Конспект по русскому языку » -описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Аленушка» (3 класс)

Сочинение

Сочинение по картине В. Васнецова «Аленушка» (3 класс), Подготовительная работа для написания сочинения по картине В.М. Васнецова «Аленушка»:
  • урок русского языка.
  • I . Урок литературного чтения

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-vasnetsova-alenushka-konspekt/

    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Цель :

    • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

    • развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

    • воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору, показать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению.

    (Для этого репродукция картины «Аленушка» заранее экспонируется в классе и дети могут детально ее рассмотреть после чтения сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

    Ход беседы после прочтения сказки:

    Учитель : Как вы думаете, похож ли образ этой девушки на картине на Аленушку из сказки? Почему? Как выдумаете, можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

    (Нет. Иллюстрация показывает эпизод сказки, в ней отражены все детали, которые взяты из сказки. В сказке у омута козленочек, зовущий сестрицу.)

    Учитель: Действительно, это картина, а не иллюстрация. Картина, на которой художник показывает обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. В его воображении все образы бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, покладистых детей соединились в один образ Аленушки. Народ с любовью говорил в сказках об этих детях. Васнецов же отразил эту любовь в картине.

    9 стр., 4143 слов

    Богданов-бельский «новая сказка» описание картины, анализ,

    ... народной школе Рачинского. Ученицы. 1901г. Новая сказка. 1891г. Воскресное чтение в сельской школе. 1895г. У больного учителя. 1897г. Сочинение В 1903 г. Богданов-Бельский получает звание академика. С 1907 ... много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой. Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 ...

    Домашнее задание:

    • Изобразить образ Аленушки из прочитанной сказки, ее внешний облик;

    • Подобрать слова, описывающие характер героини;

    • По своему рисунку подготовить сочинение-миниатюру.

    II .Урок русского языка

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

    Цели :

    Образовательные:

    • Познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;

    • Учить анализировать содержание картины;

    • Учить писать сочинение, соблюдать структуру текста;

    • Учить излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями;

    • Формировать умение подбирать точную лексику для описания картины, помогающую раскрыть тему и идею картины.

    Развивающие:

    • Развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план;

    • Развивать умение понимать тему и основную мысль картины;

    • Расширять словарный запас, кругозор учащихся;

    • Формировать умение точно выражать свои чувства;

    • Развивать художественный вкус и образное мышление.

    Воспитательные:

    • воспитывать умение эмоционально откликаться на произведения живописи; воспитывать интерес к живописи;

    • воспитывать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства.

    Задачи:

    • учить составлять описательный текст по опорным словам;

      17 стр., 8378 слов

      » Развивающие занятия на х изобразительного искусства в 1 классе.»

      ... Тема моей курсовой работы « Цель курсовой работы: изучить технологии развивающих занятий на уроках изобразительного искусства. Объект исследования: Первый класс на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования: Развивающие занятия на уроках изобразительного искусства в ... и любви к искусству. Ученик начальной школы стремиться получить «пятёрку» по всем предметам и по рисованию тоже. А ...

    • развивать воображение, умение видеть красоту природы, различать настроение, изображенное художником;

    Необходимое оборудование

    ноутбук,

    проектор,

    экран,

    мультимедийная презентация,

    репродукция картины «Аленушка».

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    2. Проверка домашнего задания

    Прочитайте слова, которые вы записали, описывая характер героини сказки «Аленушка и братец ее Иванушка»

    Вступительное слово учителя, Сегодня на уроке, Виктор Михайлович

    Учитель говорит о роли В.М. Васнецова в искусстве.

    Виктор Михайлович Васнецов — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

    Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, это произведения написанные на основе народного творчества. «Я только Русью и жил» — говорил художник.

    3. Рассматривание картины

    «Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах … Каким-то особым русским духом веяло от нее».

    Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Вот художник и постарался показать это в картине.

    Учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка», обратить внимание на фрагменты картины.

    Слайды 4–10

    4. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

    Учитель: Какое впечатление производит картина?

    Учитель: Какие чувства она вызывает?

