По портрету Дениса Давыдова кисти Кипренского

Сочинение

Тема урока : «Сочинение-описание по портрету Дениса Давыдова Кипренского».

  • Урок развития речи в 7 классе
  • Цели урока:

1. Познакомиться с историей портрета Дениса Давыдова Ореста Кипренского

2. Закрепить умения и навыки описания портрета

Ход урока

Слово учителя

Слайд 3

Ответьте на вопросы

  • Какие типы речи вы знаете?

Описание, повествование, рассуждение

  • Что такое повествование?

Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях

  • Что такое рассуждение?

Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу

  • Что такое описание?

Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем

  • Что можно описывать?

Человека, природу, предмет, посуду, картину, обстановку

  • Каков тип нашего сочинения?

Описание

  • Что мы должны описать?

Внешность Дениса Давыдова

  • В каком стиле мы должны его описать?

В художественном

  • Что необходимо использовать в художественном стиле?

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения

Слайд 4

Кто же такой Денис Васильевич Давыдов, который изображён на полотне?

Это бравый гусар, участник Отечественной войны 1812 года, герой-партизан, друг А. С. Пушкина, поэт.

О Д. В. Давыдове складывались легенды. На основе этих легенд снят фильм «Эскадрон гусар летучих», в котором главную роль великолепно сыграл Андрей Ростоцкий. Д. Давыдов писал в своих стихах:

Я люблю кровавый бой,

Я рождён для службы царской,

Сабля, водка, конь гусарский —

С вами век мой золотой.

Слово учителя 1

Беседа по картине

4 стр., 1579 слов

Урок развития речи. описание внешности человека

... по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации На слайде записана тема урока., Описание внешности человека по личным наблюдениям. (Описание внешности – личные ... речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики. главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения ... появилась индивидуальность. Карточка У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, ...

Слайд 6

Словарная работа

(Учитель вместе с учащимися знакомится с названиями элементов костюма гусара начала 19 века)

Слайд 7

  • Как изображён Давыдов?

(Давыдов изображён в полный рост)

  • На фоне чего изображён герой?

(Он изображён на фоне пейзажа)

  • Как он стоит?

(Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро.)

  • Что такое торс?

(Иначе туловище)

  • Как вы понимаете слово «контраст»?

(контраст — это что-то противоположное, антитеза, противопоставление, например, могут быть контрастные цвета — белый и чёрный)

Слово учителя 2
  • Что значит положение в профиль?

(Боком)

  • Что выражает поза героя-партизана?
  • Что можно понять о характере гусара по ней?

(Гусар уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо)

Слайд 8

Главное в портрете — лицо

  • Подберите эпитеты к глазам Давыдова

(выразительные, карие, горящие, одухотворённые, широко раскрытые, задумчивые)

  • О чём, по-вашему, он может думать?

(Его взгляд устремлён в будущее, а может быть, он вспоминает счастливые времена, когда он был нужен, когда пули свистели и бешено скакал его конь)

  • Как вы считаете, какие качества человека хотел подчеркнуть Кипренский?

(Он хотел подчеркнуть напряжённую внутреннюю жизнь изображаемого им человека)

  • В чём это видно?

(Это видно в намеренном контрасте воинственной и небрежной позы, которая подчёркивает многогранность образа.)

  • Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что на это указывает, кроме костюма гусара?

(Давыдов — поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза мечтательны, это соответствует облику поэта)

3 стр., 1108 слов

А. Хачатурян «Танец с саблями»: история, содержание, видео, интересные факты

... как самое исполняемое и популярное музыкальное произведение. Четыре такта из среднего раздела «Танца с саблями» были изображены на лицевой стороне армянской купюры стоимостью 50 драмов, находящейся в обращении ... здесь рисует пленительный женский образ. Напевная нежная мелодия с изысканно-причудливым ритмом в исполнении альтов и виолончелей, на фоне прозрачного аккомпанемента, да к тому же украшенная ...

Слово учителя 3

Слайд 9

Запишите предложения, дополнив их

  • Денис Давыдов одет в (…) ментик, украшенный (…) ботиками и (…) кантами. Его грудь (…) (…) перевязью. На шее (…) (…) галстук. (…) чакчиры (…) контрастируют с (…) ботфортами.

