Методический сборник (стр. 5 )

Сочинение

(12) Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13) И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

(14) Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15) Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16) Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(17) Когда мы пришли к нему, он сказал:

— (18) Мы назовём наш праздник «Бумажный Новый год». (19) Помогай!

(20) Сам же снял со стены большое зеркало.

— (21) Это будет наш стол, — заявил он.

(22) Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23) Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи.

(24) Расставил свечи, подготовил музыку.

(25) Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26) Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27) Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

— (28) Вот это подарок! — радостно сказал Серёга. – (29) Зажжём свечи!

(30) Это был лучший Новый год в моей жизни. (31) Без телевизора, музыки, обжорства. (32) Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33) Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.

(По Е. Гришковцу)

Сочинение-рассуждение.

«Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет…»

В бесконечной жизненной суете, в погоне за материальными благами мы перестаем замечать красивое и необыкновенное. Наши праздники представляют собой обыкновенные шумные застолья.

В своем тексте Гришковец передаёт радость общения, праздника, созданного Серёгой, который, не являясь профессиональным художником, просто умел создавать красоту в жизни и дарить её людям. Рассказчик восхищается тем, что самый обычный подарок Серёга мог преподнести как необычный: «Он обычно покупал три гвоздики. Но как он их преподносил!» Прочитав этот текст, можно сделать вывод, что Серёга был необыкновенным и интересным человеком тонкой души: «Он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником». Какое богатое воображение и фантазию надо иметь, чтобы организовать такой праздник!

20 стр., 9705 слов

Судьба художника в повести гоголя «портрет»

... подспорьем при написании сочинений. Также читайте по теме: Краткое содержание повести «Портрет» Биография Николая Гоголя Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-portret-gogolya-0 28 Проблема искусства и художника в «портрете» ... доме и свечи для работы в вечерний час. Однажды судьба ему преподносит неожиданный сюрприз. Купив на последний двугривенный картину, художник обнаруживает в ...

Рассказчик признается, что это был самый лучший Новый год в его жизни, потому что он был наполнен не внешними атрибутами, а радостью душевного общения. Находясь в такой атмосфере, невозможно не почувствовать себя «частью красивой картины, спектакля и книги», созданной Серёгой.

Текст №11

(Демо-вариант, 2009 год)

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.

(5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)»Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашкеОн и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённостиКинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал

скрипку…

(По В. Крапивину)

Сочинение — рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

Нужно ли современному изучать правила ? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания? Нужны ли знаки препинания в письменной речи? Многие мои одноклассники утверждают, что могут обойтись и без них.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных ... факторов в возникновении неврозов. В данной книге автору удалось полно и точно описать живущего среди нас ... также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Книга написана доступным языком и адресована не только психиатрам ...

Я считаю, что правила постановки знаков препинания изучать необходимо. Пунктуация выполняет очень важные функции в письменной речи.

Во-первых, с помощью знаков препинания мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность. В предложениях 21 и 22 благодаря восклицательному и вопросительному знакам мы понимаем, что Кинтель — ответственный человек, но при этом он способен на душевные порывы.

Во-вторых, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогают определить смысл высказывания. В предложении 9,10 от того, как мы расставим знаки препинания, будет зависеть правильное определение, где находится прямая речь, а где слова автора.

Следовательно, знаки препинания играют очень важную роль в письменной речи. Они позволяют правильно понять письменное сообщение, обеспечивают пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков. (141 сл.)

Сочинение – рассуждение

«Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…»

Искусство способно отвлечь человека от повседневных проблем. Оно делает мир гармоничнее, добрее, «завораживает». Как часто мы восхищаемся игрой профессиональных музыкантов, задумываемся о том, что хотели донести до нас композиторы, написавшие знаменитые произведения искусства. Но могут ли звуки музыки поразить маленького мальчика?

Я считаю, что герою текста В. Крапивина очень понравилась игра «маленькой скрипачки». Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое. Звуки музыки поразили его, «печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже».

Кинтель был человеком очень добрым и способным на душевные порывы. В предложениях 20 и 21 говорится о том, что главный герой не пожалел бы ничего, чтобы отблагодарить «маленькую скрипачку» за замечательную игру.

Главный герой умел слушать и понимать музыку, однако он не мог самовольно потратить деньги, которые дал ему дедушка на картошку, потому что был ответственным человеком и очень стеснительным. Об этом рассуждает автор в предложениях 23-24.

Таким образом, Кинтель был добрым, чувствительным, ответственным и стеснительным человеком. Звуки музыки, одинокая девочка, смелая и талантливая, очаровали его душу.

Текст №12

В ДОРОГУ ЗОВУЩИЕ

(1)Библиотека — это не сумма книг, а система книг. (2) Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (3) Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

(4)Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. (5)Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. (6) Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из де­ревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. (7)И для большого человека нет даром прочтённой книги. (8)Она находит место в его сознании. (9)Библиотеки — это лаборатории, в кото­рых проектируется мир. (10)Литература открывает мир!

(11)Читаем мы часто поспешно и невнимательно. (12)Хороших книжек, таких, которые непременно нужно прочесть, немного, а мы прочитываем их наспех, и потому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. (13)Мы этим портим себе чте­ние. (14)Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофёр — машину.

17 стр., 8383 слов

Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие

... связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и « ... конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, ...

(15)Не надо пугаться, что написано уже столько книг. (16)Всё равно, мол, не прочтёшь. (17)Если вы верите в себя, то количе­ство вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспо­минаться. (18)Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать. (19)Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.

(20)К книге надо относиться, как к жизни. (21)Её надо читать Собственными глазами. (22)Недоверчиво. (23)Рассматривать. (24)Выискивать в ней точное знание. (25)И идти от книги к кни­ге. (26)Ведь книга — это только дорога.

(27)Надо уметь видеть вещи в их сущности. (28)Не так, как они разложены, а так, как они есть в мире. (29)Книга приучает к разглядыванию вещей. (ЗО)Вся литература — это умение видеть, уме­ние знать.

(В. )

Сочинение – рассуждение

«Роль сравнений в текстах разных стилей»

«В этом тексте так много сравнений. И зачем их автор употреблял?» — спросил Игорь. «В речи сравнения нужны, ведь это особое средство выразительности…» — ответила ему Ольга.

Действительно, в самых разных текстах мы часто встречаем такое художественное средство, как сравнение. И в данном тексте сравнения обогащают текст, но не усложняют его, а делают более доступным и понятным. Сравнения необходимы в любой речи.

Они помогают создать яркий образ для эмоционального воздействия на слушателя или читателя. Не все явления, которые описываются в речи или тексте, доступны нашему пониманию, а сопоставленные с каким-либо явлением, как правило, становятся понятнее, особенно детям, например, сравним предложение «книги собираются в стаи, библиотеки как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека» с предложением «книги скапливаются в библиотеке, живут в сознании человека».

Первое предложение более запоминающееся и яркое. Сравнения не только украшают речь, но и делают мысль автора понятнее, помогают точнее её передать: книги не просто нужно покупать и выставлять на полки, их надо постепенно и аккуратно подбирать, «по травинке», систематизировать.

«Книги нельзя удалять со своих полок», но почему? Мысль раскрыта не до конца, не объяснено, почему нельзя. Потому, «как нельзя вырубать леса целиком». Деревья растут, дают нам необходимый кислород, книга, как только мы ее вдумчиво прочитаем, тоже обеспечивает нас кислородом, но другим, необходимым для нашего внутреннего мира – вот простой и всем понятный пример. Мысль раскрыта и аргументирована.

Сравнения помогают понять позицию автора. «Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения», «к книге надо относиться, как к жизни».

Мы отчетливо понимаем, что есть книга для автора, писателя и литературоведа, это жизнь и драгоценность. Сравнения оживляют художественные, научные, публицистические тексты, разговорную речь, делают их красивее, позволяют лучше понять позицию автора.

Таким образом, мы видим, что второй собеседник был прав – в речи сравнения нужны.

2 стр., 637 слов

Рассуждение «Проблема роли красоты в жизни человека»

... в 1-2-х предложениях). Не могу не согласиться с мнением автора в том, что «не хлебом единым жив человек». Этому можно найти множество примеров из жизни. Красота для ... убеждает нас в том, что внешняя красота создаёт внутреннюю гармонию и одухотворённость. К3. Абзац №3. Авторская позиция. Авторская позиция в тексте выражена в аллегорической форме, через ...

Я стала свидетелем спора двух учеников – Оли и Игоря. Игорь не мог понять, для чего нужны сравнения и зачем автор употребляет их в тексте. Оля попыталась ему объяснить, что сравнение – это особое средство выразительности, поэтому в речи оно необходимо.

