Задай вопрос учителю!

Сочинение

Сочинения к варианту 13

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.И. Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Пишем сочинение вместе!

Современный лингвист И.И. Постникова писала: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Я понимаю эти слова так: слово встраивается в предложение по особым законам — законам лексической и грамматической сочетаемости. Это легко продемонстрировать на примерах из прочитанного мною текста.

Так, в предложении 12 говорится о системе самовоспитания, которой подверг себя юный Александр Суворов. Слово ПОДВЕРГ здесь употреблено неожиданно и, на первый взгляд, по смыслу не сочетается со словом САМОВОСПИТАНИЕ. Однако в этом предложении только это точно найденное слово может предварить рассказ о том, какой беспощадной была система самовоспитания будущего полководца.

Как реализуется в синтаксической единице грамматическое значение слова, рассмотрим на примере предложения 27. Если поставить слова этого предложения в начальную форму, то получится бессмыслица. Но сказуемое «было дано» согласуется в среднем роде и единственном числе с подлежащим «согласие», по типу управления составляются словосочетания «было дано Александру» и «согласие на карьеру», прилагательное «военную» согласуется с существительным «карьеру». И вот перед нами предложение, построенное по законам грамматики.

10 стр., 4653 слов

Композиция «Слова о полку Игореве»

... раскрывали тему, рассматривали проблему порой с неожиданных сторон. 1. Композиции «Слова о полку Игореве»: общая характеристика В основе сюжета произведения – неудачный поход ... композиции и рассмотрю главные элементы композиции: время и пространство и композиционные вставки. При работе над рефератом я использовала работы Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его исследования в области происхождения «Слова» ...

Итак, И.И. Постникова была права: включаясь в предложение, слова реализуют и лексическое, и грамматическое значение.

А теперь попробуйте в тексте написанного мною сочинения заменить примеры своими.

Я выделила цветом те части, которые вы должны написать по-своему.

«зеленой части»

«жёлтой части»

То, что написано черным шрифтом, оставьте без изменения.

Задание 15.2

Объясните, как вы понимаете смысл предложения №11: «С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности».

Никакого скрытого смысла в этой фразе нет. Здесь сказано об особенностях характера юного Суворова: о его целеустремленности и несгибаемой воле в деле самовоспитания и подготовки к военному поприщу.

В чем же проявились упорство и настойчивость будущего полководца? Как именно он готовил себя к военной деятельности? (Можно использовать эти вопросы для перехода от вступления к основной части).

Я надеюсь, вы сумеете сами найти ответ на эти вопросы в тексте и сделать вывод.

Задание 15.3

САМОВОСПИТАНИЕ

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вам помогут материалы, подготовленные учителем Т.В. Беспаловой.

Самовоспитание

Психологический словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедия социологии

Новый словарь методических терминов и понятий

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо ставить себе задачи по силам. Иначе неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

9 стр., 4007 слов

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...

... технологий организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я. Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей в условиях ... возможности культурно-досуговой деятельности не всегда можно реализовать на практике, в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и нарушений у детей. ...

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Основные этапы развития самовоспитания

Во–первых, это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.

Во-вторых , овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой человек хочет добиться успеха.

2 стр., 678 слов

Искусство есть средство беседы с людьми а не цель

... понимание: нельзя заниматься с детьми музыкой ради музыки. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель" - писал ... опыт сопровождает людей всю жизнь, поэтому стремлюсь не нарушить хрустальный мир детства, не растоптать ... деятельности, которая является самым мощным побудителем нравственных эмоций, можно проследить, как из радости рождается чувство доброты и желание поделиться радостью с ...

В-третьих , составление программы самовоспитания.

В-четвертых , организация самовоспитания в избранной деятельности. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых , надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда человек хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Для того чтобы планомерно воспитывать в себе нужные качества, следовать намеченным правилам поведения, нужно бороться с ленью. Не зря говорят: «Лень — мать всех пороков». Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть твое «надо» перейдет в «хочу», «хочу» — в «могу», а «могу» — в дело.

Необходимо создавать психологический барьер врагам самовоспитания — всевозможным отвлекающим соблазнам. Например, ты сел готовить домашнее задание и только открыл учебник — пришли друзья, приглашают в кино. Ты начинаешь колебаться: пойти с ними или готовиться к урокам? А может, сделать уроки вечером? Или лучше посмотреть фильм в другой день?

