» Развивающие занятия на х изобразительного искусства в 1 классе.»

Курсовая работа

И вот ребёнок стал школьником. Перед родителями сразу встаёт множество проблем, как помочь ребёнку в учёбе. Школьные предметы они негласно подразделяют на главные и второстепенные, которые не заслуживают пристального внимания. В раздел второстепенных автоматически попадает и «изобразительное искусство». «Мой ребёнок никогда не будет художником», — говорят многие родители. С этим нельзя не согласиться, не все должны быть художниками. Уроки рисования должны сформировывать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами предмет «изобразительное искусство» формирует индивидуальность ребёнка. Одна из важных задач – это развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.

Ученик начальной школы стремиться получить «пятёрку» по всем предметам и по рисованию тоже. А для этого он должен хорошо рисовать не только то, что ему нравится, но и то, что в данный момент требуется в классе. Это трудно для ученика, как физически (задания бывают сложные, рассчитанными на хорошо поставленную руку), так и психологически (не хочется подчиняться).

Если же родители причисляют рисование к второстепенным предметам, то их настроение непременно передаётся ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником, ведь ему об этом постоянно твердят родители, а значит, можно не очень стараться.

Такая позиция родителей порой приводит к необратимым последствиям. Уметь рисовать — это уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» позволяет стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет проявлять творческие способности.

«Изобразительное искусство» развивает ребёнка физически и нравственно. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. К концу начальной школы кисть и пальцы ребёнка должны быть развиты, что поможет избежать дисграфии. Плохие отметки по русскому языку, нервное напряжение, необходимость посещения специалистов, помогающих бороться с дисграфией, — всего этого могло и не быть, если бы взрослые помогали ребёнку в рисовании.

32 стр., 15835 слов

Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

... детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании. Методы исследования: анкеты для родителей и воспитателя на выявление условий в семье и детском саду для развития детского творчества, наблюдение, эксперимент, изучение продуктов детской деятельности. Исследовательская работа ...

Ученик начальной школы учится рисовать различными техниками и различными материалами. Необходимы не только акварельные краски, но и цветные мелки, и фломастеры, и цветные карандаши, и тушь, и гуашь.

Тема моей курсовой работы «

Цель курсовой работы: изучить технологии развивающих занятий на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования: Первый класс на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: Развивающие занятия на уроках изобразительного искусства в первом классе.

Гипотеза:

Задачи исследования:

  1. Изучить характеристику творческих способностей младших

школьников;

  1. Рассмотреть формы и методы развития творческих способностей

на уроках изобразительного искусства в первом классе;

  1. Проанализировать технологии развития творческих способностей на

уроках изобразительного искусства;

  1. Изучить роль педагога в развитии творческих способностей

первоклассников.

Структура работы: введение, две главы и заключение.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения [26 с. 49].

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [58 с. 32].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников , выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,

  • творческое воображение,

  • применение методов организации творческой деятельности.

    17 стр., 8259 слов

    Журналистика — искусство слова

    ... лингвистика и журналистика? Вернее, как журналистика, журналисты соответствуют в своей деятельности целям лингвистики? Как ... веяния открывают дорогу всем возможностям творческих проявлений. Происходят изменения и в ... форму речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично ... словесности, лишена индивидуального авторства. Это продукт синтетической деятельности разных специалистов- литераторов ...

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

  • рассматривать систему в развитии;

  • делать предположения прогнозного характера;

  • выделять противоположные признаки объекта;

  • выявлять и формулировать противоречия;

  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

  • представлять пространственные объекты;

  • использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

  • представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

    • преодоление психологической инерции мышления;

    • оценивание оригинальности решения;

    • сужение поля поиска решения;

    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

26 стр., 12817 слов

Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития ...

... к решению проблемы творческого саморазвития личности в учреждениях дополнительного образования 1. Понятие творчески саморазвивающейся личности Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется ... требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел ... и развивать и их теоретическое мышление. У

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

  • самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

В любой профессии, в любом труде

В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно- прикладного искусства.

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главными задачами

  • Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

  • Вести детей по дороге счастья и добра.

  • Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

  • Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

  • Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

Для успешного решения задач в развитии творческих способностей я разработала

  • Максимально использовать золотой ключик – интерес.

  • Предоставлять право выбора.

  • В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство)

    37 стр., 18280 слов

    Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

    ... Декоративное искусство знакомит детей с культурой своего народа и народов мира, воспитывает патриотические чувства, уважение к труду людей, создавших эти произведения: способствует развитию чувства прекрасного, композиции, цвета, ... групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала - освоением его декоративно-пластических возможностей. К ...

  • Для достижения успеха важна мотивация

  • Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

  • Организовывать и направлять способности как вид деятельности.

В своей педагогической деятельности вижу интеллектуальный и художественный рост учащихся. Учащиеся трудолюбивы, много сделали много могут сделать. Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, на которых я организую индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении уч-ся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности.

Е.В. Бондаревская предлагает

— диалогичность;

— деятельностно-творческий характер;

— направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка;

— предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, и выбора содержания и способов учения, поведения.

В процессе занятии изобразительным искусством, как на уроках, так и в центре дополнительного образования, более удачно и интересно проходят коллективные и групповые работы. В последние годы ребята с удовольствием выполняют объёмные работы.

В этих работах они чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают своё отношение к окружающему миру. Своими работами ребята утверждаются в детском коллективе.

Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты.

Чтобы овладеть ими, надо изучить азбуку формообразования. Этот податливый материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддаётся теснению. На уроках разбираем способы создания различных объёмов, используя приём сгибания листа по линии надреза. Приёмы работы с бумагой позволяют создавать и различную фактуру на поверхности листа, и множество простых объёмов, из которых можно составить сложные пространственные композиции.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... детей. Это способствует развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств ... изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, ... цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Для развития ...

Из доступного материала, с помощью несложных инструментов можно сделать несложные и убедительные вещи, используя их в оформлении стендов, интерьера класса, либо как самостоятельные произведения.

Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.

Обстановка на уроках ИЗО позволяет создать ситуацию успеха, широко применять в работе игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Игра-соревнование: “Кто составит больше оттенков определенного цвета”, например, “зеленой” или “красной” гаммы. В увлекательной форме дети учатся смешению красок; попутно усваивают множество наименований цветовых оттенков; перестают связывать название цвета (зеленый и пр.) с каким-то одним, наиболее типичным оттенком, учатся сознательно различать тонкие оттенки цвета, что помогает им избавиться от (цветовых) стереотипов в изобразительной деятельности. “Цветовые угадайки”: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. Общей основой для изобразительного искусства является действительность. Надо только увидеть эту действительность отражаемую искусством. И на уроках, и на внеклассных занятиях делаем маленькие открытия; в этом нам помогают краски. Краски — неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности. Ребёнок понимает, что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, пластикой, конструкцией.

Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. В начальных классах проводим игру “Весёлые кляксы”. Предлагаю ребятам обмакнуть кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листке бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Какие интересные рисунки, причудливые узоры получились! Дети радуются, они довольны, у них всё получилось, чувствуют себя маленькими творцами. Здесь уместно провести соревнование “Кто больше диковинных животных или птиц изобразит”, кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. С помощью игры создаю нестандартные ситуации, игра помогает мне сбить детей с шаблонного стереотипного мышления. Причём форма игры вносит в это повторение активное творческое начало.

Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма. Изучение портретного жанра позволяет провести игру-выставку портретов под названием “Лицо-зеркало души”.

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий. На занятиях изобразительной деятельностью методика развития творческого потенциала в основном рассчитана на применение во время занятий нетрадиционных художественных материалов. Использование же игровых приемов ... руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия ...

За неделю до урока ребятам даю задание: подобрать картину художника портретного жанра и подготовить небольшое сообщение.

В классе все портреты вывешиваются без подписей на стенде.

Представитель каждой команды должен по описанию найти портрет, назвать его и указать автора. Игры могут быть краткими (по 3-5 минут).

Кто больше назовёт на предложенную букву картин одного художника, одного жанра или темы.

На итоговых уроках четверти готовим выставку тех работ, где особенно выразительно использованы разные художественные материалы. Итоговый урок организуем в форме диалога зрителя и художника. При обсуждении детских работ предоставляем слово преимущественно авторам, чтобы они рассказали о своём отношении, которое они хотели выразить в работах. Зритель в свою очередь должен почувствовать, что хотел выразить автор, насколько это удалось. Если автору не удалось достаточно убедительно донести до зрителя свои чувства и мысли, он строит предположения, как можно было улучшить работу, какие художественные средства помогли ему передать замысел.

При рассматривании произведений художников, раскрываем замысел картины, рассуждаем о композиционном центре, в котором сконцентрирована основная идея, мысль. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, как правило, выделяет главное цветом, светом, объёмом. Чтобы написать картину, художник должен расположить на определённом формате холста или бумаги все предметы таким образом, чтобы выделялось главное.

Предлагаю для сравнения несколько картин, и прошу проследить, как композиция влияет на состояние идею произведения. “Завтрак аристократа”, Федотов (динамика, порыв, страх, напряжение); Малявин “Праздник” (буйство красок, радость жизни).

Пейзажи Левитана (тишина покой, неторопливость) После таких рассуждений целесообразны игры, упражнения, развивающие способность видеть и чувствовать различные варианты композиционных решений, соотношения образующих их форм, цвета, размеров, которые, воздействуя определённым образом, вызывают ассоциации с эмоциональным различным состоянием.

Предлагается из нескольких тем (добро, тепло, тяжесть, радость, горе) выбрать одну. Каждый должен нарисовать несколько предметов по выбранной теме и с помощью цвета предметов и их компоновки выразить нужное состояние. Ребята должны научиться выделять главное в картине, видеть взаимосвязь с второстепенными деталями.

Для тренировки показываю несколько композиций из геометрических форм, предложив найти в каждой из них центр.

Он может быть выделен формой, цветом, расположением. Для закрепления материала провожу игровые упражнения. Ребята должны скомпоновать на плоскости геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, выделяя центр композиции.

Это могут быть любые предметы, треугольники, квадраты или круги разного размера и цвета. Составляя из них различные варианты, дети убеждаются, что композиционный центр — это не обязательно самая яркая и большая фигура, как им кажется в начале; такие игровые упражнения помогают освоить очень важный закон композиции. Игра является эффективным средством обучения и воспитания; отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. В игре ребёнок выражает себя, а, значит, растёт. Урок изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому игровые формы очень важны. Так в 6 классе, когда у ребят уже имеется определённый объём искусствоведческих знаний, интерес у них вызывает игра “Придумай биографию художника”. Играющих делю на две команды, чтобы каждая команда придумывала биографию художника коллективно.

14 стр., 6870 слов

Рисование как вид изодеятельности в системе художественного воспитания детей

... в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы. На наш взгляд, рисование ...

Для этого поочередно для каждой команды на доске вывешивается 8-10 картин незнакомого детям художника. По работам ребята должны представить и рассказать где и когда он жил, какие у него любимые темы, какой характер, чем он больше всего любит заниматься, кроме живописи.

После выступления учащихся я отмечаю, что было правильно в их рассказах.

В 3 классе провожу игру “Художник и зритель” Ребята с удовольствием представляю себя в роли Шишкина, Поленова, Рембрандта и критиков. Меняют роли и становятся то художниками, то зрителями.

Для закрепления материала даю следующие задания.

  1. Подобрать репродукции, близкие или контрастные по колориту.

  2. Привести примеры произведений, цветовая гамма которых вызывает чувство грусти, тревоги, или чувства радости.

  3. Рассказать о колорите картины, обосновать, почему художник выбрал именно такую цветовую гамму, как это сделал.

На уроках художественного труда внеклассных занятий знакомлю ребят с разновидностями скульптуры. С основными способами и последовательностью процессов лепки знакомимся в начальных классах.

На этих занятиях провожу задания, развивающие способность восприятия пластического языка скульптуры, активизирующие творческое мышление, воображение, фантазию.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Поэтому пластилин заменяем соленым тестом. Лепить из теста — одно удовольствие: забавные фигурки можно раскрашивать, покрывать лаком. Осенью, весной уроки провожу в лесу, собираем шишки, камни, ветки, осенние листья, корни деревьев. И ребята с увлечением создают поделки. Также детям даю задание:

  1. Найти предметы с определённым настроением: лёгкая осенняя веточка, тяжёлая мрачная страшная коряга, угрюмый камень, злой шиповник.

  2. Подобрать камни по аналогии с людьми, выражающие разное настроение, состояние, силу. Тяжесть, легкость, нежность.

Цель таких уроков

4 стр., 1803 слов

Развитие творчества детей в рисовании. материал

... Творчество детей в работе с различными материалами»М. 1997 Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997. Алексеева В. В. Что такое искусство? ... развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. На ... для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и ...

В развитие художественно-творческой активности учащиеся большую роль в освоение дизайна играет эстетическое восприятие предметов. Учащиеся учатся видеть прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь. Считаю актуальным проводить экскурсии по родному посёлку, выделяя специфику сельских элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, где проявляется богатая фантазия и изобретательность народных умельцев. Это задание позволяет успешно справиться с практическими заданиями “Интерьер и конструкция народного жилища”.

Увлечённость работой порождает интерес, творческую свободу, удивление перед своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес, чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:

— способствует снятию детских страхов;

— развивает уверенность в своих силах;

— развивает пространственное мышление;

— учит детей свободно выражать свой замысел;

— побуждает детей к творческим поискам и решениям;

— учит детей работать с разнообразным материалом;

— развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувство фактурности и объёмности;

— развивает мелкую моторику рук;

— развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:

— сформировать у детей технические навыки рисования;

— познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

— научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;

— развивать воображение и творческие способности детей;

— обогащать и расширять художественный опыт детей;

— побуждать ребенка экспериментировать;

— поощрять и поддерживать творческие находки;

— развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;

— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

— способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.

Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, аэрография, лепка, граттография, бумагопластика, ниткография и прочее. Это позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши, пластилин. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Художественные салоны и магазины сейчас предлагают множество новых художественных материалов, как отечественных, так и зарубежных. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. Новизна и многогранная деятельность — залог творческого отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение

Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.

  1. Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать

кляксы, а затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

  1. Тычок жесткой полусухой кистью. Материалы: жесткая кисть, гуашь,

бумага любого цвета и формата Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка,

короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование ладошкой . Средства выразительности: пятно, цвет,

фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Оттиск смятой бумагой . Средства выразительности: пятно, фактура,

цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

  1. Восковые мелки + акварель . Средства выразительности: цвет, линия,

пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

  1. Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно,

фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  1. Точечный рисунок . Детям нравится все нетрадиционное. Рисование

точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

  1. Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы:

бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

  1. Метод монотипии . Если кратко сказать, то это изображение на

целлофане, стекле которое переносится потом на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

  1. Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов,

сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Идет дождь», и т.д.

  1. Коллаж . Само понятие объясняет смысл данного метода: в него

собираются несколько вышеописанных.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

« Декоративное рисование» — один из видов изобразительного искусства, оно знакомит с основными приёмами декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами. Декоративное рисование невозможно без знания разнообразных мазков, они применяются и при рисовании с натуры, по памяти и при создании тематических композиций. Во время изучения различных техник традиционной декоративной росписи, ученик быстро укрепляет кисть, что помогает ему точнее изобразить окружающий мир и даёт уверенность в своих силах и возможностях, а это очень важно для преодоления комплекса « неумения рисовать».

Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше оттенков основного цвета. Игра на закрепление понятий о цвете.

« Тематическое рисование» — это творческая работа, в которой ученик пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ученика, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образно и создавать художественные образы, используя весь багаж своих знаний и умений. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности и зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры. Следует вспомнить упражнения на смешение цвета, приёмы работы с кистью: примакивание, заливка, мазок, линия.

Упражнение:

— Кисточку держим вертикально, запястье на столе.

— Вот листочки берёзы, они довольны просты по форме. Кладём мазок, к концу сходящийся на нет, и получается характерное « сердечко» берёзового листа.

Способ « примакивания» больше подходит для рисования сложных листьев рябины. Во время выполнения этого упражнения руки работают в разных положениях: то « в свободном полёте» при смешивании красок, то опираются на стол, то трудятся у верхней части листа, то у нижней.

Это упражнение сложное, но очень полезное для укрепления руки.

Многие ученики любят рисовать фломастерами и гелевыми ручками, т.к. линии не размазываются, цвета не затекают друг на друга. К тому же детям кажется, что фломастерами рисовать быстрее. На самом деле быстрота мнимая, поскольку большинство детей рисуют фломастерами только контур, не закрашивая его.

Упражнение:

Существует великое множество штриховок для изображения фактуры предмета. Можно выполнить задание в стиле « графического дизайна».

— украшение рамочки для фотографий

— дерево, гриб, осенний лес, яблоко и т.д., нарисованные в центре композиции

Выполняя это задание, надо следить, чтобы штрихи были чёткими и в каждом узоре располагались на одинаковом расстоянии друг от друга. Это упражнение развивает глазомер и укрепляет руку, воспитывает трудолюбие, аккуратность и творческую фантазию.

Главная задача изобразительного искусства — это создание образа. В художественный образ может перевоплотиться любой предмет мира- дом дерево, человек, или животное, если художник делает его « действующим лицом» своей композиции. Вот почему « изображаемое» надо изучить. Исторические сведения о предмете могут подсказать особенности деталей, форму, а литературные образы – характер.

Упражнение

— Попробуйте прожить жизнь, погрузиться в жизнь другого существа – растения, животного. Выберите себе объекты для погружения. Пусть, например, это будут ромашка и кошка. Сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно и ровно, ничто окружающее пусть вам не мешает, постарайтесь его не замечать. Сейчас вы – полевая ромашка, вы растете на большом поле, у вас тоненький стебель и красивая белая головка. Вас греет солнышко, и вы поворачиваетесь к нему своими лепесточками. Рядом с вами такие же, как и вы, цветы, они качаются вместе с вами, вы понимаете, о чем они шепчутся друг с другом. А сейчас вы домашняя кошка, которая только что проснулась. Вы потянулись, прогнули спинку, осмотрелись вокруг – нет ли опасности. И сели умываться: вычистили лапки, мордочку, шерстку. Теперь можно и полакомиться молоком, оставленным хозяевами. Остальные движения пусть вам подскажет ваша фантазия. Вернувшись из погружения, опишите то, что почувствовали, что увидели, услышали. Какие новые для вас чувства вы испытали? Смело берите кисть, краски и творите!

— В сказках действующими лицами часто являются деревья, причём каждое из них имеет свой характер и по-своему взаимодействует с другими героями. О русской природе написано немало прекрасных стихов. Давайте переведём словесные образы в зрительные посредством мазка или штриха.

Могучий дуб – молодец, мужчина, мужественный, твёрдо стоящий, широкоплечий;

Дрожащая берёза – девушка, стройная, юная, беззащитная, нежная:

Плакучая ива – женщина, печальная, унылая, которая плачет.

Упражнения на нахождение изображения в пятнах.

  • Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.

  • Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.

  • Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению. Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения.

  • Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

Царство огня”.

С Земли все звезды кажутся одинаковыми, а на самом деле они все разные. Представьте, что вы попали на Огненную планету.

Задание

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка…

Например: ритм — это…, дизайн — это…

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

  • Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Февраль».

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Большинство игр переводят ребёнка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

