П.Раслово – 2016 г
2
Место занятия в системе уроков
Урок составлен по учебно-методическому комплекту «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.И.Коровина. Допущен министерством образования и наука РФ. М. Просвещение. 2013год.» На тему «Подготовка к итоговому сочинению» отводится несколько уроков. Данная тема является достаточно актуальной. Усовершенствование работы с литературными произведениями способствует более успешному написанию итогового сочинения. Работа учащихся над сочинением данного типа развивает внимательное отношение к литературному тексту, способствует углублённому пониманию проблематики литературных произведений.
Система уроков развития речи по теме «Подготовка к итоговому сочинению» включает в себя системные уроки развития речи в 5-9 классах. В 10 классе знания по данной теме углубляются, систематизируются, совершенствуются после изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» . На данную систему уроков в 10 классе отводится 11 часов: на первом уроке уточняются, углубляются, совершенствуются, закрепляются знания по теме «Структура, тема , микротема, основная мысль текста». Именно уроки закрепления обеспечивают полноценное усвоение содержания знаний на уровне умений. Данный урок является восьмым в системе уроков развития речи в 10 классе, так как на нём проводится работа по подготовке к итоговому сочинению по четвёртому направлению, предложенному в 2016-2017 учебном году для экзаменационного сочинения в 11 классе. На девятом уроке проводится проверка умений, навыков написания итогового сочинения по направлению «Опыт и ошибки».
С помощью системы уроков по данной теме можно добиться высоких результатов в подготовке обучающихся 10 класса к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе.
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи:
I.Образовательные:
— познакомить учащихся с новым направлением итогового сочинения, приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;
Мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по направлению ...
... лучшее… Пробуй..... II. Основная часть мастер-класса. Работа над сочинением., Актуальность Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к итоговому сочинению, учитывая именно эти трудности. Сейчас много ... правит миром – разум или чувство? Разум и чувства: гармония или противоборство? Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? Должен ли разум брать верх над чувствами? Наш разум приносит нам подчас ...
3
— учить устанавливать связи между частями сочинения;
— учить различать главную и второстепенную информации
II. Развивающие
а) в группе повторения:
-повторить материал о структуре сочинения ;
— повторить информацию о теме и основной мысли текста ;
— формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;
— развивать критическое мышление через заполнение таблицы, составление кластеров, синквейнов;
б) в группе развития речи:
— развивать языковое чутьё;
— развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;
— обогащать словарный запас обучающихся;
в ) в группе развития мышления:
— совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
— совершенствовать умение логически мыслить;
— формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
III. Воспитательные:
4
— формировать интерес к чтению художественной литературы;
— воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
— воспитывать ответственное отношение к учёбе;
— воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;
— воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;
Методическое обоснование
Тема урока « Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе» является актуальной, так как обучение написанию сочинения в 10 классе особенно необходимо в связи с тем, что именно в этом классе изучаются великие произведения мировой классики, в которых содержится много материала, необходимого для написания, практически, сочинений всех направлений. Тем более, что значимость ключевых слов всех предложенных направлений напрямую относится и к современной жизни подростков.
Тип урока – комплексное применение знаний. Данный тип урока имеет важное значение в системе обучения. Его целесообразно проводить в 10 классе в данной форме, т. к. необходимо совершенствовать самостоятельную работу над текстом художественного произведения ; этот вид деятельности проверяется на письменном экзамене в 11 классе.
Методика обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию
... соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [1]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения. В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию. Сочинение – один ...
Вид урока: смешанный ( самостоятельная и практическая работа)
Ведущая технология: развитие критического мышления через составление синквейнов, кластеров, заполнение таблиц.
5
Методы:
— по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;
— по степени активности учащихся: продуктивный творческий;
— по источнику знаний: словесный, практический, наглядный;
— по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Оборудование: ПК, экран, проектор, толковые словари, текст романа –эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
Оформление доски: записи по ходу урока, составление кластера.
Этапы урока
I Организационный момент.
Цель : включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
II Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.
Цель: мотивация обучающихся.
III «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднений)
Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и проработать пути подхода к теме.
IV Включение нового знания в систему знаний.
6
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
V Закрепление изученного.
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
VI Самостоятельная работа с проверкой.
Цель: первичный контроль за овладением техники написания сочинения
VII Домашнее задание.
Цель: закрепить и усовершенствовать знания, полученные на уроке.
VIII Рефлексия.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего коллектива.
7
Ход урока.
Тема не записана на доске.
Приветствие.
— На доске спроецированы направления, по которым вы будете писать пробный экзамен – сочинение. С тремя направлениями («Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Поражение и победа») вы уже знакомы. Сегодня на уроке я предложу вам для работы ещё одно направление «Опыт и ошибки». Как вы думаете чем интересна данная тема? А интересной она может быть лишь тогда, когда есть сказать что по ней… На самом деле ключевые слова направления «Опыт и ошибки» многозначные. Они могут нести разную смысловую нагрузку.
