Жизнь и творческая судьба А. А. Фета

Сочинение

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому ро­ду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Герма­нии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился маль­чик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагичес­кую любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о своей несчаст-

ной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

В 1856 году увидела свет новая книга поэта. Выйдя в отстав­ку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посвятить себя сельскому хозяйству. Вскоре он женился на М. П. Ботки­ной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним наконец утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской гу­бернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жиз­ни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, отмечены его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием «Вечерние огни» — всего было че­тыре выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмече­но пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. По­хоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия совре­менному читателю известна в основном поэзия и куда мень­ше — проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литератур­ной Москвы XIX века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На льных вечерах у Фета перебывала вся литературная и льная Москва.

Стихи А. Фета — это чистая поэзия в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Он не воспевал жарких чувств, отчая­ния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом про­стом — о природе, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, она наполнена светом и покоем. Даже о своей загубленной любви поэт пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и све­жо, как в первые минуты. До конца жизни Фет не утратил спо­собности радоваться.

2 стр., 839 слов

Стихи о назначении поэта и поэзии

... Мне музу молодость иную указала… Муза Фета сродни пушкинской молодой красавице, вдохновляющей поэта на создание прекрасных стихов. Афанасий Афанасьевич великий импровизатор, ему нравится в стихах единство формы и содержания, та гармония, ... Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, ...

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, лен. Недаром к его поэзии обращались и Чай­ковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-му­зыкант…» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали ши­рокую известность.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Приро­да у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его сти­хи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные от­тенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фи­гуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хо­тя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый ряд впечатлений, мыс­лей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко…», «Недвижные очи, безумные очи…», «Солнце луч промеж лип…», «Тебе в молчании я простираю ру­ку…» и другие.

10 стр., 4608 слов

По литературе : Фет – человек и Фет-поэт. Проблематика автобиографизма ...

... стихи! Его личность как будто можно разделить на две: Фета-человека и Фета-поэта. Афанасий Афанасьевич известен нам как автор замечательных по красоте стихотворений. Природа под пером Фета ... поддерживал его. А Фет всё выливал в стихотворения. Оба друга "упивались" поэзией, "принимая иногда, - иронически добавляет Фет, - первую лужу за Ипокрену". В доме Григорьевых, который Фет называл "истинной ...

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее по­всюду. Он был художником с исключительно развитым чувст­вом красоты; наверное, потому так прекрасны в его стихах кар­тины природы, которую он воспроизводил такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах узнаваем конкретный пейзаж — средней полосы России.

Во всех описаниях природы поэт безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благо­даря этому были созданы такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание…», «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди…», «Заря прощается с землей…».

Любовная лирика Фета — самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и драматизм его стихов буквально потрясает, несмотря на то что, как прави­ло, основная их тональность светлая, мажорная.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безогово­рочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нуж­на нам, людям XXI века, потому что говорит о вечном и самом сокровенном, открывает красоту окружающего мира.[/sms]