Конспект : по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Сочинение

Тема урока:

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование:

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II . Подготовительная работа

  • Кто из вас бывал ранним утром в сосновом лесу?
  • Что особенно интересного вы там заметили?
  • Опишите ваше настроение.

III . Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина, которая так и называется «Утро в сосновом лесу». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV . Работа по теме уроке.

1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)родился в купеческой семье, в 12 лет он был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Позже продолжал свое образование в академии художеств. За свою жизнь стал обладателем нескольких медалей за картины, которые писал с натуры в окрестностях разных городов.

Во всех своих произведениях художник являлся удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели оказывались у него без всяких прикрас и добавок, изображал ли он дубы или березы, они принимали у него правдивые формы в листве, в стволах, в кореньях.

Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника И.И.Шишкина. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Его кисти принадлежали такие картины, как «Рожь» (Слайд 3) , «Сосновый бор» (Слайд 4), «Кама близ Елабуги» (Слайд 5), «Пасека в лесу» (Слайд 6).

3 стр., 1035 слов

Урок русского языка, 3 класс. по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»

... тему урока . Посмотрите на доску. Мы с вами сейчас находимся не в классе , а в картинной галерее . картине Ивана Шишкина сочинение по картине известного русского Утро в сосновом лесу Беседа по картине утром в лесу ...

(Слайд 7)

В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю красоту, своеобразие, прелесть русского леса. И это можно увидеть в одной из его картин «Утро в сосновом лесу».

2.Рассматривание репродукции картины. (Слайд 8)

ченики рассматривают картину на слайде под музыку Э.Грига.

3. Словарная работа.

  • Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

С

пейзаж

ловарное слово вывешивается на доску

  • А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист.

вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

(Медвежата, семья медведей)

  • В рассказах В.Бианки «Медвежонок» и Г.Скребицкого «Неожиданное знакомство» встречается описание медвежат. Послушайте небольшие отрывки: «Медвежата веселые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые» (В.Бианки);
  • а после встречи медвежонка с лягушкой Г.Скребицкий писал: « Я не могу оторвать глаз до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котёнком. Не верится, что это дикий зверь».

(Веселые, неугомонные, наблюдательные, мохнатые, косолапые, неповоротливые…)

— А к акими их изображает художник? Где они играют? Что делают? (Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на

дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль).

Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой

он? (Он самый неуклюжий и косолапый. Самый толстый, но, видно, ловкий: смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев.)

4 стр., 1813 слов

Шишкин — картина “Зимний лес”

Сочинение по картине «Зимний лес» , Вариант 1 Зима в лесу – это нечто особенное. В это время года лес отдыхает. Деревья, сбросив до весны листья, спят. И только хвойные всегда ... «» — одна из известнейших картин великого русского художника И. И. Шишкина, которую он написал в 1889 году. Описание картины «Зимний лес» Иван Иванович Шишкин известен своими многочисленными картинами. Он пытался отразить в ...

  • Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые? (Нет. Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко вскарабкаться на поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки)

— Что можете сказать про медвежат из рассказов Скребицкого и Бианки и про медвежат на картине Шишкина? ( Они похожи. Писатели и художник очень наблюдательны. Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показал и характеры, и повадки зверей.)

Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет? (Это, наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.)

  • (Слайд 9,10)
  • А какие слова больше подходят для описания матери-медведицы?

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

Давайте посмотрим, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес? (Медвежата играют на старой сосне, сломанной бурей, ствол расщеплён, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.)

ККарточка  1АРТОЧКА № 2

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев.

2 стр., 925 слов

По картине Лутфуллина Три женщины

... душе башкирскому краю, и в особенности деревенской жизни. Это можно увидеть на множестве картин, но особо выделяется лучшая картина его ... и фигур. Создается впечатление, что элементы картины представляют собой строго геометрические пропорции словно чертеж. Вдобавок палитра ... смысла жизнью, с ее трудностями, закаляющими человека. Картина Ахмата по правде заслуживает искренней похвалы, такие творения ...

Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)

  • Давайте сравним сосновый бор у Соколова-Микитова и сосновый бор у И.Шишкина. Что общего в рассказе и картине? (Через высокие зеленые вершины пробиваются лучи солнца, деревья покрыты потрескавшейся толстой корой)

  • А в чем различие?

(Слайд 11)

Рассказ Картина

1. Идешь или едешь по бору. 1. Непроходимый дремучий лес.

2. Светлые зайчики играют на стволах деревьев. 2. Темный сумрачный лес, вековые

сосны не пропускают свет в чащу.

3. Деревья, точно чистые огромные свечи. 3. На переднем плане картины поваленное

дерево, вывороченное бурей.

  • А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? (Только здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

(В раннее солнечное утро)

— Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине? (Небо покрыто нежными розовыми облаками.. Солнце освещает только верхушки сосен. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага. Воздух чист и свеж. Бодрит утренняя прохлада.)

( Мы видим все оттенки теплых цветов.)

(Чувство бодрости, радости и в то же время спокойствия, прилив творческих сил).

5. Коллективная работа по плану сочинения. (Слайд 12)

  • Возьмите карточку с планом сочинения, который поможет вам описать картину.

