Разработка русского языка в 5 классе » — описание по картине А.Н. Комарова «Наводнение»»

Сочинение

«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сочинение — описание по картине А.Н. Комарова «Наводнение»»»

Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

Тема: Подготовка к сочинению — описанию животного по картине

Алексея Никаноровича Комарова «Наводнение».

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы, наглядный метод (презентация).

Приёмы: диалог, беседа, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Технические средства обучения

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

(просмотр видео «Эмоциональный настрой на уроке»).

Ребята, с такой положительной нотки мы начинаем наш урок.

  1. Просмотр мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы»

Ребята, любите ли вы мультфильмы? Сейчас я предлагаю вам обратить своё внимание на экран и посмотреть небольшой фрагмент мультфильма.

Как называется мультфильм, который вы только что посмотрели?

Назовите автора? (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

С произведением Н. Некрасова вы знакомились в курсе 3 – го класса на уроках чтения. О чём это произведение?

(Дедушка Мазай спасал зайцев во время половодья)

Слайд – репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение»., Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, перед вами репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение»., Что общего в изображении животных и отношении к ним авторов в мультфильме и на картине?

(В мультфильме зайцев, попавших в беду во время наводнения, спасает Дедушка Мазай, а на картине художник изобразил зайца, сидящего на ветке дерева и спасающегося от бедствия. Как в мультфильме, так и на картине общим является нахождение зверей в опасной ситуации).

Подведение к теме

Ребята, исходя из просмотренного мультфильма и репродукции картины, как вы считаете чему посвящён наш сегодняшний урок?

9 стр., 4479 слов

Описание зайца наводнение. -описание по картине А.Н. Комарова ...

... А.Н. Комарова «Наводнение» Тема: Р/р Описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Цели: ... человеколюбив. Сочинение 4 Я вижу на этой картине зайца на ... сочинения. Чтение сочинений, 2-3 сочинения., Вопрос классу: Каким настроением проникнуты сочинения о весне? Если бы вам дали кисточку и краски , то какие цвета вы бы выбрали? II. Работа по картине ... Словарная работа (Слайд 2) АНИМАЛИСТ а, м. ...

Сегодня на уроке мы с вами будем описывать животное, изображённое на картине.

Цели

Обучающая, Развивающая:, Воспитательная:

3. Работа по картине.

(Слайд 4)

Выступление ученика: рассказ о художнике

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провёл в деревне и ещё в возрасте четырёх-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги.

Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.

А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста.

Учитель: — Внимание: вопросы!

  • Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше?

  • Какое слово вы услышали впервые?

4. Словарная работа

(Слайд 8)

АНИМАЛИСТ — а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. animal — животное]. (Малый академический словарь).

— Задание:

(картины «Лиса», «Тревога»)

(Лисичка, видимо, пытается добыть себе пропитание, раскапывая снег).

(Стайка птиц в тревоге вытянула шею, почувствовав какую-то опасность. Картина так и называется: «Тревога»).

5. Ребята, предлагаю вашему вниманию «Письмо – обращение художника». (Слайд 10)

«Все мои произведения проникнуты любовью к родной природе, её живому миру.

Я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, ничего не видно…

Вот так правдиво отражать (думаю, мне это удалось) в набросках и картинах всё многообразие родной природы – было смыслом всей моей жизни!

Дорогой друг! Люби природу, береги её! Относись к ней по-доброму. Она тебе за это воздаст стократ».

Учитель : — Ребята, как вы поняли слова великого художника?

(А. Комаров в своем письме говорит о любви к природе и к её обитателям. С какой теплотой и заботой он говорит о лесных жителях, с каким восхищением он описывает ветку ели, метель, воздух…В своём письме он обращается к читателю с просьбой о защите окружающей природы. Только истинный художник, человек с необыкновенной душой и невероятно добрым сердцем может так относиться к природе и её жителям!)

6. Беседа по картине

А теперь приступим к обсуждению картины.

  • Кто изображён на картине?
  • Какое время года запечатлено на картине? Докажите это.
  • Что такое наводнение и какие синонимы можно подобрать к данному слову? (Слайд 12)

(НАВОДНЕНИЕ

2 стр., 873 слов

Описание по картине Наводнение Комарова (5 класс)

... успела распуститься. Если всмотреться, вдали можно увидеть снег. Картина достаточно грустная, но показывает действительность. ` Комаров - Наводнение Популярные сочинения Матрёна Васильевна Григорьева главная героиня рассказа Александра ... После холодов земля не была готова к тому количеству влаги и по этой причине началось подтопление. Алексей Никанорович использовал для написания воды серые ...

НАВОДНЕНИЕ

  • В какой момент художник запечатлел зайца?
  • Как художник показал, что главный герой картины – зайчик?
  • Каким изображён заяц на картине? Опишите его : внешний вид (голова, глаза, уши, шерсть), позу, состояние.

(Слайды 13,14,15)

(Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна. Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади — _______________ . Спинка ______________ . _______________ хвостик поджат).

( Голова у зайчика маленькая, коричневатая . Вокруг глаз – белые пятна. Глаза тёмные, круглые , блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны чёрные пятна . У зайца густая шёрстка . На шее она желтовато-коричневая , сзади — серо-белая . Спинка тёмная . Маленький хвостик поджат.)

  • Из данных прилагательных выберите те, которые описывают состояние зверька:

грустный, весёлый,

  • Что ещё можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

(Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения.)

  • Подберите глаголы, описывающие действия зайчика.

(Бедненький зайчонок

  • Что изображено на переднем плане?
  • Какие краски и тона преобладают в картине? О чём это говорит?

(неяркие, приглушённые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета; это говорит о том, что зверёк оказался в трудной ситуации)

  • Действительно, краски помогают передать это событие, всю напряжённость ситуации.
  • Что можно сказать об отношении художника к изображённому им зайчику?
  • А каково ваше отношение к попавшему в беду зверьку? Какие чувства вызывает картина?
  • Какова же основная мысль (идея) картины?

Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.

Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.

7. Физкультминутка.

8. Запись опорных слов. (Слайд 20)

— Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, старое корявое дерево, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, не растерялся, догадался запрыгнуть, боится, находчивый, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с розовым отливом.

4 стр., 1567 слов

По картине Комарова Наводнение 5 класс

... полотно под названием «Наводнение». Для 5 класса Описание настроения картины Комаров - Наводнение 5 класс Популярные сегодня темы Петров-Водкин ... не предсказуемы. Голова у него большая, вокруг красивых, хоть и испуганных, глаз белые ... – это заяц. По сравнению с водой, которая стала затапливать опушку, заяц является очень ... Вариант 2 Комаров А. Н довольно талантливый художник, множество его картин, до ...

9. Работа с доской.

— Чтобы не было речевых ошибок, можно использовать слова – синонимы из рамок. Запишите их.

ХУДОЖНИК КАРТИНА НАРИСОВАЛ, ЖИВОПИСЕЦ ПОЛОТНО ИЗОБРАЗИЛ, АВТОР ПОЛОТНА РЕПРОДУКЦИЯ СОЗДАЛ, МАСТЕР КИСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ ПОКАЗАЛ, ПРЕДСТАВИЛ, РАСПОЛОЖИЛ

10. Корректировочная работа. (Деформация предложений)

  • Часто возникают проблемы с составлением предложений. (Слайд 21)

— Из слов составьте предложения, расположив слова в нужной последовательности.

1. Страх, съёжиться, весь, дрожать, зверёк.

2. Вода, зеркало, тёмный, деревья, силуэты, отражаться.

3. Наводнение, спасаться, нижний, догадаться, дерево, он, запрыгнуть, сук.

11. План сочинения.

(Слайд 22)

  • Это и будет планом сочинения.

Вступление. (Информация о художнике, история создания картины).

  • Основная часть

    • передний план картины (вода, деревья, заяц)
    • описание зайца (туловище, поза, цвет шёрстки, голова, глаза, уши, состояние)
    • задний план картины
    • цветовая гамма, общее настроение картины

    3. Заключение (Какие чувства вызывает эта картина? Авторское и ваше отношение к изображённому на картине.)

    IV. Домашнее задание. Оценки за работу на уроке.

    Ребята, дома вам предстоит написать сочинение – описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

    V. Рефлексия.

    • Над чем заставила задуматься картина?
    • Что нового вы узнали на уроке?

    Просмотр видео – ролика «Береги природу»