Русский язык 4 класс — Е.И. Самонова — Генеза 2015 год

Сочинение

Урок 48. СОЧИНЕНИЕ ПО ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

Учимся составлять сочинение по обсуждаемой проблеме

301. Прочитай и запиши пословицу и поговорки. Укажи, каким смыслом объединены эти высказывания.

1. Правда всего дороже. 2. Правда и в огне не горит, и в воде не тонет. 3. Правда беды не приносит.

Можно ли утверждать, что данные предложения синонимичны? Обоснуй свой ответ.

302. Прочитай текст. Можно ли с помощью высказываний из упр. 301 передать основную мысль текста?

ЧТО ЛЕГЧЕ?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: «Попадёт нам дома!». Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать

или правду сказать?

  • Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
  • Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
  • А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.

  • Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.

В. Осеева

Урок сочинение по обсуждаемой проблеме 1

· Поясни значения выделенных слов.

· Какую проблему поднимает автор рассказа?

· Кого из мальчиков наказали меньше? Почему?

2 стр., 582 слов

«Нужно ли всегда говорить правду?»

... голодающего ребенка. Общение с Лидией Михайловной запомнилось мальчику уроками доброты. Так надо ли всегда говорить правду? Я бы хотела в свой адрес слышать правдивую речь. Неправда заставляет человека ... не хочется пускать в сердце горе страждущих, жить с правдой. А в христианской религии правда есть Бог. Проблему правды и лжи часто поднимают писатели в произведениях русской литературы. ...

· Известны ли тебе подобные истории? Как они заканчивались?

303. В ходе диалога обсудите проблему, поднятую автором рассказа из упр. 302, — всегда ли нужно говорить правду?

304. Сочинение, в котором необходимо обсудить проблему, составляют в виде текста-рассуждения. Сначала формулируют утверждение. В основной части приводят объяснение (доказательство).

В конце — делают вывод.

Прочитай сочинение-рассуждение ученика 4-го класса. Какая проблема в нём обсуждается?

Что обманывать некрасиво, известно всем. Но всегда ли нужно говорить правду?

Некоторые думают, что можно утаить правду или соврать. Тогда жить спокойнее. Так считали мальчики из рассказа «Что легче?». Но правды не скроешь. Это гласит народная мудрость. Поэтому за ложь родители рассердились на ребят вдвое больше, чем за опоздание.

Говорить всегда правду совсем не просто. Но нужно, чтобы это стало твоей привычкой.

Caшa Василюк

· Как ты думаешь, какая из двух поговорок наиболее подходит для заголовка этого сочинения: С ложью правда не дружит. Враньё не приведёт к добру? Почему?

· Найди в сочинении части с утверждением, объяснением и выводом.

· Какие виды предложений использует ученик, чтобы вначале высказать свою мысль?

· Какой пример приводит автор сочинения как доказательство своего утверждения?

· Сколько предложений содержит вывод? А какой вывод предложишь ты?

Подбери синонимы к словам правда, неправда.

305. Напиши на черновике сочинение, в котором изложи своё понимание проблемы правды и лжи. Выбери для заголовка подходящую пословицу или поговорку. Подумай, какой пример из жизни ты приведёшь в качестве доказательства своего утверждения. Не забудь каждую часть сочинения-рассуждения (утверждение, объяснение и вывод) начать с абзаца.

306. Послушайте несколько сочинений, которые составили одноклассники (см. упр. 305).

Вместе с учителем обсудите творческие работы. Как сформулировано утверждение? Удачно ли подобрано доказательство? Связаны ли между собой части рассуждения? Правильно ли сделан вывод?

307. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Каковы особенности составления сочинения по обсуждаемой проблеме?

308. Проверь написанное на уроке сочинение (упр. 305).

При необходимости усовершенствуй его и запиши.