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

  Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!   Впервые слово ХАРАКТЕР применил ТЕОФАСТ в 3 веке. Тогда под характером понимали нравственный кодекс человека, то что мы называем мотивационной сферой. ...

Затянувшиеся колебания — это проявление нерешительности. Ведь решительный человек без долгих раздумий принимает разумное решение и приступает к его исполнению.

Формы и методы самовоспитания

  • самокритика,

  • самоубеждение,

  • самовнушение,

  • самообязательство,

  • эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др.

Самовоспитание – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве).

Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.

5 стр., 2363 слов

Что влияет на формирование характера человека

... деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно ... тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. ...

Самовоспитанием заниматься нужно, чтобы…

  • Не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализоваться.

  • Открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком.

  • Преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели.

  • Достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.

Человек не занимается самовоспитанием, если …

  • Живет одним днем и не видит перед собой определенных целей.

  • Не задумывается о себе как о личности.

  • Живет как потребитель.

    2 стр., 560 слов

    Добрый человек в моей жизни (4, 6.ю 9 класс)

    ... другому. Добротой надо делится, иначе никак нельзя. ` Добрый человек в моей жизни Популярные сочинения В поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри речь идет о ... дня, зла кругом хватает. Мама тот человек, который даже самую грустную историю из твоей жизни перекрасит в светлую. Скажет, как потом ... это главное. Она определяет, чего ты добьёшься в жизни. Следом второй: голоден ли ты? А всё уже стоит готовое на столе и ...

  • Пытается переложить ответственность на других людей.

  • Он – слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности.

Воспитание характера

Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру, вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера.

Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности .

Рекомендации по выработке характера

  • Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства и недостатки собственного характера.

  • Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и добрее (убеждение — это выбор линии поведения).

    2 стр., 543 слов

    Какие качества характера Дубровского проявились в Покровском?

    ... показывает, что есть и другая сторона, проявляющаяся в подобном выборе героя. Какие качества характера Дубровского проявились в Покровском? Несколько интересных сочинений Описание картин Произведение «После бала» Л. Н. ... дать понять таким людям, что в народе есть защитники, которые борются с произволом. В тот момент, когда персонаж отправляется в Покровское имение, его характер и черты, начинают ...

  • Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».

  • Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».

  • Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.

  • Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Воспитание воли

Всякая деятельность — трудовая, общественная, познавательная — связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля — психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля — это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.

Рекомендации «Как победить себя, или Пять «надо»

Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в твоём характере.

2 стр., 513 слов

Примеры самовоспитания из жизни

... качеств, вы станете другими, вы сможете измениться и, возможно, поменяете мир в лучшую сторону. ` Примеры самовоспитания из жизни Популярные сочинения У каждого человека ... ли не самой великой и значимой ... в нашем большом обществе, так или иначе, есть место, есть люди, которых мы можем назвать своей семьей, назвать своим домом. Для ...

Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.

Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.

Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца.

Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе.

Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя надо не на словах, а на деле и чтобы были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным.

Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками. Самовоспитание, самосовершенство вание – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь. Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.

Чем больше трудностей в борьбе,

Тем и победа будет краше;

Не в этом ли величье наше,

Чтобы велеть самим себе? Лопе де Вега

Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание. Л. Выготский

Как работали над собой великие люди

Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества.

Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

В еликий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным, уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, что это не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что эти замечательные черты — результат самовоспитания. Вот что он писал своей жене Ольге Леонардовне Книппер — Чеховой: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня характер резкий: я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев . Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей:

1. Одно сегодня лучше ста завтра.

2. Промедление смерти подобно.

3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам.

4. Или работай, или умри.

5. Приводи в исполнение свои решения немедленно.

6. Не расточай сил на бесцельные колебания.

7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми.

8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение.

9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца.

10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра.

11. Не держись устава яко слепой стены.

12. Имей уважение к себе.

13. Привыкай к тщательности и точности.

14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.

Интересны нравственные и волевые нормы поведения, которым следовал в работе над собой великий русский педагог К. Д. Ушинский :

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере — внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность в действиях.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Источник: