Конспект к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна — большая вода». план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение
  1. Определи, о чем ты будешь писать (тему).
  2. Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать (главную мысль).
  3. Наметь, какие части будут в сочинении (план текста).
  4. Определи, о чем нужно сказать подробнее.
  5. Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
  6. Напиши первый вариант текста.
  7. Проверь сочинение. Исправь ошибки и недочеты.
  8. Перепиши текст.

III. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

  1. — Еще раз посмотрите на картину. Немного о художнике. (слайд№2)

«Весна. Большая вода» — лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях. О грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах. О весне света, как потом назовет это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось бы описать не прозой, а стихами или воссоздать музыкой. Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым…

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней .

(слайд№9)

Тот, кто знает этот романс Рахманинова на слова Тютчева, уловит в мажоре его победное шествие весны, так музыкально тонко переданное Левитаном в картине .(слайд№3)

4 стр., 1883 слов

Технологическая карта русского языка «Повторение. Текст. по картине»

... закончить рассказ? - Утро в сосновом лесу. - Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». - Составить текст по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». - Потому ... Какие чувства вызывает у вас эта картина? - Я вам предлагаю следующий план сочинения по картине: 1. Художник и его картина. 2. Лесная глушь. 3. Семейство медвежат. 4. Моё ...

  1. — Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? (Апрель.)
  • Докажите, что это апрель. (Высказывания детей.)
  1. — Прочитайте высказывания, записанные на доске, объясните их смысл.

Апрель — пора большой воды.

Ни холоднее марта, ни теплее мая апрель не бывает.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Вода в апреле на лугу — сено в стогу.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над картиной

  1. — Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (Здесь показано половодье.)
  • Какие краски использовал художник? (Нежные, прозрачные -золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)
  • Какое настроение передает ими художник? (Радостное, весеннее настроение.)
  • Какие предметы изобразил И. Левитан на картине? (Он изобразил воду, рощу, деревья, лодку .Небо, дома, воздух, лес, берег.)
  • Как автор показал, что на картине весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)
  • Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-голубая.)
  • С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зеркалом, так как в воде отражаются деревья, кусты.)
  1. Как изображено небо? Какое оно? (Оно бледно-голубое, лазурное, светлое, ясное, ласковое, бездонное.)
  • Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых барашков и т. п.)
  1. — Что еще изобразил художник? (Деревья.)
  • Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще ист. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.)
  • Подберите прилагательные к слову березки. (Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные и т. п.) (слайд№4)
  1. — Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины. ) (слайд№5)
  • Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? (Мы видим старую лодочку, домики, сараи.)
  • 5.Что вы видите на картине в центре? ( Берёзки, осинки, ёлка ) (слайд№6)
  • 6.Что мы видим на заднем плане? ( Серые домишки, затопленные баньки. )(слайд№7)

7. — Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)

5 стр., 2146 слов

Конспект русского языка в 4 классе Тема. Обучающее по картине ...

... Слайд 4), (Слайд 5), (Слайд 6), «Поздняя осень» (Слайд 7 ). « Весна. Большая вода» ( Слайд 8) . Кто автор этих картин? - Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве. - Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, ... 4. Аудиозапись музыки «Времена года». 5. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». 6. Презентация. Подготовительная работа: Ход урока: ...

VI. Лексико-орфографическая подготовка

1. — Какие глаголы можно использовать в сочинении?

(Лучи: играют , улыбаются, скользят, пробиваются, радуют.

Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.

Тени: ложатся , тянутся, ползут, отражаются.)

— Слова и словосочетания, которыми вы можете воспользоваться в своём сочинении:

вдаль, в отстоявшейся воде, колеблющиеся отражения, почти, лишь недавно, прикосновение, песчаный, изгибающийся, застенчиво-робкие насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка- челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, утлая, долбленка, ненадежная, непрочная.

VII. Составление плана

  1. — Какие части мы выделяем в любом тексте? (Вводную, основную, заключительную.)
  • О чем нужно сказать в водной части вашего сочинения? (О приходе весны.)
  • О чем будете рассказывать подробнее? (О разливе реки, о половодье.)
  • Какая это будет часть? (Основная.)
  • О чем еще нужно рассказать? (О весне через небо, солнце, во дух, деревья.)
  • Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к картине).

2. Примерный план.

6 стр., 2715 слов

Творческое рассказывание: рассказы детей о жизни лягушек

... детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой Свободное сочинение заключается в том, что ребенку ... Камилла 6 лет Алина Жила-была лягушонок Алина. Она часто грустила, так ... Охотятся на летающих насекомых. С деревьев эти лягушки слазят только ... ребенок в речевом отношении, тем больше развиты у него воображение и творческие способностей. Творческий рассказ ...

  1. Весна пришла.
  2. Весенний разлив.
  3. Весна вступает в права (небо, солнце, воздух, деревья…).
  4. Мое отношение к картине. (слайд№8)

VIII. Устные рассказы детей

  1. — К сочинению можно подобрать эпиграф.

Эпиграф — изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.

  1. — Попробуем описать картину. (Слушаем рассказы детей.)

IX. Самостоятельная работа учащихся.

X. Проверка работ.

XI. Подведение итогов урока.

— Чему учились на уроке?