Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку

Сочинение

Решу огэ

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку 1

  • (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…
  • (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…
  • (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

  • (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?
  • (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

  • (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?
  • (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…
  • (16)Вот именно!
  • (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза.

(22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров.

(24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

  • (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!
  • (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

  • (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.
  • (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.
  • (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

  • (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
  • (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!
  • (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька.

– (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

2 стр., 607 слов

Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя ...

... скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор. В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны - это образ красивой ... в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она ...

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

  • (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

  • (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

(По Михеевой Т.) *<\p>

Михеева Тамара (род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных премий.

Источник: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=8188

117 Эмоциональная функция мелодики

 эмоциональная функция мелодики 1

Восклицательные предложения всегда

несут эмоциональную нагрузку. Побудительные

также связаны с повышенной эмоцией. Но

и любое повествовательное предложение

выражает какую-нибудь эмоцию: иронию,

добродушный упрек, восхищение, го­речь,

радость и т. д. Вопросительное предложение

тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоций существуют различные

лексические средства. Например, наречия

(категорически, немедленно, сию минуту,

восторженно, оживленно, правдиво, лживо,

заинтересо­ванно, воодушевленно…),

прилагательные (категорический,

во­одушевленный, восторженный…

существительные (душечка, мерзавец,

братец, матушка, голубушка…).

Но все

эмоции, заклю­ченные в этих словах,

проявляются только в соответствующей

интонации, рожденной различными

ситуациями речевого дейст­вия.

Интонация может придать противоположный

смысл словам: так “мерзавец” может

прозвучать с любовью, обожанием,

радост­ным укором и т. д.

Характер произнесения слов проявляет

эмоции говорящего. Замечено, что при

положительных эмоциях удлиняется

ударный гласный (Сла-авный, до-обрый,

ми-илый человек); при отрица­тельных

эмоциях удваивается согласный ударного

слога, а глас­ный звучит сокращенно

(Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю!

Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания

выделяемого слова его часто произносят

по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи

зависит от тембра голоса, его окраски

3 стр., 1236 слов

Речевой этикет и культура сочинение рассуждение

... общения, мир станет добрее и грамотнее. Рассуждение Что такое Речевой этикет Каждый человек объясняет значение понятия речевого этикета по-своему. Как правило, давая определение речевого этикета, люди выделяют умение следить за своей речью, ... достойным звания благовоспитанного и компетентного человека. Также читают: Картинка к сочинению Речевой этикет Популярные сегодня темы Как и было всегда принято ...

различными эмоциями, чувствами. Такой

тембр и называют эмоциональным. Он

образуется при наличии дополнительных

к основному тону призвуков — обертонов.

Раз­нообразные оттенки тембрового

окрашивания, многократно сме­няющие

друг друга в процессе речевого действия,

связаны с внутренним состоянием

говорящего.

При определении эмоцио­нального

тембра мы обходимся условными словесными

обозна­чениями: “Голос бывает теплый

и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый,

твердый, живой, торжествующий и еще с

тысячью оттенков, выражающих самые

разнообразные чувства, настроения

человека и даже его мысли”1.

1 В. П. Морозов. Тайны

вокальной речи. — Л.; Наука, 1967. С. 3.

118 Искусство тембрирования

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним,

например, каким мягким, теплым, приятным

тембром окрашивается наша речь, когда

мы разговариваем с человеком, которому

симпатизи­руем, и каким резким,

раздраженным становится тембр, когда

мы нередко “распускаемся” в различных

ситуациях бытового общения.

Вот почему

воспитание культуры речевого общения

человека, и это — важнейшая проблема

дня.

“Помните, что ваша интонация, —

пишет один из авторов, — это зеркало

вашей эмоциональной жизни, движение

вашей души; культура чувств и эмоциональных

межличностных отношений неразрывно

связана с культурой интонационного

“оформления” высказывания”’.

Владеть искусством тембрирования

оратору необходимо. Эта тончайшая

окраска голоса особенно привлекает

внимание слуша­телей.

Пришла?! А самолюбье где?

За ним, как “верный пес”, везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушел?! Придет иль нет? Загадка.<\p>

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! (С

чувством радостного

Избави бог от этих встреч! облегчения)

…Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) – это

практические тренинги знакомства и

соблазнения в реальных условиях – от

первого взгляда до гармоничных отношений.

Это спецоборудование для поднятия

уверенности, инструктажа и коррекции

в “горячем режиме”. Это индивидуальный

подход и работа до положительного

результата!..