1) Художник и его картина.

  • Итак, о чем будем писать в первой части?
  • Вам помогут опорные слова: Замечательный ру.?кий

Великолепные образы р.дной природы

Показал жизнь

Учащиеся зачитывает опорные слова, помещенные на доске.

  • Составим по опорным словам предложения.

Замечательный русский художник-пейзажист И.И.Шишкин создавал великолепные образы родной природы. В своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.

11 стр., 5182 слов

В лучах пламенеющей готики

... новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание сти­ля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика). В разных странах готический ... Величайшее сооружение ранней готики — со­бор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.; венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), ...

  • Решите орфографические задачи.

2) Лесная глушь.

  • О чем будем писать во второй части сочинения?
  • Давайте составим предложения по опорным словам о том, что мы видим на картине.

Ранн.. летн.. утро. Оно еще только начинается . Солнечные лучи з.л.тят верхушки могучих сосен. Раскидистые ветки (не)пропускают свет в ч.щу . Поднимается б.ловатый туман. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Со.нце еще не взошло, но уже все пр.будилось.

  • Назовите пропущенные орфограммы.

3) Мохнатая семейка.

  • Кто же внес оживление в картину, наполнил ее звуками?
  • О ком будет третья часть сочинения?

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

(Круговые движения головой вправо-влево)

Головой своей крутили.

Дружно дерево качали,

(Пружинистые сгибания и разгибания рук)

Дружно дерево качали.

(Присядка, прыжки на одной ноге)

К солнцу лапы поднимали.

(Руки вперед, вверх, в стороны, вниз)

К солнцу лапы поднимали.

  • Прочитайте опорные слова: В центре картины

Кувыркаются

Два неугомонных , косолапых

Всматривается вдаль

Мать-медведица

Оскалила зубы

Предупреждает детей

Рычит

  • Составьте предложения.

В центре картины видим медвежат. На поваленном дереве кувыркаются два неугомонных, косолапых медвежонка. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль. Мать-медведица внимательно следит за своими шалунами, оскалила зубы и рычит, предупреждая детей, чтоб не шалили зря.

( Оно сложное, состоит из двух корней).

4) Мое отношение к картине.

О моем отношении к картине)

Опорные слова: Ощущаю аромат со/а сновой коры и хвои

Г о/а лоса птиц

Ре в/ф медвежат

Прелесть лес ? ного утра

Смотрю на картину и ощущаю аромат сосновой коры и хвои, слышу голоса птиц и рев медвежат. Художник показал прелесть лесного утра.

  • Объясните выбор букв.

V . Написание сочинений учащимися

  • Итак, план и рабочий материал помогут вам описать картину.

Индивидуальная помощь учителя.

VI . Итог урока

Чтение сочинений учащимися.

  • С творчеством какого художника познакомились на уроке?
  • Какую картину учились описывать?
  • Какое впечатление она на вас произвела?

Домашнее задание:, КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

2 стр., 722 слов

Описание по картине И. Шишкина “Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии”

... подвигла его к написанию “Соснового бора”. Для Шишкина, как и для его современников, образ природы был неотделим от идеи России, народа, его судьбы. В картине “Сосновый бор” нет ничего случайного, ... каменистое дно, песчаные, слегка размытые, берега. По берегам ручья разбросаны камни, виднеются сухие коряги и размытые корни деревьев. Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся ...

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

Карточка  1

КАРТОЧКА № 2

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)

Карточка  2

КАРТОЧКА № 2

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)

8 стр., 3985 слов

Почему нужно беречь деревья ? Почему нужно беречь деревья ? Исследовательский ...

... поведением. Шарикова Анна Сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли беречь лес?» Несколь ... высокие деревья с зелеными кронами, сочные травы, которые колышутся под легким ветерком, мы слышим щебет птиц, нам кажется, что по веткам деревьев ... и заповедники, призывая человечество: «Берегите животных!» Сочинение № 7: «Лес — наше богатство, так давайте его сохраним» Придя в лес, хочется насладиться его красотой ...

Карточка  3

КАРТОЧКА № 2

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)

Карточка  4

КАРТОЧКА № 2

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)

замечательный ру. ? ий

великолепные образы р.дной природы показал жизнь

ранн. . летн. .

начинается

лучи з.л.тят верхушки

(не)пропускают свет в ч.щу

б.ловатый туман

прохладно свежо

со.нце

все пр.будилось

ощущаю аромат

с.сновой коры и хвои

г.лоса птиц

ре. медвежат

прелесть лес?ного утра

в центре картины

15 стр., 7416 слов

Декоративные деревья и кустарники

... Описание Пихты - высокие стройные деревья с темно-зеленой, блестящей, мягкой, плоской хвоей. Белые полоски на нижней стороне хвоинок ... саду Владивостока (100%). Использование: очень декоративна, ее с успехом можно использовать на каменистых горках, для декорирования склонов, бордюров, ... теневыносливая хвойная порода, его высаживают на места, защищенные от прямых солнечных лучей и ветра. Тис не переносит ...

кувыркаются

два неугомонных , КОСОЛАПЫХ

всматривается

мать-медведица

оскалила зубы

предупреждает детей

рычит

ПЕЙЗАЖ

ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