Урок » -описание по личным наблюдениям»

Сочинение

Разделы:

Цели: формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал; продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.

Оборудование:

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Вступительное слово учителя.

Читаю стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою Зимою…”

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

  • О чем говорится в этом стихотворении?

волшебницей, чародейкой ,

Зимнее утро.

…А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Отрывки из Евгения Онегина.

…На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

* * *

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

  • Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

  • Какова природа зимой?
  • Почему так светло и празднично вокруг?
  • В чем красота зимнего наряда?
  • Как падает снег?
  • Что самое красивое в снегопаде?

3. Подготовка к предстоящему сочинению.

а) обсуждение возможного плана сочинения.

  • Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении?

б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении?

3 стр., 1355 слов

«Мой класс». «Зима из окна дома» — школьные сочинения

... вид из моего окна. Все деревья будут в пушистом снегу, и вся земля будет усыпана ковром из снега. Популярные сочинения Зима в нашем городе — сочинение Зима – красивое время года. Особенно красиво зимой в лесу. Но и ... На улице уже не так было много людей, как с утра. А те, которые были на улице, шли быстрым шагом с зонтами. Все куда-то спешили. Мне понравилось наблюдать за ...

Чародейка, кудесница…)

О небе? О ветре?

(На доску записываются слова , которые подбирают дети.)

  • Что вам нравится в ясную морозную погоду?

(Дети дают устные описания березы в инее, зимних узоров на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом.)

  • Чем удивляет нас зима в пасмурную, ветреную погоду?

в) Упражнения в распространении текста.

  • Прочитайте текст на доске. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.)
  • Удачен ли этот рассказ?
  • Почему нет?
  • Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопросы: какая зима?
  • Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима-волшебница?
  • А теперь мы уточним время, когда приходит зима.
  • Какие предложения у нас получились?

(В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом(или мягким бархатным ковром ), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.)

г) Заключительная беседа.

  • Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

– В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: что бы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

4. Составление плана предстоящего сочинения:

1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)

  • Мы должны сначала представить себе зиму так , как мы ее видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.
  • А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?
  • А летом, когда вы вспомните о зиме, какая картина нашего зимнего села рисуется в вашем воображении?
  • Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
  • Как вы его закончите?
  • Как зима влияет на ваше настроение?
  • Замечаете ли вы красоту зимы?

Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит зиму, поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

План.

1) Наступила зима.

2) Зимняя фантазия.

  • Ковер зимы.
  • Деревья зимой.
  • Узоры на стеклах.
  • Сияние снежинок в ясную погоду.
  • Метель, пурга.

3) Настроение, вызванное красотой зимы(или за что я люблю зиму?).

12 стр., 5837 слов

Конспект по русскому языку «Роль вводных слов и вводных предложений ...

... предложение из сочинения-рецензии. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Тема этого предложения — