Суриков Василий Иванович (24.01.1848–19.03.1916), великий русский художник, в 1899 году закончил писать картину «Переход Суворова через Альпы». Он работал над ней почти четыре года и завершил в год столетия Швейцарского похода Суворова. Внушительный по размеру холст: 495 × 373 см, техника написания — масло.
Жанр произведения — исторический, батальный. В основу картины положена драматичная ситуация во время Швейцарского похода — спуск русской армии с хребта Паникс. Переход был беспрецедентным: он совершался в зимнее время. Поскольку Россия была союзником Австрии, и полководец Александр Суворов считал, что русская армия должна выполнить перед ней обязательства.
Этот переход был тяжелейшим. Армия преодолевала его почти сутки, а перед этим были ещё другие переходы и много сражений. Множество солдат и пленных французов погибло при переходе через Паникс.
Композиция картины многофигурная, динамичная, диагональная. Обычно такие многофигурные картины пишут на горизонтальных полотнах, но Суриков выбрал формат, вытянутый по вертикали, чтобы усилить впечатление стремительного движения вниз.
Центр композиции — полководец Александр Суворов. Седовласый фельдмаршал верхом на коне стоит на самом краю пропасти. Он подбадривает солдат, смотрит на них по-отечески, с верой. Рука его призывно вытянута вперёд. Он с ними делит все трудности похода. Солдаты готовы идти до конца с таким полководцем, они продвигаются вперёд, преодолевая страх перед спуском. Рядом с полководцем стоит казак с пикой, он заглядывает вниз. Очевидно, этот казак сопровождает Суворова в качестве ординарца, оберегает его.
Передний план — армия. В каждом солдате художник передал особое настроение, характер. Двое молодых и задорных улыбаются шутке Суворова. По нижнему краю картины изображён до половины туловища солдат, он сохраняет в лице одну решимость и неудержимо скользит вниз, поддерживая одной рукой шапку, другой — оружие.
Русская армия в произведениях А.И. Куприна» («Поединок», ...
... общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции. Куприн своеобразно и ... В этих произведениях еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины ... Куприн особенно глубоко изучил армейскую среду, в которой провёл четырнадцать лет. Теме царской армии ...
Следующий за ним расширил глаза от страха, но не останавливается. Пожилой солдат осеняет себя крестным знамением, предаваясь на волю Божью. Немолодой уже барабанщик охвачен страхом: с неподвижным лицом и отчаянием в глазах сжимает он палочки и барабан, но, несмотря на страх, преодолевает последние секунды до страшного спуска.
Средний план — строй солдат в отдалении, теряющийся в облаках, проносящихся над вершинами гор.
Задний план — мощные склоны гор, вершины, покрытые ослепительным снегом.
Для художника важно было показать внутреннее состояние участников перехода через Альпы. В целом картина передаёт удаль и отвагу русской армии, что так устрашает противника на протяжении веков. Для усиления впечатления Суриков допустил неточности в изображении: оголённые штыки (чего не должно быть при спуске) и конь, стоящий на самом краю пропасти.
Цветовая палитра картины сводится к холодным тонам. Доминирует синий цвет, его оттенки. Холодный однотонный колорит разбавляет золотистый блеск барабана.
Неяркий свет падает на снега переднего и заднего планов. Их белизна ложится отсветом на происходящее событие. Армия на фоне тёмной горы среднего плана погружена в полумрак.
Идея произведения — единение российского войска, вдохновляемого гениальным Суворовым, в героическом порыве, беспримерная отвага русских солдат.
Картина В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» была на выставке в Петербурге и Москве. Приобрёл её император Николай II. Ныне полотно хранится в Русском музее (Санкт-Петербург).
Оно неизменно приковывает к себе внимание зрителя, заставляя переживать драматическое событие Швейцарского похода конца 18 века.