Я полностью согласна с Ольгой и ее точкой зрения.

Сравнения употребляются в текстах разных стилей речи. В художественном и публицистическом стилях они позволяют создавать яркие образы для эмоционального воздействия. Пример – предложение 6.

Автор сравнивает библиотеку с лесом. Как лес состоит из деревьев, трав и грибов, так и библиотека складывается из книг всевозможных жанров, стилей, содержаний.

Также сравнения помогают автору выразить свою позицию. Если он хочет, чтобы люди относились к литературе серьезно, изучали её и получали знания, то сравнивает ее с жизнью. Предложение 20.

Или предложение 4. Здесь Шкловский на примере вырубки леса доказывает, как важны книги. Если из всех звеньев экосистемы убрать одно, то нарушится она вся. То же самое произойдет и с нашей жизнью, если удалить из нее литературу.

В художественном и научном стилях сравнения помогают понять сложные явления.

Таким образом, сравнения делают речь более выразительной и яркой, помогают образно и аргументированно высказать собеседнику свою точку зрения.

Сочинение на лингвистическую тему., Роль сравнений в текстах разных стилей.

«В речи сравнения нужны, ведь это особое средство выразительности…» — утверждает Оля в споре с Игорем. Он думает, что в тексте «В дорогу зовущие» много сравнений, и не понимает, зачем автор их употребил.

Мне кажется, точка зрения Оли более правильная. Ведь сравнения позволяют создать яркий образ для эмоционального воздействия. Они являются средством описания предмета или героя, помогают понять сложные явления. Как, например, предложение «Книги собираются в стаи, библиотеки как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека».

Сравнения выражают авторскую позицию, как в предложении третьем: «Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения». Здесь автор сравнивает книги с . Он относится к книге как к чему-то очень ценному. А в предложении двадцатом автор призывает относиться к книгам так же серьёзно.

Таким образом, сравнения делают нашу речь более яркой и убедительной, помогают аргументированно воздействовать на собеседника.

Сочинение-рассуждение

«Вся литература — это умение видеть, умение знать»

«Вся литература – это умение видеть, умение знать» — утверждал Шкловский. Мне не сразу стал понятен смысл его слов. Когда я вновь перечитала текст, все сразу стало понятно.

Автор начинает с того, как нужно выбирать книги – тщательно, продумывая их совместимость, «как в старину ювелиры подбирали камни для украшения». Это есть умение видеть.

Шкловский отмечает, что нет пустых книг. В каждой есть хотя бы одна важная мысль, которую думающий читатель не может не заметить и не запомнить. Для этого необходимо читать вдумчиво и внимательно, так, чтобы понять и запомнить. Это есть умение знать, ведь для умного человека «нет даром прочтенной книги».

Таким образом, не только само содержание литературных произведений учит чему-либо, но и сам процесс чтения и выбора книг помогает формированию таких важных умений, как умение знать и умение видеть.

41 стр., 20292 слов

Образные сравнения в художественном тексте

... литературы, способов, с помощью которых они раскрывают взгляд автора на тот или иной предмет, то есть особой роли образного сравнения в отражении художественного замысла писателя. Все это определяет ... Как и другие науки, лингвистика часто оперирует понятиями, не получившими полного объяснения. Есть многовековые попытки дать определение понятиям «слово» и «предложение». В настоящее время к ним ...

Текст №13

(1)Дорога частью идёт по Ангаре, и лёд по дороге зелёный, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И всё пеньки да пеньки. (4)Глаз быстро уста­ёт от такой ряби, и тогда всё кажется то сплошь белым, то чёр­ным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. (б)Тонкая и тихая.

(7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди сне­гов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?

(10)Одна — непонятно, чудо — среди горелых пней стоит, про­зрачная, белее белых снегов, что вокруг неё. (11)И я уже фантази­рую и готов сочинять какую-то новую сказкуНо шофёр ря­дом говорит:

  • (13)3наю я, отчего она здесь. (14)Всё очень просто. (15)Красота — вот вам и причина.

(16)И я узнаю.

(17)Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18)Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19)Поглядели. (20)Берёзка. (21)Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше. (22)Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.

(23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и дви­нулись дальше, только минуту постояли. (26)А берёзка — словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь бу­дут трактора лес возить, всё равно сомнут.

(29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперёд глядят. (30)Тракторист чёрен от соляры да мороза, от холода на лицо слов­но густая сетка легла. (31) Посмотрел тракторист на берёзку и со­щурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32)«Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время из­гиб на дороге сделал. (34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35) И берёзка стоит — боже мой, до чего же она приятная, берёзка эта! (Зб)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.

(37)А тут девчонки песни заорали. (38)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42)Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)Отогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.

(По А. Приставкину)

Сочинение-рассуждение

«Красота — вот вам и причина».

В рассказе говорится о березке, каким-то образом сохранившейся в месте, где велась вырубка лесов под котлован будущего моря.. «Красота – вот вам и причина», — объясняет это автору шофёр, который его везёт. Действительно, ничем другим, кроме удивительной красоты березки, «прозрачной, белее белых снегов вокруг нее», ее сохранность объяснить нельзя.

Очистка территории от деревьев велась в несколько этапов. Сначала лес пилила бригада леспромхоза, «вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали», посмотрели на березку и, «не сговариваясь, пошли дальше. Мол хоть не мы, сучкорубы все равно прикончат».

И тут не вышло. «Березка словно небо сеет сквозь себя» — отошли сучкорубы, только ветки от ствола отгребли, чтобы «солнце до корней весною достало». «Да ведь…трактора…все равно сомнут».

2 стр., 745 слов

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ!

... тянется к прекрасному, потому что только “красота обладает силой и даром вносить мир в сердца” (М. Сервантес). Глоссарий: что такое красота что такое красота и почему ее обожествляют люди сочинение на тему что есть красота и почему ее обожествляют люди что такое красота сочинение что есть красота и почему ее обожествляют люди сочинение 1 votes, average: 5.00 ...

Но и тракторист, огрубевший от холода и тяжелой работы, обогнул березку, подумав: «Боже мой, до чего же она приятная, березка эта! Жаль, но остатки будут жечь, спалят».

Осталась березка на своем месте…Костры от нее подальше развели, от ее вида работникам «даже песню петь захотелось». А все красота!

Я думаю, что самым прекрасным в мире, является то, что естественно, создано природой. Только такой искусный художник как она, может создавать гармонию, что будет радовать глаз, ласкать душу и смягчать нрав человека.

Анатолий Игнатьевич Приставкин, русский писатель, в своем произведении сказал: «Красота – вот вам причина».

Я понимаю эту фразу так: красота, в частности красота природы, оказывает благотворное влияние на человека, обогащает душу, улучшает его восприятие мира, пробуждает в людях их лучшие чувства.

Так, березки (предложение №27,35) произвело сильное впечатление на людей, работающих на котловане. Настолько сильное, что ни один не осмелился лишить ее жизни. Люди совершили хороший поступок, а на это их сподвигла красота природы (предложение 25, 33).

Если же говорить о влиянии красоты на душу человека, то можно привести в пример предложения 24, 44, 45. Ведь на душе у людей после встречи с березкой стало светло и радостно, даже крикливые бабы успокоились, а девчонкам петь захотелось. Все желали любоваться березкой, никто не хотел уходить от нее.

Таким образом, можно сказать, что красота улучшает мир, пробуждает в человеке его лучшие качества.

, известный русский писатель, размышляет в своем тексте о красоте природы. Во фразе «Красота – вот вам и причина» заключается авторская позиция.

Я понимаю смысл этой фразы так, что красота оказывает благотворное влияние на человека и пробуждает в нем лучшие чувства. В тексте автор описывает красоту березки. Например, предложения 27, 35. Эта красота не оставляет людей равнодушными, производит на них сильное впечатление (женщины примолкли, девчонкам петь захотелось), а также не позволяет людям погубить ее. Так поступили лесорубы, предложение 21, так поступила бригада женщин-сучкорубов, предложение 25, так поступили трактористы, предложение 33.

Таким образом, красота воздействует на человека, радует глаз, смягчает нрав, успокаивает душу, и это способствует улучшению мира.

Текст №14 (Текст взят Сборника тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. ФИПИ, 2008. Вариант 1, стр. 20-21)

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

«(2) Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? — философствует он в такие ми­нуты. — (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тя­нет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаментыПочему я такой, что сам себя не могу понять?»

2 стр., 925 слов

Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы

... красоты может найти свое подтверждение на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир», ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и ... времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает… Настоящая красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет ...