    1 стр., 449 слов

    Педагогическое «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической ...

    ... понадобятся, чтобы создать эту картину? Красный цвет «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он ... для того, чтобы нарисовать образ новой школы. Как художник, я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу именно таким открыть его детям ...

    Описание Аленушки

    Слайд 11-13

    Учитель: Кого вы видите в центре картины?

    Учитель: Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины?

    (Художник хочет, чтобы мы сразу на нее обратили внимание, она — главный персонаж в этой картине).

    Учитель: Где находится Аленушка?

    (Она сидит на камне у озера).

    Учитель: Опишите позу девушки.

    (Аленушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени руками, согнулась, положила голову на сцепленные руки).

    Учитель: Почему она приняла такую позу?

    (Она печально смотрит на воду, думая о чем-то грустном. Она пригорюнилась, поникла).

    Учитель: Какое у Аленушки настроение?

    (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушенное, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась).

    Учитель: Как вы думаете, в чем причина печали Аленушки?

    (У неё случилось беда; она грустит о братце, у неё тяжелая безрадостная судьба, она осталась одна).

    Учитель: Какими словами можно охарактеризовать горе Аленушки? (Большое, великое, 6езутешное).

    Учитель: С помощью чего художник показал, что у нее безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви).

    Учитель: Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

    (Он ее любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка).

    Учитель: С помощью каких художественных приемов художник привлекает внимание к лицу Аленушки?

    (Он его сделал светлым, а вокруг все темное).

    Описание природы

    Слайд 14-16

    Учитель: Что можно сказать о природе, окружающей Аленушку?

    Учитель: Опишите все, что вы видите на переднем и заднем плане.

    Учитель: Какое время года изображено на картине?

    Учитель: Какие детали об этом свидетельствуют?

    (Желтые листья затаились на водной глади, березки усыпаны желтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо).

    7 стр., 3374 слов

    Урок развития связной речи : «Подготовка к сочинению по ...

    ... работать в парах. Карточка подготовки к сочинению. 1. Найди материал об авторе. 2.Объясни, почему художник так назвал свою картину. 3. Подготовься ответить на вопросы. О чём рассказывает картина? Кого художник изобразил в центре картины? ...

    Учитель: Как вы думаетe, почему художник выбрал осень?

    (Осень — грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть).

    Учитель: Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

    Учитель: При помощи каких средств художник показал это?

    (Молодые тонкие березки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки).

    Учитель: Кто ещё на картине сочувствует горю Аленушки?

    (Птички).

    Учитель: Почему вы так думаете?

    (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Аленушкой, как бы внимают ее тоске, но ничего не могут поделать).

    Учитель: Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

    (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление).

    Учитель: Обобщите сказанное.

    Отношение к картине

    Учитель: Выразите свое отношение к картине, к Аленушке?

    (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Аленушки вызывает сострадание).

    Учитель: Какое отношение к Аленушке у Васнецова?

    (Он любит свою героиню и сострадает ей).

    Учитель: Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

    Физминутка.

    5. Речевая подготовка., Слайды 18-23

    6. Составление плана (коллективное).

    Слайд 24

    1. Художник В.М. Васнецов и его картины.

    2. Описание Аленушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

    3. Природа сочувствует Аленушке.

    4. Какие приемы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

    5. Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чем заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

    6. Устное высказывание по картине., Физминутка для глаз и кистей рук

    7. Письменное сочинение по картине

    Учитель: Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем необходимо писать, в каком порядке, какую лексику использовать. Пользуйтесь творческими тетрадями, в которых у вас записаны необходимые слова. Старайтесь писать в соответствии с планом, соблюдая правила каллиграфии и внешнего оформления.

    6 стр., 2807 слов

    «Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». ...

    ... учитель I категории Мурадова Лейла Дамировна «Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка». Тема урока: «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка» Цели: формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; ... вызывает ... сочинениях. 2. Развивать способность внимательного отношения ... картине и физическая минутка осенняя. Мы листики осенние, ...

    1. Самостоятельная работа учащихся

    2. Самопроверка

    8. Домашнее задание