Задание с развёрнутым ответом (С3)

Сочинение

Продолжение. Начало см. .

Задание С3

задания В8–В12

Обратимся к заданию демоверсии ЕГЭ по литературе 2010 года.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и выполните задания B8–B12 и C3. Почему А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”?

Задания B8–В12 к стихотворению включают такие вопросы: “Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…” Как называется художественное описание природы в литературном произведении? К какому приёму прибегает поэт в строке: “Разлетелись, как дым, облака”? Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о “вздохах дня” в “дыханье ночном”? Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета (“над ясной рекою”, “в померкшем лугу” и т.п.).

Каким размером написано стихо­творение А.А. Фета «Вечер» (без указания количества стоп)?

В результате учащийся, выполнивший эти задания, “вооружён” такими терминами, как пейзаж, сравнение, метафора или олицетворение, эпитет, анапест . Осмысление роли художественных средств позволит увидеть своеобразие поэтического текста: в центре внимания поэта оказывается вечерний пейзаж, природа у Фета одухотворена и т.п.

перечитав стихотворение

Теперь рассмотрим три ученических сочинения и прокомментируем их, чтобы увидеть, как оцениваются задания части С3, какие требования к ним предъявляются и каких ошибок при выполнении этого задания надо постараться избежать.

1. А.А. Фета часто называют певцом мгновения, так как он изображал мимолётные пейзажи, которые меняются в разные времена года и время суток иногда очень быстро и не повторяются. В стихотворении «Вечер» изображены вечер и наступление ночи, и как природа меняется в это время от вечера к ночи. И Фет описывает эти перемены. Мимолётный пейзаж сменяет один другой. Сначала был вечер: “в померкшем лугу”, “прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака”, потом наступила ночь: “в дыханье ночном”. Но скоро наступит утро. И опять всё пойдёт по новой: день, вечер, ночь.

речевые недочёты

неудачный выбор и некорректное включение цитат:

Оценка задания — 1 балл. Несмотря на отсутствие фактических ошибок, это максимальный балл, которым может быть оценено сочинение: экзаменуемый упрощённо понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом.

3 стр., 1036 слов

Жизнь и творческая судьба А. А. Фета

... В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием «Вечерние огни» ... В его стихах узнаваем конкретный пейзаж — средней полосы России. Во ... ши­рокую известность. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны ... льных вечерах у Фета перебывала вся литературная и льная Москва. Стихи А. Фета — ... встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес ...

2. В стихотворении «Вечер» А.А. Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение, поэтому его называют “певцом мгновенья”. Обыденность окружающего мира в стихах поэта приобретает свою уникальность и неповторимость. В «Вечере» обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря эпитетам и сравнениям (“ясной”, “померкшем”, “немою”, “как дым”).

Эти мгновенные, как фотографии, детально зафиксированные картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе, умение понимать её, одушевлять, не случайно Фет использует олицетворение “Вздохи дня есть в дыханье ночном”.

Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она даёт ему покой и гармонию. Красота природы — это идеал Фета, его муза, вдохновляющая его в поэзии и помогающая пережить все жизненные невзгоды.

Ответ на поставленный вопрос дан в начале работы, тезис довольно точен: Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение… Развивающие доводы связаны с поэтическим текстом, предложенным для осмысления, пересказа ученику удалось избежать, и, что важно, стихотворение цитируется уместно и грамотно — цитаты играют здесь роль комментария к аргументам пишущего. Использованы и материалы заданий В7–В2.

Однако обоснованность суждений продемонстрирована не везде, в частности, размышление учащегося о том, что “картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе” , нельзя считать аргументом, кроме того, вывод не связан с основной частью работы, то есть по сути выводом не является. Кстати, заключительная часть сочинения существенно выиграет, если просто изъять из неё нарушающие логику и не относящиеся к ответу на вопрос предложения: Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она даёт ему покой и гармонию — и заключительные слова: и помогающая пережить все жизненные невзгоды. Требуемые “соответствующие выводы ” должны быть итогом размышлений над предложенным вопросом, неким кратким обобщением сказанного . Например, в этой работе: Фет стремился запечатлеть именно изменчивость природы, разные моменты её жизни, неповторимость разных её состояний, ведь в каждый следующий миг времени меняется картина мира, и повторить ничего нельзя, можно только “остановить мгновение”, “вписав” его в стихи.

аргументы, подтверждающие выдвинутый тезис, соблюдать логику изложения

Оценка задания — 2 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, вывод слабо связан с вопросом.

3. А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолётные, но чудесные, уникальные состояния природного мира, малейшие изменения в природе — её “чудные мгновения”. Поэт умел передавать непосредственную радость от переживания этих “мгновений” в стихах — в слове, то есть делать преходящее бессмертным, вечным.

3 стр., 1060 слов

Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

... сказанные о себе прекрасным поэтом А. А. Фетом, можно смело отнести и к Б. Пастернаку. Лирический живописец ... эти сравнения не случайны: Борис Пастернак все время находился в состоянии восторженного, молчаливого наблюдения — за жизнью, за окружающим миром, за миром природы. "Природы вечный соглядатай" — эти слова, ...

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда, как можно понять, неповторимых и прекрасных для поэта состояний природы, соответствующих движению времени — удивительному преображению мира в тот момент, когда вечер переходит в ночь. Приметы вечера — его звуки и краски — конкретны и загадочны одновременно: что “прозвучало”, читатель не знает, но видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет, как бы переводя взгляд с одного предмета на другой, замечает и “ясную реку”, и “померкший луг”, и “рощу немую”, и “золотую кайму” разлетевшихся, как дым, облаков, и “голубой и зелёный огонь” ночного неба.

Смена пейзажных планов и их связь с движением времени — главный фетовский приём изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира — это новое “мгновение”, из которых в лирике Фета, “певца мгновенья”, складывается образ “красоты” — главной составляющей художественного мира поэта.

многословие

А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолётные состояния природного мира — “чудные мгновения”, и передавать радость от переживания этих “мгновений” в стихах, то есть делать преходящее вечным.

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда неповторимых состояний природы, соответствующих движению времени. Приметы вечера конкретны и загадочны одновременно: читатель видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет замечает и “ясную реку”, и “померкший луг”, и “рощу немую”, и “золотую кайму” разлетевшихся, как дым, облаков, и “голубой и зелёный огонь” ночного неба.

Смена пейзажных планов — главный фетовский приём изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира — это новое “мгновение”, из которых в лирике Фета складывается образ “красоты” — главной составляющей художественного мира поэта.