Тренируйте себя в произнесении текстов,

требующих мо­ральных, эстетических

и иных оценок: мудрость—глупость;

9 стр., 4052 слов

Реферат теории восприятия по психологии с литературой

... Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психология целостности. С точки зрения эмпирической психологии механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую ...

  • кра­сота—безобразие;
  • любовь—ненависть;
  • доброта—жадность; сме­лость—трусость…

1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. —

М.: Высшая школа,

1980. С. 206.

119

Упражнение “Контрасты”.<\p>

  • Как притягательно красива:<\p>
  • В ней все гармония, все диво!<\p>
  • Она уродлива не от природы.

То — порожденье экстра-моды<\p>

  • И жизни, протекающей беспечно:<\p>

Не девушка, не юноша, а “нечто”!

Он глуп, “как пробка”, хоть красив.<\p>

  • От глупости еще спесив.

Он честен, и умен, и одержим.<\p>

Нельзя не преклоняться перед ним!

Он жаден — все себе, все в дом.<\p>

  • Богач? Нет, бедный.<\p>
  • Что в богатстве том?<\p>
  • Когда душа скупа и холодна,<\p>
  • Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет.<\p>

Чем больше отдает — тем больше богатеет:

  • Умом и сердцем, добрыми делами,<\p>
  • Успехами в труде и верными друзьями.

Уж если его что за сердце забрало,<\p>

  • Идет он в атаку “с открытым забралом”.

Трусливый же смелостью хоть поражен —

Скорее “в кусты”, чтоб “не лезть на

рожон”

Как трудно б ни было — молчит. И знает:

За днями трудными и светлые мелькают.

Он — оптимист. Честь и хвала ему!<\p>

  • Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном

свете.

Как трудно жить ему на свете,

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

(Уродство)

(Глупость)

(Ум)

(Жадность)<\p>

(Доброта)

(Смелость)<\p>

(Трусость)

(Вера)<\p>

(Безверие)

Прежде чем приступать к произнесению

этих текстов, необ­ходимо нафантазировать

предлагаемые обстоятельства: Кто? Где?

Когда? Кому? Для кого? С каким отношением,

чувством?

Упражнение “Луна”. Восприятие явлений

действитель­ности с различной оценкой

и отношением развивает эмоцио­нальный

тембр, дает возможность услышать, попять

глубочай­шую зависимость тембра

голоса от внутренней жизни человека.

120

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

Эх, как некстати нам она!<\p>

  • Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.

В лесу

Какая темень. Пропадем.<\p>

  • Дорогу к дому не найдем.<\p>
  • Луна! Ура! О, лунный свет,<\p>
  • Тебя дороже в мире нет!<\p>

Ну, выходи скорей, свети!

(Восприятие

нужного

предмета с чувством

радостной

благодарности)

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — Нам союзница

она.<\p>

  • Черт возьми, луна выходит!<\p>
  • Нас “под монастырь подводит”:<\p>
  • Засекут и… “крышка” нам.<\p>

Лицо луны

17 стр., 8439 слов

Логика сценической речи

... особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи - расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков ... в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля. М.О. Кнебель, рассказывая о работе Станиславского с ... Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, ...

Взгляни на небо — на луну.<\p>

  • Вот это диво! Ну и ну!<\p>
  • Мне видится лицо луны:<\p>
  • И нос, и лоб, и подбородок,<\p>
  • Веселый рот. Черты ясны.<\p>

(Восприятие

невиданного

ранее явления

природы

с чувством

изумления

и радости открытия)

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна?

На кой же черт она дана?<\p>

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И светит “на фу-фу”.

(Восприятие

неинтересного предмета с чувством

иронии и пренебрежения)

Влюбленные

Луна! Волшебница луна!<\p>

  • О, как божественна она!<\p>
  • Любовную раскинув сеть,<\p>
  • Она дала сердцам узреть,<\p>
  • Что в глубине их жар пылает,<\p>

В одно двоих соединяет!

121

Тоска<\p>

  • Без нее мне счастья нет.<\p>
  • Грусть, тоска меня снедает.

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает.

(Восприятие предмета еще более углубляющего

чувство тоски и безысходного одиночества)

Отчаянье<\p>

  • Я в отчаянье, луна!<\p>

Ты во всех краях бываешь,

Так открой же: где она?<\p>

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь.

