СОЧИНЕНИЕ 15.2 В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018
Второй тип — это сочинение-рассуждение, где вы объясняете смысл одного предложения, взятого из прочитанного текста. Причем, если вы хотите получить высший балл, необходимо привести два аргумента для подтверждения своего рассуждения из этого же текста. Если ученик не справляется с заданием, то он может обратиться к жизненному опыту. При написании сочинения рекомендуется применять цитирование, косвенную речь, где вы своими словами передаете содержание того или иного предложения. Не забывайте о том, что ни в коем случае нельзя пересказывать весь текст. В сочинении обязательно надо указывать номера предложений, с которыми вы работаете.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 15.2 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018
1. Вступление. Приводим высказывание, данное для анализа, и пишем собственное понимание этой фразы из текста.
2. Аргументы для пояснения фразы, найденные вами в тексте:
Первый пример из текста (приводим цитату или формулируем своими словами и пишем, как это соотносится с начальным высказыванием)
3. Второй пример из текста (так же работаем со вторым аргументом из текста).
4. Вывод.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 15.2 В ОГЭ 2018
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста(15.2) | Баллы |
Понимание смысла фрагмента текста | ||
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | ||
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | ||
Наличие примеров-аргументов | ||
Экзаменуемый привел из текста один пример-аргумент, который объясняет содержания фрагмента | ||
Экзаменуемый привел 1 аргумент из прочитанного текста | ||
Экзаменуемый привел аргумент(ы) не из прочитанного текста | ||
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | ||
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Отсутствуют логические ошибки, соблюдено абзацное членение. Последовательность изложения не нарушена |
||
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, но допущена одна логическая ошибка или просматривается одно нарушение абзацного членения | ||
Композиционная стройность работы | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | ||
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Пишем сочинение 15.2.
(1)Алёша Хомутов рос мальчиком приветливым, старательным, заботливым и работящим.(2)За это его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком.
(3)Дрова пилить вздумает Алёша – милости просим! (4) Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал.
(5)Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие; от этого даже в пасмурный день на душе светло и весело…
(6)Как-то раз пошёл Алёша с дедом в лес. (7)Подошли к питомнику и видят, что калитка открыта: хлопает на ветру, а щеколда у неё оторвана.
- (8)Да,- засмеялся дед.- (9)То ли дело наша калитка: и синей приметной красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит, как музыка.
(10)Вышли на просеку. (11)Смотрит Алёша – деревянная скамейка стоит, в землю вкопанная, почернела от времени, столбики мохом поросли. (12)Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. (13)Хорошо!
(14)Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- (15) А чья это скамейка, деда?
- (16) Да ничья, — ответил дед.
– (17)Общая, какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях…
(18)Задумался Алёша над дедовыми словами, всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.
(19) Прошла неделя, а может быть, и две. (20)Опять отправились дед с внуком в лес. (21) Подошли они к садовому питомнику. (22)Глядит дед и глзам не верит: щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.
- (23)Алёшка, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня появилась.
- (24)Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.
(25)Шли они по старой дороге и на просеку вышли, добрались до скамейки, где прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
- (26)Вот тебе и на! – удивился дед. – (27)И у ничьей скамейки хозяин объявился. (28) Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.
(29)Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
- (30)А ты не знаешь этого мастера, внучек?
- (31) Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.
- (32)Это почему же?
- (33)Не любит он хвалиться, да и не один он всё это делал.
(34)Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. (35)Глаза у внука были ясные и счастливые…
(По Е.А.Пермяку)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 28 текста: «Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал».
«Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал».
Во-первых, Алеша всегда прислушивался к мнению дедушки, который, в свою очередь, старался привить внуку трудолюбие и внимание к нуждам других людей, научить его быть настоящим хозяином. Дедушка неслучайно обратил внимание мальчика на несмазанную и незакрывающуюся калитку питомника, на доброе дело неизвестного мастера, сделавшего скамейку для любого усталого прохожего. Мальчик все впитывал и обдумывал: «Задумался Алеша над дедовыми словами, всю дорогу молчали дома за столом тоже молчал».
Во-вторых, в предложениях 34-35 говорится о том, что дедушка догадался, кто тот мастер, который починил и покрасил калитку и скамейку. Внук не стал об этом хвастаться, даже на прямой вопрос не захотел ответить. Конечно, такой человек, хотя он еще и мальчишка, заслуживает глубокой благодарности и уважения даже пожилого человека. А то, что дед хотел ему руку пожать, означает, что он принял мастера как равного, ведь и он сам тоже мастер и хозяин.
Таким образом, человек, который думает о других и помогает им, — это всегда достойный человек.
не менее 70 слов!
Если вы пересказываете текст, не делая при этом умозаключений, выводов, то по критерию СК2 вы получите- 0 баллов!
Когда приводите примеры, то можно ссылаться на номер предложения, а также применять цитирование. В примере сочинения первый аргумент-цитата, а второй-номера предложений. Учтите, цитирование также не входит в объем сочинения! Считаются слова, в которых вы рассуждаете, доказываете точку зрения.