По данным психологов сензитивный период для развития креативности, приходится с дошкольного возраста (3-5 лет) и до 9 лет младшего школьного возраста. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность. К трем годам у ребенка, по данным Д.Б. Эльконина, появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей появляется «потребность в компенсации» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца 2-го по 4-й год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание. В исследованиях В.И. Тютюника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку Э. Торренс считал, что креативность обнаружеваеться после 5 лет. Возраст 7-9 лет благоприятен для формирования творческих способностей еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны еще и не социализирован. Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить творческие способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры. Для этого необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие судить об игре как творческой деятельности, а также проследить взаимосвязь игры и развития креативности у дошкольников. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе. Н.К. Крупская рассматривает игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в тоже время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. А так же она выдвигает принципиально новое положения о детской игре как деятельности творческой, целенаправленной, сознательной. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры» — так писала об игре Н.К. Крупская. Как писал Л.С. Выгодский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросом и влечениям самого ребенка», рассматривая игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л.С. Выгодский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающих их, он же декоратор – рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник-изобретатель – создает в игре новые конструкций машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготовляет мебель. «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляется и через нее формируется все стороны психической жизни личности» — говорил С.Л. Рубенштейн. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характером, отношения к товарищам и взрослым. Другое трактование природы, игры — удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания. Й. Гейзинга, автор классического произведения «Гомо-людекс» («Человек, который играет»), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы. Уже в мире животных она рушит границы физического существования. «Животные могут играть, значит, они уже где-то больше, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы больше чем просто умные существа, потому что игра — занятие очень умное». С точки зрения линейного детерминированного мира, игру можно рассматривать только как надменность, которая не опирается на какой-либо традиционный фундамент [20].

В исследованиях С.Л. Новоселовой, Н.П. Сакуалиной, Н.Н. Поддъякова, Л.А Венгира, В.С. Мухиной указывают, что такой вид деятельность, как игра, прежде всего, способствует формированию таких психических свойств и способностей, которые для него необходимы, без которых не могут быть усвоены и реализованы специфические для него мотивы, задачи, средства и операции. В игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому иначе. Таким образом, получается положение, что ребенок начинает действовать независимо от того, что он видит. Действие в ситуации, которая не видится, а только мыслится, действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации приводит к тому, что ребенок научается определяться в своем поведении не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а смыслом этой ситуации, как писал Л.С. Выгодский. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются: знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка; способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах; те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей Таким образом, можно сказать, что игра это ведущая деятельность детей, способствующая их развитию: психическому, физическому, нравственному, эстетическому. Происходит развитие всех сторон личности – умственных способностей, моральных качеств, творчество. В процессе игры все перечисленные качества формируются в единстве и взаимодействие.

Коллективные виды работ делают занятия технологии более интересными и живыми, воспитывают у детей сознательное отношение к труду, активизируют творческую деятельность первоклассников. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся, учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы. При работе в группе дети учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть и переходить со своего места к любому участнику своей команды. Детям такая работа очень нравиться. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки изобразительного искусства. Вызывая интерес учащихся к предмету, уроки изо способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

1. Альтов Г.С. …И тут появился изобретатель. — М.: Дет. лит., 1984.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.

3. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

4. Березина В.Г. и др. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.

6. Бухвалов В.А. Биологические задачи и проблемы: Задачник для уч-ся общеобраз. шк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рига, 1994.

7. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 1987.

8. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. — М.: Академия, 1999.

9. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлетней нач. шк. — М.: Вентана-Граф, 1998.

10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — М.: Фрунзе, 1990.

11. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получения новизны // Адукацыя i выхование. — 1994. — № 7. — С. 103-108.

12. Гафитулин Т.М. Достойный ответ на оскорбление // Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования / Под ред. А.А. Гина. — М.: Вита-Пресс, 2000. — Вып. 5. — С. 40-44.

13. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

14. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Академия, 2002.

15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.

16. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978.

17. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. — М.: Астрель, 2005.

18. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

19. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. — М.: Просвещение, 1997.

20. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр «Эксперимент». — Рига, 1994.

21. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2000.

22. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 — 4).

— М.: Просвещение, 2001.

23. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 — 4).

— М.: Просвещение, 2001.

24. Сидорчук Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: Дис. … канд. пед. наук. — М., 1998.

25. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Восток, 2001.

26. Сычева О.И., Сычев С.В. Книга противоречий // Журнал ТРИЗ. — 1992. — Т. 3 . — № 4. — С. 32-37.

27. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2000.

28. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.

29. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.

30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Совершенство, 1998.

31. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.

32. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Педагогический поиск, 2001.