(Денис Давыдов одет в красный ментик, украшенный чёрными ботиками и золочёными кантами. Его грудь охвачена широкой перевязью. На шее повязан шёлковый галстук. Белые узкие чакчиры контрастируют с чёрными лакированными ботфортами.

Слайд 10

Детали

  • Какие детали изображает Кипренский?

(Саблю и кивер)

  • Почему они важны?

(Они подчёркивают его бравый вид и военную выправку)

  • Опишите правую руку и саблю героя

(Его правая рука крепко сжимает тяжёлую саблю, украшенную кистями. Сабля — первая помощница воина в бою.)

Слово учителя 4

Слайд 11

Фон

  • Что является фоном полотна?

(Фоном полотна служит романтический пейзаж)

  • Почему именно такой фон выбрал художник?

(Художник выбрал такой фон, чтобы представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по которому бегут облака)

6 стр., 2687 слов

Сочинение описание действия художника

... в легкой дымке, очертания строек. Слайд 8. Предупреждение речевых ошибок. Слова – синонимы. - художник, мастер живописи, автор; - ... Слайд 10. Работа над планом сочинения. Выберите один из вариантов. Вариант I. (Сложный) 1. Тема и основная мысль картины. 2. Описание ... чувствуется, что светит солнце. Где происходит действие, изображенное на картине? (Действие происходит на пустой площадке за домом, ...

Слайд 12

Составим план

  1. Автор, его полотно и герой
  2. Образ героя и мечтателя

А) Поза Давыдова — выражение уверенности и воинственности

Б) Лицо поэта, мечтателя и мыслителя

В) Контрастность одежды

Г) Тревожность пейзажа

3. Давыдов -сын своей эпохи

Чтение образца сочинения

Если вы думаете, что гусар рождён только для кровавой битвы, то вы глубоко заблуждаетесь. И в этом нам поможет убедиться жизнь Д. В. Давыдова и его портрет, созданный О. Кипренским.

Художник изобразил на своём полотне не только бравого вояку, но и поэтичного мечтателя, и что самое удивительное — в одном лице.

Давыдов изображён Кипренским во весь рост, на фоне пейзажа. Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю — неразлучную спутницу воина, — и уперев правую в бедро. Голова и торс представлены в контрастном движении — лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Поза героя-партизана эффектна и торжественна, но в ней нет манерности. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.

Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Обращая свой взор на лицо его, мы понимаем, что этот человек не только храбрый воин. Но и глубоко чувствующий, умный и

Колорит полотна смел. Это сочетание света и тени, красных, ярких, огненных тонов с блеском золота и темного фона. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, который расшит золотыми шнурками и опушён чёрным батиком. Через плечо перекинута перевязь. Белые чакчиры обтягивают ноги смелого воина. Лакированные сапоги ярко блестят. Кажется, мы вот-вот услышим их скрип.

Пейзаж на полотне играет значительную роль. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой. Напряжённая страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака.

Д. В. Давыдов — сын своего времени. Бурного, военного и необыкновенно поэтичного. Таким, воином и мечтателем, он предстал перед нами на полотне О. Кипренского.

Слайд 13

Советы:

  • Что необходимо делать, чтобы не повторяться?

(Подбирать синонимы, заменять слова местоимениями)

(Мастер, Кипренский, портретист)

  • Подберите синонимы к слову «картина»

(Полотно, портрет, шедевр)

  • Подберите синонимы к слову «Давыдов»

(Воин, гусар, поэт)

  • Подберите синонимы к слову «написал»

(создал, изобразил, выразил)

  • Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?
  • В каком времени необходимо писать?

(в настоящем)

  • По какой схеме строится предложение?

(Определение, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены)

4 стр., 1912 слов

Мой любимый художник ХХ века. Сальвадор Дали

... (обычно спиной к зрителю), — сквозной персонаж творчества художника. Героев Магритта очень трудно назвать одушевлёнными, несмотря на то что ... Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. Австрийский художник Вольфганг Паален (1905—1959) изобрёл фюмаж (франц. ... И пусть эта фраза звучит несколько напыщенно, на мой взгляд, она вполне обоснована. Ведь какая ассоциация возникает у ...

  • Сколько абзацев у вас будет?