Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассказу по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (5 класс)

Сочинение

Р/р. Подготовка к сочинению – рассказу

по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве». (5 класс)

Цели:

  • Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.

  • Развивающая: Развитие творческих способностей, памяти и речи, обогащение словарного запаса учащихся.

  • Воспитательная: Воспитание любви к природе, к животным.

Ход урока

I. Формулирование темы и целей урока.

  • Отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает., Когда это бывает?

— Конечно, весной. Сегодня мы познакомимся с картиной художника Алексея Никаноровича Комарова о весне. (См. репродукцию).

  • Чем нравится полотно? (Заяц как настоящий, краски естественные, заставляет переживать).

  • Определим цель урока – упр.598.

(Написать сочинение-рассказ по картине).

  • На уроке подготовка к сочинению (тема), д/з. – упр.598 (черновик)

II. Работа по картине

1. Рассказ о художнике

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных.

А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста. Комаров много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.

(Анималист –

— Комаров был уверен, что «та же лиса, тот же заяц – это украшение природы, как бриллиант». Поэтому относился к своей работе трепетно: показывал животных в естественных условиях: на воле, на свободе, выбирая необычные ситуации.

2. Беседа по картине.

1. Жанр рассказа.

  • Что такое рассказ? (Повествование об одном случае в жизни одного героя».
  • Какой случай ляжет в основу нашего рассказа? (Как заяц оказался на дереве).

    8 стр., 3778 слов

    Рассуждение уроки французского. : Уроки доброты в рассказе Уроки ...

    ... рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Помни: чтобы сочинение получилось содержательным не­обходимо хорошо знать текст произведения. Рассказ «Уроки французского» ... ких эпизодах рассказа встречается пейзаж? 3. Охарактеризуй первое описание картины природы: - что видит герой рассказа за огородами? ... - это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны. Райцентр - районный центр. 6. Как ...

  • Запишем схему сюжета: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
  • Какой момент сюжета изображён на картине? (Кульминация – заяц спасается от наводнения).

— В каком типе речи будет сочинение? (Повествование (глаголы) с элементами описания (прилагательные)).

2. Работа с сюжетом.

Завязка.

(Ранняя весна)

Почему так решили? Подберите синонимы к слову наводнение., Наводнение, Наводнение

  • Определим завязку. (Записать глаголы).

Пришла ранняя весна. Тёплое солнышко растопило на реке снег и лёд., Заяц – косой, бедняга, несчастный, зверёк, серый. (Записать).

— Подумаем, как заяц оказался на дереве. Определим последовательность действий. (Записать глаголы).

В ода заливала кусты и корни деревьев.

Молодой заяц чутко спал в своей норе, когда почувствовал холод и сырость., Испуганный косой со всех ног бросился бежать в поисках спасения.

Все островки уже затопила полая вода, и бедняга быстро запрыгнул на высокий толстый сук старого дерева. Ему очень страшно.

Физкультминутка, Что произойдет с зайцем дальше? Как он может спастись?, К вечеру вода стала спадать. Скоро заяц с облегчением спрыгнул на землю и радостно помчался в лес.

III. Обобщающий вывод. Рефлексия.

  1. Устный рассказ по картине с помощью собранных материалов.

  2. Справлюсь ли я с работой?

Д/з. Упр.598 (черновик) Озаглавить рассказ.

Вариант рассказа., Случай в половодье., Весна в тот год пришла рано. Снег и лёд на реке под тёплым солнцем таяли быстро.

Испуганный косой со всех ног бросился бежать, искать спасения. Все островки вода уже затопила, и бедняге пришлось запрыгнуть на высокий толстый сук старого дерева. Зайцу было очень страшно.

Чтобы не упасть, зверёк поджал передние лапы, а задними так прижался к стволу, будто прирос к нему. Мокрая бело-коричневая шерсть косого посерела и встала дыбом. Его большие глаза от испуга вытаращены и словно говорят: «Только бы не упасть!» Длинные уши несчастного вскинуты вверх и, как чуткие локаторы, ловят каждый звук.

К вечеру вода стала спадать. Скоро заяц с облегчением спрыгнул на землю и радостно помчался в лес.