По портрету Дениса Давыдова кисти Кипренского

Сочинение

Тема урока : «Сочинение-описание по портрету Дениса Давыдова Кипренского».

  • Урок развития речи в 7 классе
  • Цели урока:

1. Познакомиться с историей портрета Дениса Давыдова Ореста Кипренского

2. Закрепить умения и навыки описания портрета

Ход урока

Слово учителя

Слайд 3

Ответьте на вопросы

  • Какие типы речи вы знаете?

Описание, повествование, рассуждение

  • Что такое повествование?

Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях

  • Что такое рассуждение?

Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу

  • Что такое описание?

Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем

  • Что можно описывать?

Человека, природу, предмет, посуду, картину, обстановку

  • Каков тип нашего сочинения?

Описание

  • Что мы должны описать?

Внешность Дениса Давыдова

  • В каком стиле мы должны его описать?

В художественном

  • Что необходимо использовать в художественном стиле?

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения

Слайд 4

Кто же такой Денис Васильевич Давыдов, который изображён на полотне?

Это бравый гусар, участник Отечественной войны 1812 года, герой-партизан, друг А. С. Пушкина, поэт.

О Д. В. Давыдове складывались легенды. На основе этих легенд снят фильм «Эскадрон гусар летучих», в котором главную роль великолепно сыграл Андрей Ростоцкий. Д. Давыдов писал в своих стихах:

Я люблю кровавый бой,

Я рождён для службы царской,

Сабля, водка, конь гусарский —

С вами век мой золотой.

Слово учителя 1

Беседа по картине

4 стр., 1579 слов

Урок развития речи. описание внешности человека

... по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации На слайде записана тема урока., Описание внешности человека по личным наблюдениям. (Описание внешности – личные ... речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики. главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения ... появилась индивидуальность. Карточка У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, ...

Слайд 6

Словарная работа

(Учитель вместе с учащимися знакомится с названиями элементов костюма гусара начала 19 века)

Слайд 7

  • Как изображён Давыдов?

(Давыдов изображён в полный рост)

  • На фоне чего изображён герой?

(Он изображён на фоне пейзажа)

  • Как он стоит?

(Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро.)

  • Что такое торс?

(Иначе туловище)

  • Как вы понимаете слово «контраст»?

(контраст — это что-то противоположное, антитеза, противопоставление, например, могут быть контрастные цвета — белый и чёрный)

Слово учителя 2
  • Что значит положение в профиль?

(Боком)

  • Что выражает поза героя-партизана?
  • Что можно понять о характере гусара по ней?

(Гусар уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо)

Слайд 8

Главное в портрете — лицо

  • Подберите эпитеты к глазам Давыдова

(выразительные, карие, горящие, одухотворённые, широко раскрытые, задумчивые)

  • О чём, по-вашему, он может думать?

(Его взгляд устремлён в будущее, а может быть, он вспоминает счастливые времена, когда он был нужен, когда пули свистели и бешено скакал его конь)

  • Как вы считаете, какие качества человека хотел подчеркнуть Кипренский?

(Он хотел подчеркнуть напряжённую внутреннюю жизнь изображаемого им человека)

  • В чём это видно?

(Это видно в намеренном контрасте воинственной и небрежной позы, которая подчёркивает многогранность образа.)

  • Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что на это указывает, кроме костюма гусара?

(Давыдов — поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза мечтательны, это соответствует облику поэта)

3 стр., 1108 слов

А. Хачатурян «Танец с саблями»: история, содержание, видео, интересные факты

... Содержание «Танца с саблями» «Танец с саблями» - это ярко окрашенный в национальный колорит полный мужественной силы и огня темпераментный танец. В нём Арам Хачатурян живописно отобразил удаль и ловкость, которая ... рисует пленительный женский образ. Напевная нежная мелодия с изысканно-причудливым ритмом в исполнении альтов и виолончелей, на фоне прозрачного аккомпанемента, да к тому же украшенная ...

Слово учителя 3

Слайд 9

Запишите предложения, дополнив их

  • Денис Давыдов одет в (…) ментик, украшенный (…) ботиками и (…) кантами. Его грудь (…) (…) перевязью. На шее (…) (…) галстук. (…) чакчиры (…) контрастируют с (…) ботфортами.

(Денис Давыдов одет в красный ментик, украшенный чёрными ботиками и золочёными кантами. Его грудь охвачена широкой перевязью. На шее повязан шёлковый галстук. Белые узкие чакчиры контрастируют с чёрными лакированными ботфортами.

Слайд 10

Детали

  • Какие детали изображает Кипренский?

(Саблю и кивер)

  • Почему они важны?

(Они подчёркивают его бравый вид и военную выправку)

  • Опишите правую руку и саблю героя

(Его правая рука крепко сжимает тяжёлую саблю, украшенную кистями. Сабля — первая помощница воина в бою.)

Слово учителя 4

Слайд 11

Фон

  • Что является фоном полотна?

(Фоном полотна служит романтический пейзаж)

  • Почему именно такой фон выбрал художник?

(Художник выбрал такой фон, чтобы представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по которому бегут облака)

8 стр., 3998 слов

Художники-иллюстраторы к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

... Роман иллюстрировали много художников, даже сам А.С. Пушкин. Он изображал главных героев своих произведений прямо на полях своих черновиков. 2. Первые иллюстрации к «Евгению Онегину» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное ...

Слайд 12

Составим план

  1. Автор, его полотно и герой
  2. Образ героя и мечтателя

А) Поза Давыдова — выражение уверенности и воинственности

Б) Лицо поэта, мечтателя и мыслителя

В) Контрастность одежды

Г) Тревожность пейзажа

3. Давыдов -сын своей эпохи

Чтение образца сочинения

Если вы думаете, что гусар рождён только для кровавой битвы, то вы глубоко заблуждаетесь. И в этом нам поможет убедиться жизнь Д. В. Давыдова и его портрет, созданный О. Кипренским.

Художник изобразил на своём полотне не только бравого вояку, но и поэтичного мечтателя, и что самое удивительное — в одном лице.

Давыдов изображён Кипренским во весь рост, на фоне пейзажа. Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю — неразлучную спутницу воина, — и уперев правую в бедро. Голова и торс представлены в контрастном движении — лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Поза героя-партизана эффектна и торжественна, но в ней нет манерности. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.

Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Обращая свой взор на лицо его, мы понимаем, что этот человек не только храбрый воин. Но и глубоко чувствующий, умный и

Колорит полотна смел. Это сочетание света и тени, красных, ярких, огненных тонов с блеском золота и темного фона. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, который расшит золотыми шнурками и опушён чёрным батиком. Через плечо перекинута перевязь. Белые чакчиры обтягивают ноги смелого воина. Лакированные сапоги ярко блестят. Кажется, мы вот-вот услышим их скрип.

Пейзаж на полотне играет значительную роль. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой. Напряжённая страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака.

Д. В. Давыдов — сын своего времени. Бурного, военного и необыкновенно поэтичного. Таким, воином и мечтателем, он предстал перед нами на полотне О. Кипренского.

Слайд 13

Советы:

  • Что необходимо делать, чтобы не повторяться?

(Подбирать синонимы, заменять слова местоимениями)

(Мастер, Кипренский, портретист)

  • Подберите синонимы к слову «картина»

(Полотно, портрет, шедевр)

  • Подберите синонимы к слову «Давыдов»

(Воин, гусар, поэт)

  • Подберите синонимы к слову «написал»

(создал, изобразил, выразил)

  • Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?
  • В каком времени необходимо писать?

(в настоящем)

  • По какой схеме строится предложение?

(Определение, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены)

18 стр., 8751 слов

Для научно-практической конференции «Синонимы русского языка»

... из трудов лингвистов XIX в. представляет статья И.И. Давыдова «О словаре русских синоним». И.И. Давыдов делит слова на два разряда: на те, которые выражают мир ... синонимы являются показателем развитости языка, его богатства, гибкости, служат для разнообразия выражения мысли; было отмечено также, что слова-синонимы различаются стилистически, степенью признака, способностью сочетаться с тем ...

  • Сколько абзацев у вас будет?