(Восприятие предмета, к которому

обращаешься как к последней надежде,

с мольбой и

отчаянием)

Искусству тембрирования поможет

натренированный то­нальный слух,

способный воспринимать и воспроизводить

ма­лейшие изменения в окраске голоса,

рождаемые сменой чувств, отношений,

оценок.

Однако к произведениям поэтов можно

перейти, лишь владея средствами речевой

выразительности. А для этого следует

тренироваться на более простых,

незамысловатых, сочиненных специально

текстах, которые мы рассмотрели выше.

Наиболее удобным материалом для

обогащения тембра яв­ляются поэтические

произведения, окрашенные определенным

чувством.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

В этих словах, конечно, любовь, преклонение,

и потому голос окрашен теплым, нежным,

мягким тембром.

Ненастный день потух: ненастной ночи

мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Все мрачную тоску на душу мне наводит…

122

А в этих строках А. С. Пушкина проявляется

его тоска в разлуке с любимой женщиной,

и потому звук голоса тяжелый, низкий,

мрачный.

Для тренировки тонального слуха полезно

работать с магни­тофоном. Слушая

запись образцовой выразительной речи

13 стр., 6089 слов

По детской литературе «Формирование выразительной речи младших ...

... методических условий, обеспечивающих эффективность работы по совершенствованию интонационного оформления диалогической речи младших школьников во внеурочной ... чувства и отношения к вам. Устная речь имеет следующие интонационные средства выразительности (или основные средства выразительности): -основной тон высказывания или окраска голоса; -громкость речи; -темп речи (или темпо - ритм речи). ...

(арти­ста, чтеца, оратора), надо

проследить за тем, каким тоном окра­шены

выступление в целом и его отдельные

части? Какие чувства передаются через

различные тембры?

Записав на магнитофонную пленку часть

своего выступления или чтение стихов

и затем прослушав, проанализировав

запись, можно установить, как владеешь

тембрированием: если оно плохо развито,

то надо совершенствовать тембр голоса.

“Прежде русские дикторы могли различные

по смыслу со­общения передавать

по-разному. Русская музыкальная и

поэти­ческая культура, уникальная

сама по себе, развивала возможно­сти

устной речи — ив тональности, и в ритме,

и в произношении звуков, всегда с

уважительным отношением к слушателю.

Тембр голоса должен ласкать не только

слух, но и душу слушателей — говорил К.

С. Станиславский. Через тембр голоса

слушатель чувствует сердце говорящего.

Речь наших современ­ников воспринимается

иностранцами “как агрессивно озлоблен­ный

монотон”! Пора спасать русскую речь и

ее носителей!

Говоря об интонационной выразительности,

нельзя пройти мимо такого действенного

средства речи, как пауза.

Паузы выполняют различные функции в

звучащей речи.

Артикуляционные паузы необходимы при

произношении не­которых звуков,

слогов, в слове, между словами.

Например: Нет хуже удела,

Чем быть не у дела.

У бахчи — сарай —<\p>

  • Не Бахчисарай.

В танцах из вращений<\p>

  • Не делай извращений.

В цветенье скор пион.

А на подлость — скорпион.

В. В. Колесов. Русская

речь. СПб, 1998. С. 214.

123

Я — колокол. Подам я зык —<\p>

  • И в час луны, заката иль утра ты<\p>
  • Услышишь вновь набатный мой язык<\p>
  • Глас радости, тревоги и утраты.

Разговор о литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vosklitsatelnyie-predlojeniya-vsegda-nesut-emotsionalnuyu-nagruzku/

  • Чем заняты таланты?

Возвести!

  • Да продолжают славный воз везти!
  • А бездари?
  • Те мнят, Что делают погоду.
  • А критики?
  • Темнят Или молчат по году.

(Я. Козловский)

Усилительные паузы возникают перед или

после слова, логи­чески выделяемого.

Эти паузы подчеркивают значимость

слова, усиливают его значение.

Цветок,] засохший, безуханный,<\p>

  • Забытый в книге | вижу я.
  • Не осуждай меня | без нужды.
  • Я так хочу увидеться с тобой!<\p>

Ситуативные паузы замедляют речь,

выполняя те или иные цели: дают возможность

слушателям подготовиться к исполне­нию

приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!);

успеть запи­сать услышанное (диктовка):

легче воспринять речь, звучащую во время

8 стр., 3919 слов

Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция

... (расслабления). При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые взаимосвязанные и ...

шума, при плохой акустике, звучащую на

большое рас­стояние; при активных

глаголах действия (Внушаю. Запрещаю.

Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю.

Изумляю…)

Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?!

(упрекаю с чувством горечи) Ритмические

паузы — стихотворные. Постоянные паузы

ста­вятся в конце стихотворной строки,

подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы

  • в середине строки, когда в ней более

четырех стоп:

Простишь ли мне | ревнивые мечты?

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

Всегда пугать | мое воображенье?

124

Это пятистопный ямб с цезурой после

второй стопы. “Зашагивание” мысли на

другую строку. Пауза более длительная.

Физиологическая же пауза для легкого

“добора” воздуха не воспринимается

как остановка в речи.

Психологические паузы — это интонационные

паузы. Они обладают интеллектуальным

и эмоциональным значением. И возникать

могут в самых неожиданных моментах

речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы

А. П. Чехова “Три сестры”:

“— Мне хочется каяться, милые сестры.

Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше

никому, никогда… Скажу сию минуту… Это

моя тайна, но вы все должны знать… Не

могу молчать… Я люблю, люблю… Люблю

этого человека… Вы его только что

видели… Ну, да что там. Одним словом,

люблю Вершинина…”

Или возьмем короткий диалог из чеховской

шутки в одном действии “Медведь”:

Попова: Почему вы не хотите драться?

Смирнов: Потому что… потому что вы…

мне нравитесь.

Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет

говорить, что я ему нравлюсь.

Смирнов: Послушайте… Вы все еще

сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен,

но, понимаете ли… как бы этак выразиться…

Дело в том, что, видите ли, такого рода

история, соб­ственно говоря… Ну, да

разве я виноват, что вы мне нравитесь?..

Я… я почти влюблен!

Источник: https://StudFiles.net/preview/395684/page:16/

Напишите сочинение-рассуждение

Напишите сочинение рассуждение 1

Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора andreusdsrk

Кто поможет сделать сочинение по русскому языку за 1 день, тема “Напишите сочинение-рассуждение”

Напишите сочинение-рассуждение раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова “восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку”

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 – это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “тема”<\p>

13 марта 2017<\p>

13 марта 2017<\p>

15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 150 до 190 руб<\p>

13 марта 2017<\p>

andreusdsrk

12 стр., 5822 слов

По риторике «Коммуникативные качества речи»

... проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов. Коммуникативная ситуация и ее составляющие оказались тем самым тесно связанными с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи охватывают все ... функциональное понимание уместности речи: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и ...

13 марта 2017<\p>

andreusdsrk

14 марта 2017<\p>

Напишите сочинение-рассуждение

14 марта 2017<\p>

  • Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ<\p>

14 марта 2017<\p>

  • Заказчик оставил положительный отзыв.<\p>

Закажи её у наших авторов!

Стили речи Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.

Официально-деловой стиль речи, имеет …

Научный стиль речи Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность. Языковые средства экспрессивного тона:Подстили научного жанра:

Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терми…

Правила речевого этикета В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.

Богатство синонимических …

Русский язык<\p>

Сочинения

Источник: https://Author24.ru/lenta/1824447/

Эмоциональная функция мелодики

Эмоциональная функция мелодики 1

Восклицательный знак всегда эмоционально заряжен. Стимулы также связаны с усилением эмоций. Но каждое повествовательное предложение выражает некую эмоцию: иронию, добродушный укор, восхищение, горечь, радость и т.д. Вопросительное предложение также несет в себе целый ряд чувств.

Существуют различные лексические средства выражения эмоций. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженный, живой, искренний, обманчиво, заинтересованный, восторженный…), прилагательные (категоричный, вдохновленный, восторженный…

, имена (милый, мошенник, брат, мать, милый…).

Но все эмоции, содержащиеся в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, порожденной различными ситуациями языкового действия.

Интонация может придавать словам противоположное значение: так «мерзавец» может играть любовью, обожанием, радостным укором и так далее

Частицы типа ка, ока и другие также придают речи большую выразительность: заткнись! Хорошо подумай! Мы пойдем!

То, как произносятся слова, выражает эмоции говорящего. Отмечается, что при положительных эмоциях ударная гласная удлиняется (славный, до-обры, мне-дурак); при отрицательных эмоциях согласная удвоенных слогов удваивается и гласные звуки сокращаются (Это мерзко, мерзко, мерзко! Я не хочу видеть!).

