Конспект русского языка в 4 классе Тема. Обучающее по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Сочинение

Конспект урока русского языка в 4 классе

17.04. 2016г.

Тема. Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Задачи деятельности учителя:

Тип урока:

Планируемые результаты обучения:, Предметные:, Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):, Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:, Личностные:

Образовательные ресурсы:

1. Толковый словарь.

2. Интернет-ресурсы: Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников». URL:www.bibliotekar.ru/art.htm

  • URL: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk

3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист.

4. Аудиозапись музыки «Времена года».

5. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

6. Презентация.

Подготовительная работа:

Ход урока:

  1. Орг. момент.

-Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа, как и люди, носит разные одежды: летом- яркие цветочные ситцевые платья, зимой- белую пушистую шубку. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.

-Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?

Весна – это светлый праздник возрождения природы.

— Кто из вас бывал в весеннем лесу? (Слайд 1)

4 стр., 1768 слов

Сочинения об осени: прекрасное время года – осень, осенняя природа, ...

... время. Праздник осени В период бабьего лета активно проводятся свадебные торжества. На протяжении осени празднуется несколько православных праздников, каждый из которых знаменует изменения в природе. Осенние праздники помогают ... природы: Октябрьский гром предвещает мало снега. Сентябрьский гром предвещает теплую сухую осень. Если в октябре выпадает снег, то весна ожидается ранняя. Теплая осень ...

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение

3. Слушание музыки:

— Знаете ли какой голос у весны? (ответы учащихся)

— Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны ( звучит музыка).

— Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе.

— Что вы услышали?

4. Анализ стихотворения

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд».

Весна идёт, весна идёт-

И тихих тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней! (Ф. Тютчев)

III. Освоение нового содержания и его применение

1. Определение темы и цели урока.

— Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение? (Слайд 2)

— Посмотрите на слайды.

— Его кисти принадлежали такие картины, как «Солнечный день» (Слайд 3) , «Осень. Река » (Слайд 4),

(Слайд 5),

(Слайд 6),

«Поздняя осень» (Слайд 7 ).

« Весна. Большая вода» ( Слайд 8) . Кто автор этих картин?

— Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

— Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Весна. Большая вода».

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

— Будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2. Библиографические сведения о художнике. (Интернет -ресурсы)

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

5 стр., 2143 слов

Конспект по русскому языку : по картине И.И. Левитана «Весна.Большая ...

... «Весна. Большая вода». (И.И. Левитан) -Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве. 1.Сообщение темы и цели урока. -Сегодня будем писать сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Запишем ... разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива. 3. ...

3.Рассматривание картины под монолог учителя: (Слайд 10)

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

4. Физминутка

5. Словарная работа.

— Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж ).

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

художник-пейзажист

6. Анализ картины «Весна. Большая вода». (использование документ- камеры)

— Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

-Назовите признаки весны. ( Весна, потому что деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды — они такие свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья )

— Как бы вы назвали картину?

-Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна . Большая вода»?

— Давайте подумаем, почему именно так.

Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области ), Река спокойная и неподвижная)

-Как вы думаете, каждый ли год река разливается так широко?

— Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.

( Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий )

-Как вы думаете, а что за строения оказались в воде?

( Это бани . Их строят близко к реке.. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко. А это бывает не каждый год. Народное выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье . Красивое название, но теперь оно редко употребляется. Как хорошо, что оно сохранилось в названии картины)

13 стр., 6146 слов

Маковский «в мастерской художника» описание картины, анализ,

... Можно вспомнить картины «В мастерской художника»(которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа». В мастерской художника Маленький антиквар ... в тягость. Маковский К. Е. Семейный портрет. 1882. Изображена Ю.П.Маковская (1854-1959) с детьми Сергеем (1877- ... что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго ...

— Какие цвета преобладают на картине? ( Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя, небо голубое — бывает тогда, когда светит солнце)

(они придают трепетность, «воздушность»

А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

(Земля жёлтая , коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые . на них играют солнечные зайчики)

(Небо нежно голубое)

— С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

— Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?

( Берёзки молодые, хрупкие , нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой)

Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?

Солнце ликует , играет на стволах, отражается в зеркале воды.)

— А как художник изобразил рощицу на берегу ?

(Деревья стоят прижавшись друг к другу , наблюдают за теми , которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий хоровод. Каждое деревце изящное, трепетно – изогнутое, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего –то хорошего, что принесет им весна. )

-Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как по-вашему: о чём может говорить старое дерево молодым? ( Не бойтесь воды . Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим , и вы такими будете. Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.)

На переднем плане – забытая лодка

Что в этот момент испытывает художник ? ( Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением)

— А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник?

(Побегать по берегу, потрогать воду, подышать свежим воздухом

7. Лексико- орфографическая подготовка: (Слайд 11)

половодье, вытянутые и изогнутые деревья, отражают, плывущие облака.

изобразил, плывёт, солнечный, отражаются, строения, прибившаяся.

3. Произнести слова сначала «орфографически», затем «орфоэпически»: пейзаж, изобразил, настроение, холодная синева, тонкоствольные берёзы, оживающая крона, плывущие по небу, смотрят , половодье.

3 стр., 1189 слов

Конспект к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна — ...

... разлив. Весна вступает в права (небо, солнце, воздух, деревья...). Мое отношение к картине. (слайд№8) VIII. Устные рассказы детей - К сочинению можно подобрать эпиграф. Эпиграф — изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, ...

4. С данными словами и словосочетаниями составить предложения: изобразил, половодье, вешние воды, апрельский солнечный денёк, сливается, деревянные строения, прибившаяся лодка.

8. Речевая подготовка.

— В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их .

(Слайд 12)

— А какие слова больше подходят для описания реки?

— В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их .

(Слайд 13)

(Слайд 14)

9. Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ: ( Слайд 15)

  1. Начало половодья.

  2. Апрельский солнечный денёк.

  3. Деревья встречают весну.

10.Устное описание картины:

задний план:

разлившаяся река, затопленные постройки, сине- голубая вода, прозрачный воздух, наполнено солнцем , солнечные зайчики

передний план:

искривлённые стволы, хрупкие, покрыты дымками, тянутся венчиками, разноцветье красок, солнце ликует на стволах, яркий хоровод, отражаются в зеркале воды, лодка художника.

Слева, вдали , сверху, внизу, потому что, чтобы, так как, кое-где.

11.Самостоятельная работа учащихся.

Запишите 2–3 предложения по рисунку. ( Вариант : Приближалась гроза. Небо мрачное. Болотные травы гнутся от ветра. По шаткому мостику бегут дети.)

4 стр., 1975 слов

Обучающее по опорным словам по картине В. М. Васнецова «Снегурочка», ...

... опорными словами Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение. - Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части? - О чем напишем во вступлении ? (О том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и ...

12. Взаимопроверка.

13 . Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

(Урок по развитию речи.)

(Текст по репродукции картины.)

  • Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?