Хотелось бы вам сейчас на уроке попробовать очертить круг проблем, связанных с подготовкой к сочинению по этому направлению? Тогда формулируем тему урока и ставим задачи. ( Возможные варианты тем: «Ошибка – это опыт», « На ошибках учатся» и др. Задача: понять, как выстраивать сочинение и на какой литературный материал опираться )
— Итак «Ошибки и опыт» (Записывается тема)
— Какие же цели мы должны поставить сегодня на уроке, исходя из темы? Как мы можем их достичь?
— Как вы считаете, с чего можно начать подготовку к сочинению?
— Конечно, нужно прежде всего осмыслить , что обозначают данные понятия.
Словарная работа. ( Обучающиеся находят слова в толковом словаре Ожегова С.И. после чего на экране проецируется следующая информация:
Ошибка – направленность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях (По Ушакову)
Ошибка – направленность в действиях, мыслях ( По Ожегову С.И.)
8
Ошибка – то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания ( По Ефремовой Т.Ф.)
Ошибка – погрешность ( Из словаря синонимов)
Опыт — совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. (По Ушакову)
Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. ( По Ожегову С.И.)
Опыт — отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания (По Ефремовой Т.Ф.)
Опыт – эксперимент (Из словаря синонимов)
— Какое пояснение слова вам больше всего понятно? (Дети высказывают своё мнение)
Работа с текстами стихотворений, высказываниями по направлению «Опыт и ошибки» ( Тексты проецируются на экране, а ребятам раздаются напечатанные на листочках бумаги для работы ).
— Теперь давайте внимательно вчитаемся в афоризмы и тексты стихотворений , которые написаны в разные времена представителями разных народов:
«Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью». (Филлис Терос)
«Ошибка даёт возможность начать всё сначала». (Генри Форд)
«Кто жаждет совершать великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу» (Л.Вовенарг)
— А теперь постараемся осмыслить данные стихотворения.
9
Жизнь не всегда дарует нам свои улыбки,
Порою посылает испытания…
И потому у всех есть право на ошибки,
Но важно, чтоб пришло их осознание…( Из интернета)
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных ,
И Гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель (Пушкин А.С.)
— Скажите, ребята, что же нам, современным читателям, близко и понятно в этих бесценных для человеческого опыта строчках…
— Какой мыслью они все объединены? (Ошибка – это опыт»)
— Объясните, пожалуйста, свою позицию, приводя из афоризмов и текстов аргументы…
Составление синквейнов.
— Попробуйте, ребята, составить синквейн по нашей теме, работая в парах .
10
(Возможный пример синквейна:
Опыт
Неожиданный, трудный.
Испытывает, учит, укрепляет дух.
На ошибках учатся.
Мудрость.)
Работа над композицией сочинения.
— Ребята, я надеюсь, что вы достаточно хорошо разобрались с темой сочинения, проанализировав ключевые слова, и чётко представили, о чём надо писать. Теперь нам необходимо вспомнить композицию итогового сочинения. Позвольте напомнить, что традиционно выделяется 3 части сочинения:
1) вступление, задача которого ввести в тему, дать предварительные , общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть , в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируются тексты художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное. (Данная информация проектируется на экране).
Работа с таблицей в группах.
— Чтобы у вас, ребята, сложилось более чёткое представление о том, как правильно писать сочинение по направлению «Опыт и ошибки», заполните таблицу:
11
Тема сочинения: |
|
Вступление |
|
Кластер, систематизирующий художественные произведения, содержащие примеры – аргументы, указывающие на героев, приобретавших жизненный опыт через ошибки |
В кластере дети могут указать следующую информацию: Л.Н.Толстой «Война и мир»- Пьер Безухов (ошибки – женитьба на Элен, масонство, присутствие на Бородинском поле; опыт — женитьба на Наташе, уход от масонства, снаряжение ополчения на партизанскую войну). Андрей Болконский ( ошибки – эгоизм, идеализация Наполеона; опыт- всепрощение, понимание ничтожности Наполеона – обычного человека) и пр. |
Заключение |
Защита материала, заполняющего таблицу.
— Теперь необходимо одному представителю группы защитить материал, подобранный в таблице.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
12
— Ребята, дома напишите сочинение. Попробуйте на основе материала урока вывести новые мысли о ценности опыта через допущенные ошибки, об ответственности человека за свои ошибки. Подумайте и о связи эпох.
Рефлексия.
— Ответьте, ребята, пожалуйста на вопросы:
— Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить поставленные задачи?_________________________________
— Сегодня на уроке я _______________________
— Самое интересное для меня задание было_____________________________
— Я узнал(а) (новое)________________________
— Я научился(ась)__________________________
— Материал урока был_____________________
— За урок я______________________
— Самое сложное для меня было____________________
— Работал ли я в группе______________
— Урок для меня показался_______________-
— Урок окончен. До свидания, ребята.
13
Методическая и лингвистическая литература, используемая на уроке
- Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей. М.: БАЛАСС. 2010г.
- Сулицкая Н.М., Кадашникова Н.Ю. и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки.Волгоград. Учитель. 2011г.
- Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. Волгоград. Учитель. 2000 г.
- Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2 издание, доработанное. М.: Просвещение. 2011 г.
- Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно- методическое пособие. М. 2001 г.