Учебно-методическое пособие » по картине». Часть

Сочинение

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), И. Э. Грабарь. «Неприбранный стол».

1907 год. Третьяковская галерея.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. Его называли живым классиком. Он был учеником Репина и современником Серова, Левитана, Врубеля.

И.Э. Грабарь родился в семье, которая участвовала в славянском освободительном движении. Его родители в 1876 году перебрались в Россию. Грабарь учился в Москве, в гимназии, затем в лицее. Он мечтал стать живописцем, усердно посещал всевозможные выставки, дотошно изучал коллекцию Третьяковской галереи, знакомился с художественными кругами Москвы.

В 18 лет Грабарь отправился в Петербург и поступил в университет. Он учился там четыре года на двух факультетах одновременно: историко-филологическом и юридическом, одновременно зарабатывая себе на жизнь сочинительством юмористических рассказов и иллюстрированием журналов. Затем он стал воспитанником Академии художеств и был уже через год определён в мастерскую И.Е. Репина. Но Грабарь прервал своё успешное обучение и отправился к Ашбэ в Мюнхен, затем в академии Жюльена и Коларосси. Художник путешествовал по Италии и Европе, где знакомился с творениями мастеров Возрождения и постимпрессионистов – Ван Гога, Сезанна, Гогена. Он настойчиво изучал мировое искусство и архитектуру. А вернувшись в Россию, решил: «Я был несказанно потрясён красотою русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных берёзовых рощ, таких восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев». В своих картинах он словно утолял тоску по родине. В этот период, самый «творческий», по словам художника, он создаёт много прекрасных работ: в Подмосковье были написаны «Сентябрьский снег», «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Февралькая лазурь», «Хризантемы», «Неприбранный стол».

Февральская лазурь (1904)

«Февральская лазурь» — одна из лучших картин художника. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой берёзе? А вот И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось он ему неожиданно:

«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я».

6 стр., 2605 слов

По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»

... Сочинение по картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника» 2.5 (50%) 10 votes На этой странице искали : сочинение по картине репина стрекоза сочинение по картине стрекоза сочинение по картине и е репина стрекоза сочинение по картине ильи ефимовича репина стрекоза сочинение по картине стрекоза репина ... выступала в частных театрах, но затем остави­ла мечты о сценической ...

Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили художника:

лазоревого

И снова берёзы. Снова – горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола. И ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. И рыжая прошлогодняя листва.

Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуйте одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую.

Грабарь назвал картину «Февральская лазурь». Лазурь – это светло-синий, в старину говорили – яркий и густой небесный цвет.

Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба. И при этом помогают художнику показать эту синеву радостного зимнего дня.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Почему картина названа «Февральская лазурь»?

  2. Почему именно в феврале бывает много солнечных и ярких дней?

  3. Как и художник оказался в лесу?

  4. Как живописцу удалось открыть необычайную красоту берёзы?

  5. Удалось ли ему передать это фантастическое зрелище?

  6. Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, то есть на горизонте?

  7. Каким выглядит снег на солнце и в тени?

  8. На переднем плане изображена берёза. Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветки, а также другие берёзы, которые вы видите на картине.

  9. Какие мазками написаны белоствольные стволы деревьев?

  10. Какое настроение передаёт картина, отчего оно возникает?

Словарик

Лазурь – ярко-голубая краска у художников. Дивный экземпляр берёзы, редкостное ритмическое строение ветвей, зрелище, перезвоны, перекликание, эмаль неба, праздник лазоревого неба, жемчужные березы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег.

Мартовский снег (1904)

Картина «Мартовский снег» появилась вскоре после холста «Февральская глазурь». О создании этой картины художник пишет так: «В течение всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой. Меня очень заняла тема весеннего мартовского снега, осевшего, изборождённого лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день, в ажурной тени дерева, на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые меня давно уже манили. В ближайшей к Дугину деревне Чуриловке я нашёл такой именно, нужный мне уголок. Пристроившись в тени дерева и имея перед собой перспективу дороги, которую развезло, и холмистой дали с новым срубом, я с увлечением начал писать. Закрыв почти весь холст, я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и вёдрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив её остановиться на десять минут, вписал её в пейзаж. Весь этот этюд был сделан в один сеанс. Я писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». Казалось бы, сколько живописцев писало русскую природу, и всё же Грабарю удалось внести в палитру русской живописи свой новый оттенок – природы ликующей.

13 стр., 6146 слов

Маковский «в мастерской художника» описание картины, анализ,

... так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника»(которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа». В мастерской художника Маленький антиквар Сережа В 1879 году ... поехала в Ниццу. Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде ...

Полотна И.Э. Грабаря критики называли импрессионистическими, имея в виду главное достижение художников этого направления – открытый воздух в картине, трепетность, дыхание пленэра.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Чем привлекает зрителя картина «Мартовский снег»?

  2. В какое время года была создана эта картина, что хотел отразить в ней художник?

  3. Какие краски смог увидеть живописец в «ажурной тени дерева, на снегу»?

  4. Где он нашёл место для создания этюда к будущей картине?

  5. Что изобразил художник на переднем плане?

  6. Во что одета крестьянская девушка?

  7. Что виднеется вдали?

  8. Какое впечатление передаёт картина?

  9. Какой оттенок удалось придать изображению русской природы И.Э. Грабарю?

  10. Почему картины этого пейзажиста называли импрессионистическими?

Словарик

Изборождённый лошадиными и людскими следами снег, ажурная тень дерева, деревня Чуриловка, оркестровые симфонии красок и форм, холмистая даль с новым срубом, коромысло, этюд, жизнерадостная мажорная фанфара, импрессионистический.

Юон Константин Федорович (1875-1958)

К. Ф. Юон.

Константин Фёдорович Юон (1875-1958)

Учился Юон в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Юон любил изображать древние русские города с их архитектурными памятниками. Много картин он посвятил Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы изучить её, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.

«Конец зимы. Полдень» (1929)

Просторная деревенская окраина, покрытая снегом, спускается к оврагу. От дома с мезонином (характерная постройка для Подмосковья) тянется, пересекая заснеженную пелену, забор, возле которого сложены дрова. За оврагом всё выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы.

Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные берёзки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому, но уже пористому снегу.

У ёлок назначен «сборный пункт» деревенских лыжников – отсюда они отправятся, как настоящие спортсмены, в лыжный кросс по пересечённой местности: ровная поляна – глубокий овраг – высокий холм – синеющие на горизонте леса и перелески… Надо не упустить случая походить на лыжах в ясный солнечный день!

6 стр., 2977 слов

Игорь попов первый снег история создания. По картине И

... Сочинение картина Попова «Первый снег» С детства люблю смотреть на пейзажи. Художники так красиво изображают природу, так умело подмечают детали, которые не увидеть обычному прохожему. Конечно, в деревне ... стенке! Сочинение по картине Попова «Первый снег» План сочинения. Игорь Попов и его картина «Первый снег» Сюжет и композиция картины Цветовое решение картины Игорь Александрович Попов родился в ...

В этой снежно-голубой атмосфере, согретой полуденным зимним солнцем, тёплыми красками выделены лыжники и стройные ёлки (в просвете между ними видна поляна с нетронутым снежным покровом), древесина, выглядывающая из поленницы с остатками дров, слегка присыпанных снегом, и неизменные для деревенского пейзажа куры, вышедшие из своего зимнего убежища на подтаявший снег. Кое-где видны проталины, подтаял снег на крыше дома с мезонином, берёзки почти совсем освободились от своего зимнего наряда. Природа пробуждается, радуясь приближению весны, с её звенящей прозрачностью воздуха.

С большим мастерством передаёт художник первое волнующее пробуждение природы в картине «Конец зимы. Полдень», написанной в подмосковной деревне Лигачёво, где он многие годы жил и работал, где были понятны и любимы каждая берёзка и избушка, каждая мелькнувшая фигура. В этой картине, как и во многих других произведениях Юона, жизнь человека и природы показывается слитно, в их естественном единстве и повседневности.

Пейзаж Юона – пейзаж Подмосковья или Поволжья, написанный всегда в очень ясной и сдержанной манере, без патетики и без лишнего умиления, – передаёт величественную сущность самой природы, но не идеализирует, не приукрашивает её. Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы ясные и чистые звуки спокойной неторопливой речи. Тон этой речи повышается лишь тогда, когда художник живописует красоты русской зимы – это его любимая пейзажная тема, – торжественность могучей зимней стихии наделяет чертами монументальности обычно столь сдержанный и спокойный юоновский пейзаж. Любимым мотивом художника является зимняя поляна, застланная голубоватым снегом. Юон находит для этой зимней голубизны, для этого сдержанного сверканья зимнего солнца и искрящегося снега краски, рефлексы и полутона, полные световой убедительности и высокой художественной правды.

Константин фёдорович юон  1

Примерные вопросы для учащихся

  1. По каким признакам можно сказать, что приближается конец зимы?

  2. Отчего снег выглядит серовато-розовым, а местами светло-жёлтым?

  3. Что на картине указывает на полдень? Почему от берёзок остаются на снегу голубые тени?

  4. Почему дальний лес изображён синевато-лиловым?

  5. Каким вам кажется небо на картине: пасмурным или ярко-голубым, светлым или солнечным?

  6. Кто из вас умеет ходить на лыжах?

  7. Как вы думаете, что делают у ёлок деревенские лыжники? Каким будет их маршрут?

  8. Кто вышел из своего убежища на солнышко и ходит пол подтаявшему снегу?

  9. Какие признаки указывают нам на то, что художник изобразил именно конец зимы? (Кое-где видны проталины, подтаял снег на крыше дома с мезонином, берёзки почти совсем освободились от своего зимнего наряда.)

    28 стр., 13653 слов

    Природа в творчестве русских поэтов

    ... переменами не только сибирская природа, но и возросший на ее лоне простодушный северный ... бессчастная, беззаботная, непутевая и такая счастливая девочка – мать, охотники и рыбаки с берегов ... завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, ... и укладом жизни. Не потому ли истинный художник начинает свою защиту любых ценностей с живого мира – с человека? И.Б. Васильев, защищая природу, ...

  10. Какое настроение создаёт картина? Чему радуется природа?

Словарик

Заснеженные, поросшие лесом холмы, серовато-розовый, светло-жёлтый, синевато-лиловый, ярко-голубое, пейзаж, дом с мезонином, кросс по пересечённой местности, подтаявший снег, проталины, звенящая прозрачность воздуха.

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)

Сергей Васильевич Герасимов реализовал себя в разных сферах творческой деятельности. Он занимался живописью и графикой, успешно работал в качестве преподавателя, был признанным мастером книжной иллюстрации.

С .В. Герасимов родился в подмосковном городе Можайске. Его отец, кустарь-кожевник, выходец из крестьян, обосновался на окраине этого небольшого города. Уклад жизни семьи Герасимовых, в сущности, мало чем отличался от деревенского. Сергей дружил с крестьянскими ребятами, учился в сельской школе. Он очень рано пристрастился к рисованию. Подростком он поступил в Строгановское художественно-промышленное училище – «учиться на художника» и одновременно работал рисовальщиком в типографии Сытина. По окончании Строгановского училища (1911) Герасимов решет продолжить художественное образование и проходит курс обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

Родной Можайск, его люди и окрестная природа вошли во многие произведения Герасимова, но ярче всего его творческая индивидуальность проявилась в пейзажной живописи. Крым и Кавказ, Новгород и Псков, трасса Москва – Самарканд, Болгария, Италия, Франция, – отовсюду он возвращался с огромным запасом этюдов, а порой привозил и совершенно законченные пейзажи.

«Снова весна» (1954)

Ранняя весна. Снег растаял, только в затенённых местах ещё кое-где сохранился. Весенний вечер. Солнце склонилось к горизонту, окрасив пейзаж в удивительные цвета. Полупрозрачные тёплые тона легли на ветки деревьев, на желтоватую прошлогоднюю траву, на дымчато-розовые облака; всё это гармонично сочетается с холодными, тёмно-синими тонами реки и вечерним тёмно-голубым небом, создавая общее живописное впечатление пробуждающейся природы.

Обобщённо написанная группа деревьев – берёзы, ветлы и ель – бросает на землю длинные тени. Берёзы и ветлы пока ещё без листьев. Но уже чувствуется дыхание весны: в воздухе запахло прелым листом, смолистыми почками. Под солнцем почки с каждым днём наливаются всё полней и начинают лопаться. Ветви деревьев с набухшими почками создают очертание крон. Сиренево-коричневый цвет берёз, заполняющих центр картины, живописно соседствует с тёмно-зелёной хвоей молодой ели. Сразу за берёзками, внизу, темнеет студёная речка с одиноко плывущими голубыми льдинами. Она прихотливо вьётся в берегах и уходит далеко вправо. Противоположный берег реки с луговиной, постепенно возвышаясь, переходит вдали в крутой склон с густым хвойным лесом. На самой вершине холма чуть заметно вырисовываются деревенские постройки. Через редкую сетку ветвей центральной группы деревьев на переднем плане картины достаточно чётко просматриваются и берега и хвойный лес, уходящий вправо и сливающийся с горизонтом.

Над мирной природой, встречающей весну, высится вечернее небо. Оно не ясно-голубое, как бывает летом, а свинцово-тёмное с разорванными кучевыми облаками. Лучи заходящего солнца окрашивают эти облака в розовый цвет.

1 стр., 419 слов

Описание картины Сальвадора Дали «Лицо войны»

... в творчестве Дали картинами «Расщепление атома», «Атомная меланхолия», «Атомная Леда». Однако ни одна из этих картин не может сравниться по силе воздействия с работой мастера «Лицо войны». Понравилось сочинение? ... войны. Картина «Лицо войны» — призыв к разуму: не стоит затевать это безумие, ведь войны уничтожают тех же, кто их начинает; неисчислимы жертвы и страдания людей в войнах. В США художник ...

Пейзаж кажется давно и хорошо знакомым. Кажется, что сотни раз вдел такие берёзы и ели, вербы и ивы, реки и холмы… Но это хорошо знакомое как-то по-новому, по-особому предстаёт перед нами во всей прелести родной весенней природы, воспринятой чутким художником – мастером; такого рода пейзажи побуждают нас внимательнее присматриваться к окружающему миру, глубже любить русскую природу.

Светозарная весна в изображении Сергея Герасимова воспринимается как праздник жизни, как многозвучная мелодия. В Живописном оркестре Герасимова все краски созвучны настроению природы, содержанию картины. Герасимов сергей васильевич  1

Примерные вопросы для учащихся

  1. Какое время года изображено на картине?

  2. Назовите признаки весны.

  3. Какое впечатление производит на вас пробуждающаяся природа?

  4. Деревья стоят без листьев. Почему вы думаете, что они скоро распустятся?

  5. Что виднеется за берёзками внизу? Как написана вода?

  6. Почему берега реки желтоватого цвета?

  7. Что чернеет вдали, на горе?

  8. Как написаны небо и облака?

  9. Можно ли сказать, судя по картине, что художник любит и хорошо знает русскую природу?

Словарик

Ранняя, полупрозрачные, прошлогодняя трава, дымчато-розовые облака, живописное впечатление, прелый лист, смолистые почки, студёная речка, одиноко плывущие голубые льдины, луговина, вечернее небо, лучи заходящего солнца, художник-мастер, светозарная весна.

«Мать партизана» (1943 — 1050)

Картину «Мать партизана», которую художник Сергей Герасимов писал семь лет, считают одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. Произведение высоко оценили не только в нашей стране, но и за рубежом.

Писать картину «Мать партизана» художник начал в 1943 году. Надо сказать, что к тому времени Сергей Васильевич считался уже достаточно знаменитым мастером. Практически все его работы были посвящены жизни русской деревни. Так что картина «Мать партизана» не стала исключением из правил. Примерные вопросы для учащихся 1

Как однажды сказал художник, он хотел в образе простой крестьянки – матери партизана, показать всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей.

Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина объясняет и рассказывает о причинах непобедимости русского народа. Мастер изобразил на полотне простых людей, ставших на защиту своей родины. Картину «Мать партизана» смело можно назвать произведением истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы.

5 стр., 2302 слов

По картине Попова «Первый снег», 7 класс

... стиль речи (художественный). Сформулировать главную мысль (о картине в целом) и сформировать микротемы (о том, какие детали на полотне хочется описать). Отобрать языковые средства, синонимы для написания сочинения ... … Сюрприз!) На картине солнечных лучей нет, но светло – день. Сероватые тучи затянули всё небо. На дереве ещё желтые (бурые) листья. На снегу почти нет следов. Только следы девочек и ещ ...

За спиной матери – родная земля

В центральной части картины, на фоне дымного пожарища с гордо поднятой головой стоит мать партизана. Она воплотила в себе образ всех женщин, чьих детей казнили на её глазах. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. Женщину не могут запугать фашистские захватчики. За её спиной – родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью, священная родная земля. Мать своим телом словно защищает Отчизну, за которую гибнут её дети. Великую силу народного гнева ощущают на себе враги.

Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. За спиной полыхает пожарище. По всей видимости, враг поджег её родной дом. На лице крестьянки можно прочесть страдание, но вместе с тем это лицо непоколебимого человека, который ничего не боится.

Образ фашиста резко контрастирует с фигурой русской женщины. Мастер идеально выписал поворот головы врага и съакцентировал внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нём от этого проступает нечто звериное. Его фигура достаточно хрупкая, а ноги при этом нарисованы кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве.

В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Сколько лет С.В. Герасимов писал картину «Мать партизана»?

  2. Кого хотел показать художник в образе матери?

  3. О чём повествует образ пожилой крестьянки?

  4. Кто изображён в центральной части картины?

  5. Что выражает лицо женщины?

  6. Что защищает мать?

  7. Как выглядит офицер?

  8. Как художник подчеркнул контраст между главными героями картины?

  9. Что мы видим на заднем плане?

  10. Чем была награждена картина на Международной выставке в Брюсселе?

Словарик

Одна из самых драматических работ, за рубежом, пожилая крестьянка, духовная сила, неодолимая преграда, захватчики, непобедимость русского народа, дымное пожарище, с гордо поднятой головой, воплотила, печать великого страдания, родная земля, осквернённая врагами и залитая кровью, Отчизна, образ фашиста, тяжесть челюсти и угрюмость лба, Международная выставка в Брюсселе в 1958 году .

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), А. А. Пластов. «Весна».

1954 год. Третьяковская галерея.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

А.А. Пластов родился в 1893 году в деревне Прислониха, Ульяновской области. С детских лет он очень любил рисовать, с годами эта склонность к рисованию росла и усиливалась. Он закончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества по скульптурному отделению, а затем целиком переключился на живопись и совершенствовался в этой области самостоятельно. Художник написал много картин о жизни деревенских ребят («По грибы», «Сноповоз», Пастушок», «Тимуровцы», «Первый снег» и др.).

4 стр., 1954 слов

По картине «Первый снег», Пластов

... план сочинения, но он все равно будет состоять из вступления, основной части и заключения. Примеры сочинений по картине Пластова "Первый снег" 3 класс На картине А.А.Пластова "Первый снег" я вижу девочку и мальчика на крыльце дома. Выпал первый снег ...

Пластов любил деревню и детей, подолгу жил и работал с неослабевающей энергий и талантом в родной Прислонихе.

«Первый снег» (1946)

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь всё вокруг побелело.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

А снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платье выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг, радость и удивление выражает её лицо. Застыла на месте, не замечает, что снежинки падают на лицо, тают и растекаются прозрачными струйками. Глаза весело улыбаются, блестят, рот полуоткрыт – счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку; он спокойнее, чем сестра, хотя тоже доволен, но, видимо, считает, что ему полагается быть выдержанным, поменьше ахать. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб.

Эта милая, задушевная сценка написана искренне, правдиво, с горячей любовью к детям.

Оригинальна композиция картины. Больше половины её (по ширине) занимает стена старой крестьянской избы; рядом, в палисаднике, растёт старая берёза, верхушка которой срезана краем холста. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо и возбуждённо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Эти птицы, примелькавшиеся ребятам, не улетают к зиме на юг, не боятся холода, а переселяются поближе к жилью. Тут же в палисаднике растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки, пригнул их к земле.

На улице появился второй мальчик. Он тоже, видимо, вышел посмотреть на первый снег и оценить изменившуюся обстановку. За углом избы видна часть деревенской улицы с избами и хозяйственными постройками. На их крышах тоже белеет снег. Небо серое, сплошь покрыто тучами. Ветрено. Снег кружится и крупными хлопьями устилает улицу, но кое-где тут же тает (у палисадника виднеется лужица воды).

Пейзаж при всём его немногословии содержателен и эмоционален. Главное внимание художника сосредоточено на переживаниях детей.

Картина написана в сдержанной цветовой гамме. Особенно подробно и тонко проработаны ветви берёзы и ствол. Художник придаёт большое значение рисунку, справедливо считая его первоосновой живописи. Основное цветовое решение строится на сочетании белых, серых и коричневых тонов.

«Деревня вошла в мою жизнь, – пишет А. А. Пластов, – как нечто бесконечно родное, органичное и целое. Это сказывается на всём моём творчестве». Пластов хорошо знает жизнь крестьянских детей, их интересы, радости и горести, их непосредственность и любознательность. Такими они показаны и в картине «Первый снег».

Художник не идеализирует деревню, она изображается будничной, обычной, но он умеет в эту обыденность внести поэзию и красоту, сохранив всю правду и жизненность героев и той обстановки, в которой они живут и действуют.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Почему мальчик и девочка выбежали на крыльцо своей избы? Что они увидели на улице?

    12 стр., 5623 слов

    По картине оборона севастополя дейнеки (4, 6 класс)

    ... — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей. За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался ... в смертельной схватке. Севастополь, 1942.(wikipedia.org) В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт ...

  2. Почему девочка закинула голову и смотрит вверх? Что выражает её лицо? Чему она радуется?

  3. Обратите внимание на мальчика: как он одет? Вышел ли он только посмотреть на первый снег или решил что-нибудь делать?

  4. Как изменилась улица после выпавшего снега?

  5. Что особенно радует и удивляет детей?

  6. Что изобразил художник на переднем плане картины?

  7. Что виднеется за углом избы?

  8. Зачем вышел на улицу второй мальчик?

  9. Какая птица прилетела и села на берёзу?

  10. Какие птицы не улетают к зиме на юг?

  11. Какие краски преобладают в картине?

  12. Какое настроение создаёт у вас это полотно?

Словарик

Выскочила из избы, закинув голову. Восторг, радость и удивление выражает лицо девочки. Снежинки растекаются прозрачными струйками. Побелевшая улица, белые крыши деревенских изб, старая крестьянская изба, палисадник, мелкий кустарник. Снег кружится и крупными хлопьями устилает улицу.

Ужин трактористов (1951)

Не окинешь взглядом – до самого горизонта раскинулась поднятая целина. Влажный чернозём дышит вечерней свежестью, горит красноватой медью. Пылающий в полнеба закат освещает вспаханную землю, играет багровыми красками на одежде и лицах трактористов.

Тихо и безлюдно в степи. Веками лежала земля нетронутой, заросшая бурьяном, молочаем, полынью. Лишь коршуны летали над степью, плавно взмахивая крыльями. Пришли люди, нарушили тишину и обновили землю. Летом густой стеной будет стоять здесь золотистая пшеница – вестник побед на пути к нашему изобилию.

За долгий весенний день – спозаранку до вечера – хорошо поработали трактористы. В чистом воздухе разливается вечерняя прохлада. Недалеко от пашни присели ужинать пожилой тракторист и его молодой помощник паренёк; девочка деловито, по-хозяйски наливает молоко в большую миску, пока отец отрезает ломоть от краюхи свежевыпеченного хлеба.

Главный герой картины – труд. Старший тракторист – это крепкий, сильный человек с кряжистой фигурой; работать он умеет и любит. Характером тракторист строг, деловит, немногословен. От него веет внутренней собранностью, волевым напряжением. Вспахал сегодня много, но он, конечно, не считает, что совершил какой-то подвиг. Просто работал, а это «просто» — десятки гектаров поднятой целины. Отдыхать ему, собственно, некогда. Поужинает и снова отправится вместе с мальчуганом бороздить степь. От вечерней прохлады накинул на плечи куртку, голову прикрыл выгоревшей, поношенной фуражкой военного образца – важная деталь для характеристики человека и времени. Этот крестьянин был на фронте и теперь занят мирными делами по восстановлению и укреплению сельского хозяйства.

Помощник тракториста, вихрастый паренёк с угловатыми плечами, насквозь прожаренными солнцем, опершись на локти, растянулся на траве и с нетерпением ждёт ужина. Он основательно проголодался, сейчас ему ни до чего нет дела, лишь бы поскорее утолить голод. Паренёк сбросил с головы кепку, а пиджак оставил на зубчатой цепи трактора. Ложка давно приготовлена, но девчонка что-то чересчур медленно наливает молоко.

Для этого курносого паренька работа на тракторе да ещё в жаркую погоду очень утомительна, но он доволен: не всякому мальчишке доверят такое почётное дело, как быть помощником тракториста. И он старается оправдать доверие старших. Его деревенским приятелям-сверстникам остаётся только завидовать.

Девочка с важным видом выполняет роль настоящей хозяйки. Она принесла из дому ужин. Деревня отсюда далеко, и трактористам пришлось бы потратить много времени на дорогу в оба конца. Эта маленькая помощница оделась совсем как взрослая крестьянка: голову повязала белой косынкой, сверх платья накинула белый халатик. По колориту девочка напоминает какой-то оранжево-белый цветок, выросший среди буйного разноцветья. Последние лучи солнца мягкой позолотой окрасили её лицо и руки с весенним загаром, косынку и халатик с голубыми тенями. Освещена маленькая хозяйка мягче, чем трактористы, – в их колористическом решении преобладают плотные, мужественные тона с контрастами света и тени. Ужин трактористов  1

Мощный гусеничный трактор, окутанный ещё не остывшими клубами пара, выглядит великаном, готовым ринуться вновь на покорение неподатливой целины. Пашня простёрлась на многие километры в глубину. Её передний край – вспаханная земля – написан выпукло, светотенью выделены пласты земли. Степь на стыке с горизонтом светится узенькой полоской, принявшей на себя последний луч яркий солнца. Над целиной разливается свежесть наступившей ночи. Небо потемнело, подёрнулось розоватыми облаками с отблесками вечерней зари.

Пейзаж активно включается в содержание картины, подчёркивает единство природы с трудом человека, вливается в общую цветовую гармонию. Он характеризует нашу русскую землю-кормилицу.

Художник взял из жизни будничный факт, увидел в нём типичные для нашего времени черты и выразил в картине свой лирический восторг перед земной красотой, перед простым русским народом, который преобразует природу, заставляет её давать обильные урожаи.

Действующие лица «Ужина трактористов» не идеализированы. Пластов хорошо знал таких людей, он сам нередко работал среди них. Они написаны правдиво, без прикрас, с воодушевлением художника, влюблённого в этих людей, красивыми своим делами.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Кто изображён художником? Что собираются делать трактористы?

  2. Где происходит действие? Что трактористы делали до ужина?

  3. Почему художник нарисовал пашню оранжево-красного цвета?

  4. Как выглядит вспаханная земля на картине?

  5. Что делает старший тракторист? Расскажите о нём, о его характере. Много ли он вспахал земли?

  6. Расскажите о молодом пареньке? Доволен ли он, что ему доверили помогать трактористу?

  7. Как выглядит девочка? Во что она одета? Похожа ли она на молодую хозяюшку?

  8. Какое освещение выбрал художник, чтобы подчеркнуть контраст между девочкой и трактористами?

  9. Что будут делать мужчины после ужина?

  10. Какое значение имеет пейзаж в картине? Что он подчёркивает?

  11. Какие чувства выразил живописец в своей картине?

  12. Почему ему удалось так реалистично изобразить крестьянский труд, тружеников села?

Словарик

Поднятая целина, чернозём, вспаханная земля. Нетронутая земля, заросшая бурьяном, молочаем, полынью. Спозаранку, паренёк, кряжистая фигура, внутренняя собранность, волевое напряжение. Поношенная фуражка военного образца, вихрастый паренёк, зубчатая цепь, курносый. Маленькая помощница, оранжево-белый цветок, колористическое решение, пейзаж, русская земля-кормилица, цветовая гармония, без прикрас.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969), А. А. Дейнека. «Мать». 1932 год., Третьяковская галерея., Дейнека Александр Александрович

Дейнека родился в Курске, и как все его сверстники гонял голубей, ходил на рыбалку. Ему очень нравилась железная дорога – там работал отец. Он любил запах нефти, угля, пыли, его манили вдаль линии рельсов. В юности он часто слушал рассказы о своих земляках – строгих, храбрых и твёрдых.

Рисовать он начал совсем рано. Мать собирала его рисунки, но не смотрела на него как на будущего художника. В 1915-1917 годах Александр учился в Харьковском художественном училище, после революции работал фотографом в уголовном розыске, оформлял агитпоезда, делал плакаты для «Окон РОСТА» в Курске. И когда Курск в 1919 году стал местом кровавых боёв, Александр вступил в ряды Красной армии.

Сила художника проявилась в серии картин, посвящённых Великой Отечественной войне – «Оборона Севастополя», «Сгоревшая деревня», «Окраина Москвы», «Сбитый ас». Много полотен Дейнека посвятил спорту – он рисовал человека красивого, физически здорового. Физкультура и спорт, здоровое и красивое человеческое тело, физическая закалка, непринуждённая лёгкость движений всегда привлекали художника. «Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников и пр. Мне казалось, что спорт облагораживает человека, как всё красивое», – писал А. А. Дейнека.

Его « Эстафета по кольцу Б.» (1947) – страница истории целого поколения, воспитанного в динамике, в воле к победе. Массовый спорт советского времени был по-своему грандиозным праздником. На картине Дейнеки гудят по ветру спортивные флаги, горячий асфальт, короткие сиреневые тени. Жаркий полдень. Загорелые, сильные, юные мчатся спортсмены по широкому проспекту Кольца Б. Картина Дейнеки светла, мажорна, утвердительна по отношению к жизни.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Приходилось ли вам самим участвовать в э стафете? Каковы её правила?

  2. Где проходит эстафета, изображённая на полотне художника?

  3. Сколько команд участвует в состязании?

  4. Чем отличается форма участников команд? Как выглядят спортсмены?

  5. Какой момент соревнования запечатлел художник?

  6. Кто выигрывает? Обе команды стремятся к победе – как это передано на картине?

  7. Что в картине указывает на жаркий летний день?

  8. Кто стоит на обочине дороги? Из кого состоит толпа болельщиков?

  9. Что означает буква Д на развевающихся флагах?

  10. Какой значок виден в правом верхнем углу знамени?

  11. Какое впечатление производит картина? Какие краски использовал художник?

Словарик

Эстафета, форма участников команд, стремятся к победе, жаркий летний день, толпа болельщиков, буква Д на развевающихся флагах.

«Оборона Севастополя» (1942)

Большую батальную картину о подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны написал А. А. Дейнека. Батальная живопись рассказывает о войнах, походах схватках, боях. Слово «баталия» в переводе с французского значит – война, сражение.

Примерные вопросы для учащихся 1

Картина «Оборона Севастополя» рассказывает о начале войны, когда на нашу землю напали фашисты. Врагу удалось подойти к Севастополю, обступить город. Советские солдаты и матросы двести пятьдесят дней героически обороняли Севастополь.

В эти тревожные дни художник Дейнека и начал новую картину. На большом длинном холсте он написал набережную, море, небо.

Но белый камень набережной разбит, изломан взрывами снарядов и бомб. Море, прежде яркое, солнечное, теперь – грозное, сине-чёрное. Небо – в багровом огне пожаров, затянуто чёрным дымом. Сквозь огонь и дым с трудом пробиваются лучи солнца.

Как сказочные богатыри, выходят из моря, поднимаются на каменную полосу набережной наши матросы. Солнце освещает их матросские рубахи – форменки, белые брюки. А навстречу мрачным валом движутся войска фашистов.

Первый, кого мы сразу видим на картине, – матрос со связкой гранат. Он очень большой – во всю высоту холста. Его сильные ноги словно вросли в каменистую севастопольскую землю. Он широко размахнулся, чтобы бросить гранаты в самую группу вражеских рядов. Он повернул лицо навстречу врагу. Одна мысль, одно чувство захватили воина: не пропустить врага, не уступить ни пяди этой белой набережной. Матрос ранен. Он погибнет – и не отступит.

За ним следом поднимается его товарищ – без рубахи, с гранатой в руке. Подальше ещё один; уже сражённый фашисткой пулей, он делает последний шаг вперёд. Ещё дальше матрос вскинул над головой автомат и вступил в рукопашную схватку с фашистом.

«Моя жизнь неотделима от жизни Родины», – говорил художник А. А. Дейнека. Он писал картины о том, чем жил наш народ. С годами картины сделались историческими. На них оживает история нашей Родины.

Примерные вопросы для учащихся

  1. О чём рассказывает батальная живопись? Можно ли картину А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» назвать батальной?

  2. Сколько героических дней обороняли советские солдаты и матросы город?

  3. Как выглядит набережная после взрывов снарядов и бомб? Какие краски использовал живописец?

  4. С кем сравнивает художник матросов? Как они одеты?

  5. Опишите центральную фигуру картины. Какие чувства владеют этим матросом?

  6. Кто поднимается следом за ним? Готовы ли герои пожертвовать жизнью, чтобы защитить родной город?

  7. Какое впечатление произвела на вас картина Дейнеки?

Словарик

Батальная живопись, оборонять, набережная, холст, форменки, пять, фашисты, движутся мрачным валом, рукопашная схватка, сражённый фашисткой пулей.

Непринцев Юрий Михайлович (1909 — 1996), Юрий Михайлович Непринцев

К этой выдержке из рассказа художника о создании картины «Отдых после боя» можно добавить, что поэт А. Твардовский поначалу с недоверием относился к самой возможности перевоплощения поэтического образа Василия Тёркина в живописное произведение. Но когда увидел картину на выставке, был приятно удивлён совпадением наглядного зрительного образа с характером своего героя, именем которого он назвал свою поэму.

«Отдых после боя» (1951)

«На войне насчёт войны вёл беседу Тёркин» – сцена настолько живая, весёлая и жизнерадостная, что поневоле улыбаешься вместе с героями картины, которые слушают неунывающего рассказчика. Какие замечательные люди! Только что они смотрели смерти в глаза, а наступила короткая передышка между боями – собрались все вместе и заразительно смеются. Это настроение передаётся и зрителю.

Идёт война с фашисткой Германией. Кровопролитные сражения развернулись от Мурманска до Чёрного моря. Только что закончился бой, очередная атака отбита, и группа бойцов Советской Армии сделала короткий привал на лесной поляне. В центре, на пеньке, сидит Василий Тёркин с лихо сдвинутой набок шапкой-ушанкой. Табачку у него вдоволь: красный кисет заполнен до самой шнуровки. Не успел ещё Тёркин закурить, как вокруг собрались его товарищи по оружию. Знают, что весельчак и балагур не утерпит и начнёт рассказывать были и небылицы, сыпать меткими шутками и прибаутками. Прищурив умные, всепонимающие глаза, он с лукавой усмешкой посматривает на слушателей. Острые, весёлые шутки-выдумки «с перцем» вызывают неудержимый смех, согревают бойцов, помогаю забыть тяготы войны, отгоняют тревожные мысли о доме, где хозяйничают немцы.Непринцев юрий михайлович  1

Но Тёркин не только бойкий и остроумный рассказчик. Это бывалый, смекалистый солдат, не теряющий бодрости духа ни при каких обстоятельствах. Он беззаветно служит своему народу и готов в любую минуту сражаться ша родину. У него даже сейчас, во время отдыха, крепко прижата в себе винтовка, поставленная прикладом на носок сапога.

В Великую Отечественную войну Тёркины, солдаты с небывалой храбростью, рискуя жизнью, шли на смертный бой с ненавистным врагом, чтобы очистить русскую землю от непрошеных гостей. Тёркины – это мирные советские люди, но, поставленные в условия армейской, фронтовой жизни, готовы идти в бой, не задумываясь об опасности. К своим геройским подвигам они относятся как к обычному делу: похвалят такого воина за геройский поступок, он даже удивится – всякий бы так поступил.

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

сам художник

Весёлое удивление выражает также жест разведчика в белом маскировочном халате. Он неожиданности и остроты шутки разведчик схватился рукой за шапку и полуобернулся в сторону балагура, чтобы не пропустить мимо ушей не одного остроумного слова. Разведчик забыл об опасности на войне, забыл, что смерть подстерегает его на каждом шагу. Подошёл к бойцам на привале и танкист. Несмотря на ранение (голова его перевязана), он также не прочь послушать Тёркина и посмеяться вместе со всеми.

В целом группа живописна и естественна, убеждает в непобедимости силы народной, в горячем патриотизме воинов Советской Армии. Веришь, что такие люди всё «перетерпят-перетрут» и победят врага. Художник, говоря словами поэта А. Твардовского, «был восхищён их душевной красотой, скромностью, высокой политической сознательностью, готовностью прибегать к юмору, когда речь заходит о самых тяжких испытаниях, которые им самим приходилось встречать в боевой жизни».

Непринцев, будучи в рядах действующей армии, хорошо знал солдатскую жизнь. Поэтому так вдохновенно и правдиво показал он в картине людей, вынужденных воевать, сменивших мирный труд на военные походы. Создавая эту картину, он, видимо, не раз вспоминал своих товарищей по фронту, сам видел, как в минуту смертельной опасности проявляются высокое чувство патриотизма, солдатского товарищества и красота подвига.

Композиционно картина построена так, что зритель, как бы присоединяется к слушающим рассказчика и смеётся вместе с ними.

Живопись светлая, жизнерадостная. Серые шинели бойцов не подавляют однотонностью. Белые маскировочные халаты разведчиков, чёрный комбинезон танкиста и серые полушубки хорошо вписываются в общую тональность картины. Ярко-красный кисет Тёркина выделяет цветовой и композиционный центр картины с её главным героем. Все детали – вещевые мешки, ящик со снарядами, котелки, перчатки, вооружение бойцов и т. д. – придают картине ещё больше живости и теплоты. Все они дополняют характеристику персонажей и всей ситуации.

Пейзаж в этой картине – не только фон. Зимний северный лес наполнен людьми и танками. Художник подчёркивает этим, что отдыхающая после боя группа бойцов с Тёркиным во главе не изолирована от других воинских подразделений. Пейзаж, таким образом, стал существенным компонентом картины.

Основой сюжета этого произведения Непринцева послужила поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». В 1952 году картина была отмечена Государственной премией.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Когда фашистская Германия напала на нашу Родину и почему?

  2. Чем закончилась война?

  3. Прочитайте наизусть стихотворения о войне. (Стихи готовят заранее).

  4. Где находятся бойцы? Покажите на картине Василия Тёркина.

  5. Почему они собрались вместе? Что их заинтересовало?

  6. Чем вызван дружный смех воинов, отдыхающих после боя?

  7. Убеждает ли картина, что бойцы будут крепко защищать Родину и победят? Как это показал художник?

  8. Что можно сказать о характере Василия Тёркина?

  9. Как солдаты относятся к рассказчику?

  10. Почему художник включил самого себя в картину?

  11. Расскажите о других персонажах. Кто, кроме пехотинцев, здесь присутствует?

  12. Как одеты бойцы? Какие детали придают ещё больше живости и теплоты картине?

  13. На фоне какого пейзажа изображена сцена?

  14. Какое художественное произведение послужило основой для сюжета?

  15. Какое впечатление производит картины на зрителя?

Словарик

Передышка между боями, заразительно смеются. Фашистская Германия, Великая Отечественная война, Мурманск, Чёрное море, Советская Армия. Лихо сдвинутая набок шапка-ушанка, красный кисет, весельчак и балагур, всепонимающие глаза, бывалый смекалистый солдат, остроумный рассказчик. Молодой боец пойдёт за Тёркиным в огонь и воду, пожилой боец, «видавший виды» (т.е. много повидавший и испытавший), разведчик, молодой солдат, схватившийся рукой за щёку, – сам художник. Белые маскировочные халаты разведчиков, раненый танкист, чёрный комбинезон танкиста, серые полушубки. Вещевые мешки, ящик со снарядами, котелки, перчатки, вооружение бойцов. Зимний северный лес, не изолирована, воинские подразделения.

Яблонская Татьяна Ниловна (1917 — 2005), Т. Н. Яблонская. «Безымянные высоты».

1969. Третьяковская галерея.

Татьяны Ниловны Яблонской

Как же работала Т.Н. Яблонская над созданием этого произведения?

Летом 1948 года Яблонская трудилась в одном из колхозов Чемеровецкого района Каменец-Подольской области на Украине. Её поразило богатство, которого достиг этот колхоз-миллионер, захватил размах работ, она искренне полюбила своих будущих героев – простых, скромных людей и прекрасных тружеников. Вдохновившись задачей рассказать в художественном произведении об этих людях, об их жизни и труде, Яблонская проделала огромную работу. Она исполнила множество подготовительных произведений: десятки этюдов с натуры, массу зарисовок отдельных лиц, целых групп, пейзажей. «Мне хотелось, – говорила Т. Н. Яблонская, – передать радость коллективного труда прекрасных наших людей, богатство и силу колхозов»

Произведение Т. Н. Яблонской «Хлеб» наполнено радостью жизни, искренней верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему. Татьяны ниловны яблонской 1

Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят хлеб, насыпают его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное полотнище. На нём надпись: «Хлеб – сила и могущество нашего государства».

Огромная скирда ещё не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае, которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают тяжёлые мешки, грузят их на машины. Им, скромным труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала советских людей – творцов новой жизни.

Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно ярко это выражено в образе молодой красивой, жизнерадостной женщины. Её смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задорной улыбкой. Ноги её утопают в золотистом зерне, красивым жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она её главная героиня. К её крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены её: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане. Образ этой девушки как бы символизирует героику мирного труда. Картину «Хлеб» пронизывает бодрое, жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует её живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от золотой хлебной пыли воздух кажется чуть туманным.

Примерные вопросы для учащихся

  1. Чему посвящено художественное произведение Т. Н. Яблонской «Хлеб»?

  2. Какое время года изображено на картине?

  3. Где происходит действие? Чем заняты люди на току?

  4. О чём свидетельствует огромная скирда ещё не обмолоченного хлеба?

  5. Кто является центральным персонажем картины? Как выглядит эта молодая колхозница? Опишите.

  6. Чем занята другая женщина, изображённая на переднем плане картины?

  7. Какое настроение передала художница на своём полотне?

  8. Какие краски использовала она, чтобы передать бодрое, жизнерадостное настроение, с которым трудятся люди?

  9. Чем вам понравилась эта картина?

Словарик

На колхозном току, молотят хлеб, элеватор, труженики, молотилки, веялки. Разрумянившееся лицо, живые умные глаза, задорная, приветливая улыбка. Золотистое зерно, летний солнечный день, золотая хлебная пыль, воздух кажется туманным.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-poludennaya-tish-saryan/

  1. Алленова О., Алленов М. Карл Брюллов. Издательство «Белый город», М., 2001.

  2. Алпатов М. В. Александр Иванов. М., 1959.

  3. Ацаркина Э. К. П. Брюллов. М., 1963.

  4. Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., 1962.

  5. Басыров А. Я. Константин Алексеевич Коровин. М., 1985.

  6. Василий Иванович Суриков : Письма. Воспоминания о художнике. М.-Л., 1977.

  7. Ветрова Г. История России. Великие полотна. Издательство «Белый город», М., 2003.

  8. Грабарь И. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. Издательство «Искусство», М., 1965.

  9. Государственная Третьяковская галерея . Государственное издательство изобразительного искусства, М., 1963.

  10. Демина Н. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.

  11. Долгополов И. В. Рассказы о художниках: в 2-х томах. Т. 2. М., 1983.

  12. Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979.

  13. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы, «Дрофа», М., 2000.

  14. Иван Иванович Шишкин : Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978.

  15. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство, М., «Высшая школа», 2003.

  16. Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. Л., 1964.

  17. Искусство . Книга для чтения. Издательство «Просвещение», М., 1969.

  18. Кокшенова К.А. Самые знаменитые живописцы России, «Вече», М., 2002.

  19. Костин В. М. Аркадий Александрович Пластов. М., 1956.

  20. Кравченко К. С. С. В. Герасимов. М., 1985.

  21. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе, Издательство «Искусство», М., 1965.

  22. Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. М., 1966.

  23. Леняшин В. А. Василий Григорьевич Перов. Л., 1987.

  24. Мальцева Ф. Алексей Кондратьевич Саврасов. М., 1984.

  25. Марков В. А. Куинджи. М., 1969.

  26. Пастон Э. В. Василий Дмитриевич Поленов. СПб., 1991.

  27. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., Советский художник, 1989.

  28. Порудоминский В. Счастливые встречи, Издательство «Малыш», М., 1989.

  29. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве, М., «Просвещение», 1979.

  30. Савинова А.Н. Иван Иванович Шишкин. – Издательство Академии Художеств СССР, М., 1964.

  31. Сысоев В. П. Александр Дейнека. В 2-х тт. М., 1974.

  32. Федоров-Давыдов А. А. : Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество: В 2-х тт. М., 1966.

  33. Энциклопедия мирового искусства . Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», М., 2005.