По картине Левитана «Сумерки. Луна» в 3 классе. презентация по русскому языку

Сочинение

Краснодарский край

Тбилисский район

Ст. Нововладимировская

МОУ СОШ №10

Урок русского языка

в 3 классе на тему:

Сочинение по картине И. И. Левитана «Сумерки. Луна».

Учитель: Ефименко Л. С.

2008 год

Сочинение по картине И. И. Левитана «Сумерки. Луна».

Задачи урока:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством художника И. И. Левитана.
  2. Учить читать «картину», развивать умение составлять текст, соблюдать структуру текста.
  3. Развивать письменную речь учащихся, учить устанавливать связь между предложениями и частями текста, подбирать синонимы к словам.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение видеть и понимать её красоту.

Ход урока. Организационный момент: (Звучит запись соловья на диске)

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:мыв школе на уроке. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться! Я, как разведчик, всё замечу. Я готов к работе. Я работаю! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Снова пришел долгожданный миг – пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, таинственный мир природы.

Запись числа в тетради, названия сочинения. (слайд №1) 5

Рассказ учителя о художнике: Левитан Исаак Ильич

(1860 – 1900): (слайд №2)

Искусство И. Левитана

И. Левитан родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д. Поленов и А.К. Саврасов; окончил училище в 1885 году. Жил преимущественно в Москве. Работал в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму, на Волге.

8 стр., 3962 слов

«деревня. зима», исаак ильич левитан — описание картины

... теперь давайте перейдем к сочинениям по этой картине. Сочинение по картине «Зимой в лесу», Левитана И.И. Великий живописец Исаак Левитан еще учеником художественного училища проявил себя как талантливый ... давайте перейдем к сочинениям по этой картине. Сочинение по картине «Зимой в лесу», Левитана И.И. Великий живописец Исаак Левитан еще учеником художественного училища проявил себя как талантливый ...

«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Остались позади годы учебы в училище. Нужда и безденежье не оставляли Левитана. Он снимал дешевые меблированные комнаты, часто менял их и за неимением денег расплачивался с хозяевами своими этюдами. Писал декорации к оперным спектаклям. Многие часы проводил Левитан в окрестностях Москвы, наблюдая природу ясным утром, в дождливую непогоду, при вечерних зорях. И неустанно работал, писал этюд за этюдом, десятки этюдов, которые потом становились картинами. Он был исключительно требователен к себе и по-настоящему страдал, когда чувствовал, что его чувства не удается передать на полотне. Тогда он становился мрачным и раздражительным и думал о том, что никогда не сможет выразить чувства, которые переполняют его душу. Но тяжелые минуты уходили, и он неизменно возвращался к своей работе, которая была для него лучшим лекарством.

(слайд № 3)

К. Г. Паустовский писал: «Любите Левитана! Вглядывайтесь в его картины, и тогда перед вами предстанет вся наша страна во всей её привольной красоте. И вы полюбите её ещё больше, чем любили до сих пор, пока ещё не показал вам этот волшебный художник».

(слайд № 4)

А. П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка». Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана. Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Обоим был отпущен короткий жизненный срок. На очередной передвижной выставке 1891 года была показана картина «Тихая обитель». Она широко обсуждалась в прессе и получила всеобщее признание. Так же как другие волжские работы, она дышит тишиной и покоем уходящего летнего дня, поражает прозрачностью и вечерним сиянием воздуха. Но самое главное, она располагает зрителя к обстоятельному и неспешному восприятию, как бы приглашая его пройти по деревянному мостику и протоптанной тропинке вглубь, к монастырским стенам, и подумать о самом важном — о вечной красоте и гармонии природы, быстротечности жизни и месте человека в этом мире.

А.П. Чехов писал из Петербурга своей сестре: «Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор». А через несколько лет, сочиняя повесть «Три года», он включил в нее описание этой картины.

(слайд №5) Левитану было всего 32 года, но уже давало знать о себе больное сердце. Только творчество и неустанная работа способны были отвлечь от обид и восстановить душевное равновесие. Он признался, что когда приступает к работе, нервы становятся покойнее и мир не кажется так ужасен. Современники Левитана поражались его невероятной работоспособности. За свою короткую жизнь он написал около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. И это при том, что подолгу работал над картинами, много раз возвращался к написанному, изменял, часто переписывал заново. (слайд №6) В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина — «Над вечным покоем». Левитан начал работать над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера. Он считал, что в этой картине ему удалось выразить себя, свои мысли и настроение. Изображенную здесь церковь и сегодня можно видеть на том самом месте. Ее сразу же узнаешь — так похожа она на свое изображение на картине. Вокруг нее тишина и печаль, как на картине Левитана. Для человека, воспитанного на русской культуре, весеннее пробуждение природы ассоциируется со стихотворениями Пушкина, Тютчева, Блока, музыкой Глинки и Чайковского, картинами известных художников, прежде всего, с картиной Левитана «Март». Тонкая гамма голубых, желтых, зеленых тонов, дыхание весеннего ветра, синие тени на рыхлом снегу — все создает настроение, о котором писал Пушкин. (слайд №8) Понятие «золотая осень» связано в нашей памяти с картиной Левитана «Золотая осень». Художник предложил людям свой взгляд на мир, свое представление о красоте. И мы, покоренные его талантом, оценили и приняли его умение в образах природы раскрыть душу человека. Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. (слайд №9) В конце декабря 1899 года он нашел в себе силы, чтобы навестить больного Чехова в Ялте. Встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Чтобы доставить удовольствие другу, Левитан за полчаса на листе картона написал северный пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса и луной в ночном небе. (слайд №10) Все в картинах — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что эти полотна писал умирающий художник. В 1900 году весна была необычно поздней. В комнату к больному художнику смотрели ветви цветущей сирени. Прощались с ним… Лето в Москве выдалось жарким и душным. Последнее лето в его жизни. Он скончался 22 июля 1900 года. Через месяц ему исполнилось бы 40 лет. На мольберте в его мастерской осталась незаконченной большая картина, которую он хотел назвать «Озеро. Русь». ( Слайд №11) Когда думаешь о судьбе И.И.Левитана, вспоминаются стихи А.Фета:

4 стр., 1635 слов

Алексей кондратьевич саврасов писал картины природы и преподавал

... гостях у картин. – Л.: Детская литература,1973. Источники иллюстраций: А.К. Саврасов. Весна. http://stat16.privet.ru/lr/0b0b0fc5666a6a8dccc0c04decd8571a А.К. Саврасов. Грачи прилетели. http://www.paintingselect.com/images/Savrasov/021svrs_Grachi-prileteli.jpg «Сочинение» ... как важно, чтобы душа в соприкосновении с природой наполнялась бодростью, красотой и желанием жить. 12 К4 Вспоминается эпизод из ...

Введение

Художество всегда было и остается одной из самых выразительных форм передачи мыслей и эмоций. Живопись, в частности, позволяет художникам создавать яркие образы и передавать свои мысли и чувства с помощью красок и кисти. Одним из выдающихся русских художников, чьи картины до сих пор восхищают множество людей, является Исаак Левитан. В данной работе мы рассмотрим его творчество, а также изучим основные понятия и приемы, используемые художниками для передачи своих мыслей и чувств.

30 стр., 14986 слов

Образ природы в творчестве И. И. Левитана

... Михеев видит в творчестве Левитана яркое выражение этой субъективности. Левитан, по его мнению, ‑ это художник, который передает в пейзаже свои переживания, как «настроения». Главное для него – ... «философском», общечеловеческом содержании картин Левитана, Вермель высказывает интересную и плодотворную мысль о том, что Левитан выражал в своем творчестве, в образах своих пейзажей «контраст между вечной ...

Творчество Исаака Левитана

Исаак Левитан — выдающийся русский художник-пейзажист, чьи картины отличаются глубоким эмоциональным звучанием и уникальной атмосферой. Он умел передать красоту и таинственность природы, создавая неповторимые образы.

Одной из самых известных картин Левитана является «Мартовский снег». Это произведение восхищает своей простотой и одновременно глубиной. Белый снег, покрывающий землю, символизирует новое начало и чистоту. Атмосфера снежной зимы передается с помощью тонких переходов от светлых оттенков до глубоких синих и серых тонов.

Еще одна знаменитая картина Левитана — «Золотая осень». В этом произведении художник передает красоту осенней природы, используя яркие цвета и теплые оттенки. Листопад и яркие краски деревьев создают ощущение тепла и уюта. Эта картина символизирует уходящую красоту и неизбежность времени.

Техники и приемы в живописи

Художники используют различные техники и приемы, чтобы передать свои мысли и чувства через картины. Один из таких приемов — олицетворение. Олицетворение позволяет художнику перенести абстрактные понятия на конкретные предметы или явления. Например, в высказывании Д. Кедрина «Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась», осень олицетворяется женщиной, которая проходит по лесам.