(7) И Серёжка спрашивает отца:

  • (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

(9) Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в ав­тостроительный и там встретил маму. (10) И пока отец с удо­вольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: « (11) Почему-то раньше всё было просто. (12) Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, при­нести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

  • (I7 )O чем ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.
  • (18) Пап, а собака — умное существо? (19) Она понимает, что ей говоришь?
  • (20) По-моему, понимает.
  • (21) А как понять человеку, что она чувствует?
  • (22) Наверное, надо научить её говорить, — шутит отец.
  • (23) Пап, я, кажется, решил: я буду .
  • (24) Ну, как знаешь, — отец пожимает плечами и уходит из комнаты.

(25)Обиделся, что ли?

  • (26) А ветеринар — неплохая специальность! — кричит за стенкой отец.

(27) Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и ре­шатА тут важно не ошибиться.

(По Е. Велтистову)

Сочинение-рассуждение

«Зачем нужны запятые?»

Функция запятой как знака препинания разнообразна. Запятая может играть разделительную и выделительную роль в предложении, обозначать границы между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, выделять части предложения, конструкций, содержащих обращение, вводные слова.

Рассмотрим функцию запятой в предложении «4». Здесь запятая ставится для разделения однородных членов предложения «ни математиком, ни инженером»; потому что они не соединены союзом.

В предложении: «Пап, а как ты узнал?» запятая является выделительным знаком. (Выделяет по смыслу и интонационно обращение «пап»).

Кроме того, для отделения придаточных предложений от главных употребляется запятая.

Таким образом, запятая помогает выявить строение текста, выполняет выделительную и разделительную функции.

Каждый хочет, чтобы его считали образованным. Но невозможно иметь хорошее образование, не зная пунктуационных правил, более того, можно прослыть неграмотным человеком.

Слова Антона о запятых правильны. подтверждает это своим высказыванием: «Знаки препинания служат нотами при чтении». В устной речи, чтобы выделить какое-то слово, мы делаем паузы. Такой «паузой» на письме являются знаки препинания. Значит, одна из функций запятых – выделение или разделение слов внутри предложения. Пунктуация выделяет чувства, обращения, различные обороты и т. д. Например, в предложении 28 из текста Велтистова вводное слово «к сожалению» означает степень уверенности и отмечается выделением запятыми, так как заключает в себе информацию, на которую необходимо обратить внимание. Такие знаки препинания как точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки говорят о завершенности предложения и подсказывают, с какой интонацией его произносить. Они называются знаками завершения. Эта функция использована Велтистовым в предложении: «Скажешь что-нибудь, а они и решат…» Здесь многоточие употреблено не только как знак завершения, но и заключает в себе стилистическую фигуру – умолчание.

6 стр., 2696 слов

Напишите сочинение когда моя мама путешествовала

... на свете никого ближе и роднее её. Будь здорова и счастлива, моя родная! 0 Oleg74 Когда моя мама ... Моя мама успела побывать пионеркой, она ездила летом в пионерский лагерь... Сочинение ... фотографии и другие школьные «антиквариаты». Мама ... Моя мама была пионеркой, а потом комсомолкой. Она собирала макулатуру и металлолом. На ... что написаны в ... мама подружилась с моей крестной - тетей ... на старых компьютерах. Темы ...

Необходимо не просто поставить запятую, но и важно сделать это правильно, ведь иногда смысл предложения зависит от постановки знака. Например, исторический : «Казнить нельзя помиловать», если поставить запятую после слова «нельзя», то чья-то жизнь вне опасности, но если ее переставить на место до этого слова, то смысл меняется в противоположную сторону.

Пунктуация – очень сложная наука, но знать ее необходимо каждому.

Текст №15 (Текст взят Сборника тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. ФИПИ, 2008. Вариант 4, стр. 46-47)

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)3вонили из других городов бывшие папины пациенты.

(3)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

  • (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжаетОстановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

  • (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?
  • (10))Дальняя родственница.
  • (11)Но кем она всё же тебе приходится? (12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

(13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

— (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться. (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагае­мый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо, — сказал приезжий.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

  • (21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.
  • (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама.

— (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: все хорошо.

  • (24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.
  • (25)Это исключается! — тихо сказала мама.

— (26)Я уве­рена…

  • (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не ос­тался.

(29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на кото­ром он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика.

(32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (33)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых, (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу:

(35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (36)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — сказала бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

  • (43)Он будет жив и здоров! (44) Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему «Кем быть?» (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хо­чется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отваж­ным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал про­фессии.

(51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем ста­ну. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операци­онной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53) «Он будет жив… и здоров. (54) Не волнуйтесь…»»

(По А. Алексину)

Сочинение – рассуждение

В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. «Но как это здорово, — ду­мая я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: «Он будет жив… и здоров. Не волнуйтесь…»»

А. Алексин – талантливый публицист. Многие его произведения посвящены нравственным проблемам.

В данном тексте автор поднимает важную проблему – готовность помочь любому человеку, даже незнакомому. Часто это определяется понятием «милосердие». По тому, способен ли человек сострадать чужому горю, помогать хотя бы добрым словом, можно судить о зрелости личности, шире, общества.

На первый взгляд тема кажется узкой, частной. Приезжий был серьезно болен, и ему нужна была сложная операция.

Меня затронуло то, что рассказчика и всех его родных волновал результат визита Игната в больницу.

Глубокая порядочность, честность по отношению к окружающим людям, забота и внимание к чужому человеку, будто к родному – эти качества отца повлияли на сына. Профессия врача заставляет задуматься о своем «я» в этом мире, поэтому мальчику понятно, как это здорово, улыбнуться и тихо сказать: «Он будет жив… и здоров».

Текст №16

Фотографии

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестрёнка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестрёнку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)– Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)– Болеет… — повторяла девочка.

(6)– А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьёт.

(8)– Бьёт…

(9)– Вот это тётя. (10)У нас неплохая тётя.

(11)- А здесь?

(12)Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(15)И сестрёнка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот наш папа, он на фронте, и тётя, и маленькая Людочка…

(22)- А мама?

(23)- Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тётя. (28)У нас очень хорошая тётя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33) Два дня я не приходил к сестрёнке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тётя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тётя! (37)Просто замечательная тётя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленые карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остаётся часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестрёнкой. (53)Мы написали вашей тёте, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(60)- Вот Людочка. (61)А вот я.

(62)- А ещё?

(63)- Ещё? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?

(По А. Приставкину)

Сочинение-рассуждение «Почему дети рассматривают фотографии?»

Любовь близких, любовь родных – это самое прекрасное, на мой взгляд, что есть у человека. Любовь делает человека сильным, добрым, искренним. Но…

Война! Дети теряют свои дома, родных… В тёмной комнате детского дома сидят два ребёнка. Одному 10-12 лет, другому – 6. Они сидят и рассматривают фотографии родных: матери, отца, «замечательной» тёти. Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки. Пока есть фотографии, жива и надежда, что когда-нибудь они вернуться домой.

Но вот приходит сообщение о смерти матери, похоронка на отца. И фотографии приобретаю совсем другое значение. Фотографии – это попытка героя не только смириться с горечью утраты, но и стремление уберечь от трагической действительности любимую сестрёнку, поэтому-то с каждой потерей он поочередно убирает фотографии отца, матери, а затем и тёти. Нет, тётя, в отличие от родителей детей, жива и здорова, но её предательство в глазах героя равносильно её смерти. Мальчик не смог понять и простить предательства близкого человека, единственной надежды одиноких детей.

Герой рассказа – очень мужественный человек. Он смог пережить горечь утраты родных, не замкнуться в себе. Ведь остались только он и Людочка. И фотографии…

Мою бабушку когда-то тоже отправили в из-за смерти родителей. И единственной поддержкой для неё были фотографии близких: глядя на них, она ощущала, что не одинока. И сейчас эти фотографии имеют для неё большое значение. Часто по ним она рассказывает нам о своей жизни в детском доме, о том, как её забрала в семью действительно замечательная тётя, как счастливо сложилась потом её жизнь…

В сборник вошли работы выпускников 9-х классов 2009 года школ Бугульминского муниципального района и обучающихся учителей:

1. (МОУ СОШ №5)

2. (МОУ СОШ №16)

3. (МОУ СОШ №3)

4. (МОУ СОШ №12)

5. (МОУ СОШ №3)

6. (МОУ гимназия №7)

7. (МОУ СОШ №9)

8. (МОУ СОШ №13)

9. (МОУ СОШ №4)

10. (МОУ СОШ №8)

11. (МОУ гимназия №7)

12. (МОУ СОШ №6)

13. (МОУ лицей №2)

14. ( МОУ СОШ №1)