Р/р. Подготовка к сочинению – рассказу
по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве». (5 класс)
Цели:
-
Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.
-
Развивающая: Развитие творческих способностей, памяти и речи, обогащение словарного запаса учащихся.
-
Воспитательная: Воспитание любви к природе, к животным.
Ход урока
I. Формулирование темы и целей урока.
- Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает., Когда это бывает?
— Конечно, весной. Сегодня мы познакомимся с картиной художника Алексея Никаноровича Комарова о весне. (См. репродукцию).
- Чем нравится полотно? (Заяц как настоящий, краски естественные, заставляет переживать).
- Определим цель урока – упр.598.
(Написать сочинение-рассказ по картине).
- На уроке подготовка к сочинению (тема), д/з. – упр.598 (черновик)
II. Работа по картине
1. Рассказ о художнике
Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных.
А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста. Комаров много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.
(Анималист –
— Комаров был уверен, что «та же лиса, тот же заяц – это украшение природы, как бриллиант». Поэтому относился к своей работе трепетно: показывал животных в естественных условиях: на воле, на свободе, выбирая необычные ситуации.
2. Беседа по картине.
1. Жанр рассказа.
- Что такое рассказ? (Повествование об одном случае в жизни одного героя».
- Какой случай ляжет в основу нашего рассказа? (Как заяц оказался на дереве).
8 стр., 3778 слов
Рассуждение уроки французского. : Уроки доброты в рассказе Уроки ...
... рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Помни: чтобы сочинение получилось содержательным необходимо хорошо знать текст произведения. Рассказ «Уроки французского» ... ких эпизодах рассказа встречается пейзаж? 3. Охарактеризуй первое описание картины природы: - что видит герой рассказа за огородами? ... - это небольшая грузовая машина, грузоподъемность 1,5 тонны. Райцентр - районный центр. 6. Как ...
- Запишем схему сюжета: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
- Какой момент сюжета изображён на картине? (Кульминация – заяц спасается от наводнения).
— В каком типе речи будет сочинение? (Повествование (глаголы) с элементами описания (прилагательные)).
2. Работа с сюжетом.
Завязка.
(Ранняя весна)
Почему так решили? Подберите синонимы к слову наводнение., Наводнение, Наводнение
- Определим завязку. (Записать глаголы).
Пришла ранняя весна. Тёплое солнышко растопило на реке снег и лёд., Заяц – косой, бедняга, несчастный, зверёк, серый. (Записать).
— Подумаем, как заяц оказался на дереве. Определим последовательность действий. (Записать глаголы).
В ода заливала кусты и корни деревьев.
Молодой заяц чутко спал в своей норе, когда почувствовал холод и сырость., Испуганный косой со всех ног бросился бежать в поисках спасения.
Все островки уже затопила полая вода, и бедняга быстро запрыгнул на высокий толстый сук старого дерева. Ему очень страшно.
Физкультминутка, Что произойдет с зайцем дальше? Как он может спастись?, К вечеру вода стала спадать. Скоро заяц с облегчением спрыгнул на землю и радостно помчался в лес.
III. Обобщающий вывод. Рефлексия.
-
Устный рассказ по картине с помощью собранных материалов.
-
Справлюсь ли я с работой?
Д/з. Упр.598 (черновик) Озаглавить рассказ.
Вариант рассказа., Случай в половодье., Весна в тот год пришла рано. Снег и лёд на реке под тёплым солнцем таяли быстро.
Испуганный косой со всех ног бросился бежать, искать спасения. Все островки вода уже затопила, и бедняге пришлось запрыгнуть на высокий толстый сук старого дерева. Зайцу было очень страшно.
Чтобы не упасть, зверёк поджал передние лапы, а задними так прижался к стволу, будто прирос к нему. Мокрая бело-коричневая шерсть косого посерела и встала дыбом. Его большие глаза от испуга вытаращены и словно говорят: «Только бы не упасть!» Длинные уши несчастного вскинуты вверх и, как чуткие локаторы, ловят каждый звук.