Еще одним приемом, используемым художниками, является сравнение. Сравнение позволяет создать яркие образы, сравнивая один предмет или явление с другим. Например, К. Паустовский в своем высказывании «Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках» сравнивает березовые рощи с красивыми девушками в золотых нарядах.

Кроме того, художники используют эпитеты для создания ярких образов. Эпитеты — это качественные определения, которые придают предмету или явлению новые оттенки и характеристики. Например, С. Есенин в своем высказывании «На пушистых ветках, снежною каймой, распустились кисти белой бахромой» использует эпитеты «пушистых», «снежною», «белой», чтобы описать заснеженные ветки.

Заключение

Творчество Исаака Левитана является примером высокого мастерства и умения передавать эмоции и настроение через картины. Художники используют различные техники и приемы, такие как олицетворение, сравнение и эпитеты, чтобы создать яркие образы и передать свои мысли и чувства. Живопись остается одним из самых важных и выразительных искусств, способных вдохновить и тронуть сердца зрителей.

А мы с вами можем рисовать словами? (Слайд №14, 15) Подберите образные слова к: небо — …, деревья — …, вода — …, день — …, настроение — …, краски — …

Словарная работа: (подбор синонимов) (Слайд №16)

  1. Картина – пейзаж, работа, произведение…
  2. Художник – автор, мастер, живописец…
  3. Нарисовал – написал, передал, изобразил, показал…

(Слайд №17) Физминутка.

5 стр., 2408 слов

«Летний вечер» анализ стихотворения Блока по плану кратко для ...

... Сочинение «Вид из окна» Сочинение на тему «Летняя ночь» со словами «тишь», «глушь», «ночь», «полночь» Сочинение по картине Левитана «Вечерний звон» Сочинение на тему «Летние каникулы» Сочинение по картине Левитана: «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» ... в стихотворении. Тема - Летний вечер, опускающийся на деревенские просторы. Летние мотивы тесно переплетаются с эмоциями героя. Пейзажи Блока восхищают яркими красками ...

  1. Все ребята дружно встали
  2. и на месте зашагали
  3. На носочках потянулись-
  4. И друг к другу повернулись.
  5. Вот мы руки развели — словно удивились!
  6. И друг другу до земли в пояс поклонились!
  7. Ниже дети поклонитесь, не ленитесь, улыбнитесь!
  8. Как пружинки мы присели, а потом тихонько сели.

Первичное знакомство с картиной: 10

Посмотрите на пейзаж. Почему картина называется «Сумерки. Луна.»? Что вы видите на переднем плане? Опишите словами эту реку. Что растёт вдоль речки? Какой вы видите воду? Что в ней отражается? Какие цвета и оттенки использовал художник? Что изображено на заднем плане? Как вы отличаете одно дерево от другого? Какие деревья вы узнали? В какое время года это происходит? Какое время дня? А как мы узнали, что вечер? Какие предметы на картине освещает луна? Много ли места на картине занимает небо? Какое оно? Какую сказку или стихотворение напоминает картина? Гармоничен ли пейзаж?

Нравится ли он вам?

Написание сочинения по методу неоконченных предложений: 5

Сочинение по картине «Сумерки. Луна.»

Картина «Сумерки. Луна.» написана автором … Она изображает … Круглая Луна освещает … В прохладных водах реки любуются … молоденькие деревья. На переднем плане представлена … . На заднем плане пейзажа создает впечатление … . Автор использует для изображения тоновые … и цветовые …, чтобы создать атмосферу тишины и безмятежности. Это настолько (красиво, свежо, гармонично, ярко), что захочется просто задержаться и наслаждаться видом.

Картина напоминает мне о сказочном произведении «…» или о стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина…», где атмосфера природы так же описывается волшебно и мечтательно. В произведении и на картины есть общее воздушное настроение, и оба умаляют страсти и тревоги человеческой жизни.

Несомненно, картина «Сумерки. Луна.» внушает мне образы, звуки, запахи и чувства, а в конечном итоге дарит несколько минут хорошего настроения каждый раз, когда я ее рассматриваю.

Литература:

  1. Воробьёва, В. И., Тивикова, С. К. «Сочинения по картинам в начальной школе», Тула «Родничок», Москва «Астрель», издательство АСТ, 2001.
  2. Страхова, Л. Л. «Сочинение по картине для младших школьников», Санкт-Петербург, издательство «Литера», 2008.
  3. Тютчев «Осенний вечер».