7 стр., 3044 слов

Роль голоса в искусстве оратора

... техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи — значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы. В разделе №6 «ТЕХНИКА РЕЧИ — ... же это врожденное умение. Выяснить, важна ли техника речи в профессиональной деятельности юриста . В процессе написания реферата я изучила пособия по риторике. основам судебного красноречия, ...

Чтобы эмоционально подчеркнуть выделенное слово, часто произносятся слоги: Но-на-ви-чжу! Ооо-ха-ха! Любовь!

Во всех случаях эмоциональность слова зависит от тембра голоса, его окраски с различными эмоциями, переживаниями. Этот штамп называется эмоциональным. Формируется при наличии дополнительных оттенков к основному тону — оттенков.

При определении эмоционального тембра довольствуемся условными словесными обозначениями: «Голос теплый и мягкий, злобный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и с тысячей нюансов, выражающий самые разные чувства, настроения человека, а также его мысли »1.

1 В.П. Морозов. Секреты речевой речи. — Л .; Наука, 1967, стр.3.

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ

В жизни мы постоянно топаемся. Мы помним, например, как мягкий, теплый, приятный тембр окрашивается нашей речью, когда мы разговариваем с человеком, которому сочувствуем, и каким острым, раздражающим становится тембр, когда мы часто «растворяемся» в различных повседневных ситуациях коммуникация.

Поэтому воспитание культуры речевого общения — это воспитание культуры человеческих чувств, а это важнейшая проблема современности.

«Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и аффективных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «дизайна» высказывания»’.

спикеру необходимо овладеть искусством штамповки. Эта тонкая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей.

Д уэ рион «Тембр». Произнесите слово «пришел» с выражением: удивление, радость, восхищение, ненависть, гнев, угроза… Представьте себе обстоятельства и действие. Пришло ?! Боюсь за тебя! Вините во всем себя! (Со страхом)

пришло ?! А где гордость?

Всюду следуйте за ним, как «верный пес»! (С осуждением)

Ты пришел?! Так обманите меня!

Ты не мужчина, а паршивец! (С презрением)

Ты пришел?! Вот ты где, друг!

Ты не сможешь меня сразу обмануть. (Со злым умыслом)

настало! Знай так и будь:

Мы не можем жить друг без друга. (С удовольствием)

Левый?! Придет он или нет? Тайна.

Я сделал его таким плохим! (С тревогой)

Левый! Гора упала с плеч! (С чувством радости

Не дай бог таких встреч! облегчение)

Научитесь произносить тексты, требующие моральной, эстетической и других оценок: мудрость — это глупость; красота — несчастье; любовь — это ненависть; доброта — это жадность; смелость — трусость…

1 Б.Н. Головин. Основы культуры слова. — М .: Высшая школа, 1980 с. 206.

Упражнение «Контрасты».

Какая красивая красота:

В нем есть вся гармония, все чудо!

Это неплохо по своей природе.

Это сверхмодный продукт

И жизнь, протекающая беззаботно:

Не девушка, не молодой человек, а «что-то»!

это глупо, «как пробка», хотя и красиво.

По-прежнему высокомерный по глупости.

он честный, умный и одержимый.

Вы не можете не поклониться ему!

он жадный: все для себя, все для дома.

Богатый? Нет, бедняга.

Что такое богатство?

Когда душа скупа и холодна

Бедна жизнь алчных бедняков.

А добрые с радостью отдадут все, что у них есть.

Чем больше отдашь, тем богаче становишься:

Ум и сердце, дела добрые,

Успехов в работе и верных друзей.

Уж если его что за сердце забрало,

Идет он в атаку «с открытым забралом».

Трусливый же смелостью хоть поражен —

Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»

Как трудно б ни было — молчит. И знает:

За днями трудными и светлые мелькают.

Он — оптимист. Честь и хвала ему!

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете,

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

(Уродство)

(Глупость)

(Ум)

(Жадность)

(Доброта)

(Смелость)

(Трусость)

(Вера)

(Безверие)

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необ­ходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

Эх, как некстати нам она!

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.<\p>

В лесу

Какая темень. Пропадем.

Дорогу к дому не найдем.

Луна! Ура! О, лунный свет,

Тебя дороже в мире нет!

Ну, выходи скорей, свети!

(Восприятие нужного

предмета с чувством

радостной благодарности)

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.

Черт возьми, луна выходит!

Нас «под монастырь подводит»:

Засекут и… «крышка» нам.

(Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)

Лицо луны

Взгляни на небо — на луну.

Вот это диво! Ну и ну!

Мне видится лицо луны:

И нос, и лоб, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

(Восприятие невиданного

ранее явления природы

с чувством изумления

и радости открытия)

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна?

На кой же черт она дана?

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И светит «на фу-фу».

(Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)

Влюбленные

Луна! Волшебница луна!

О, как божественна она!

Любовную раскинув сеть,

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

Тоска

Без нее мне счастья нет.

Грусть, тоска меня снедает.

И луны печальный свет

(Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)

Отчаянье

Я в отчаянье, луна!

Ты во всех краях бываешь,

Так открой же: где она?

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

(Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,

с мольбой и отчаянием)

Искусству тембрирования поможет натренированный то­нальный слух, способный воспринимать и воспроизводить ма­лейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.

Наиболее удобным материалом для обогащения тембра яв­ляются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Ненастный день потух: ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Все мрачную тоску на душу мне наводит…

А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.

Для тренировки тонального слуха полезно работать с магни­тофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (арти­ста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окра­шены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?

Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.

«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу со­общения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэти­ческая культура, уникальная сама по себе, развивала возможно­сти устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.

Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отно­шении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»’.

Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современ­ников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлоблен­ный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!

Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.

Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.

Артикуляционные паузы необходимы при произношении не­которых звуков, слогов, в слове, между словами.

Например: Нет хуже удела,

Чем быть не у дела.

У бахчи — сарай —

Не Бахчисарай.

В танцах из вращений

Не делай извращений.

В цветенье скор пион.

А на подлость — скорпион.

В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.

Я — колокол. Подам я зык —

И в час луны, заката иль утра ты

Услышишь вновь набатный мой язык

Глас радости, тревоги и утраты.

Разговор о литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vosklitsatelnyie-predlojeniya-vsegda-nesut-emotsionalnuyu-nagruzku/

  • Чем заняты таланты?

Возвести!

  • Да продолжают славный воз везти!
  • А бездари?
  • Те мнят, Что делают погоду.
  • А критики?
  • Темнят Или молчат по году.

(Я. Козловский)

Цветок,] засохший, безуханный,

Забытый в книге | вижу я.

  • Не осуждай меня | без нужды.
  • Я так хочу увидеться с тобой!

Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполне­нию приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть запи­сать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое рас­стояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю…)

Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ста­вятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:

Простишь ли мне | ревнивые мечты?

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

Всегда пугать | мое воображенье?

Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.

Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забы­вается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом вос­принимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, на­пример, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Ко­гда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.

Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.

Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:

«— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда… Скажу сию минуту… Это моя тайна, но вы все должны знать… Не могу молчать… Я люблю, люблю… Люблю этого человека… Вы его только что видели… Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина…»

Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:

Попова: Почему вы не хотите драться?

Смирнов: Потому что… потому что вы… мне нравитесь.

Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.

Смирнов: Послушайте… Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли… как бы этак выразиться… Дело в том, что, видите ли, такого рода история, соб­ственно говоря… Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я… я почти влюблен!

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль мелодики речи в речевом действии?

Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного

предложения?

Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога

в русской речи?

Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?

Что надо знать об относительности пиано и форте?

Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

Каковы условия звучания сценической скороговорки?

Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?

Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s42398t1.html

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного В.П. Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»

Контрольные вопросы 1

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «� я поняла: надо справиться во что бы то ни стало».

Как Вы понимаете значение слова ВЗА�МОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка»

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

(2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём.

(4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов.

(5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

(7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.

(8)Р� так же, как сейчас, РїСЂРёСЂРѕРґР° будет будить РІ человеке порывы творчества. (9)Р� так же будет страдать, ненавидеть Рё любить человек…

(10)Плыли РјС‹ как-то РІРЅРёР

— РїРѕ Ветлуге РЅР° старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, РёС… было человек десять, играли РІ карты, лениво переговаривались Рё курили.

(12)Рђ РґРІРµ поварихи Рё женщина РёР

  • района сидели РЅР° РєРѕСЂРјРµ Рё ели яблоки. (13)Река сначала была СѓР·РєРѕР№, берега унылы, СЃ лозняком Рё ольхой, СЃ корягами РЅР° белом песке.

(14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор.

(15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

(16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

РљСѓРґР° зовёшь, РєСѓРґР° ведёшь…

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

п»ї<\p>

Источник: http://3-net.ru/sign/sign-305601.php