На следующем занятии вы узнаете свои оценки, и мы проведем работу над ошибками, а также поделитесь впечатлениями о том, как помогло вам это исследование.
-
Внукова, Е.А. Обучение написанию сочинений различных жанров / Е.А. Внукова, Е.И. Колчина, Л.И. Потапова // Первое сентября. 2006. 27 января.
-
Еремеева А.Е. Рассуждение на дискуссионную тему [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/09/18/rassuzhdenie-na-diskussionnuyu-temu (дата обращения: 28.04.2019).
Оформление методических разработок открытых уроков: Методические рекомендации
Сост.: Нагабедьян Е.Н. – пос. Рассвет: Изд-во АДЕККК, 2016. – 40 с.
Русский язык. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Быстровой. ФГОС
Автор-составитель М.В. Бабкина. – М.: Русское слово, 2015. – 152 с.
Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. ФГОС
Сост. Е.А. Быстрова. – М.: Русское слово, 2019. – 272 с.
Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч. 2. ФГОС
Сост. Е.А. Быстрова. – М.: Русское слово, 2019. – 184 с.
Русский язык. 8 класс: учебник
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: ДРОФА, 2011. – 237 с.
Русский язык. 8 класс: учебник
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. – М.: ДРОФА, 2014. – 272 с.
Русский язык. 8 класс. Учебное пособие
Авторы-составители С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.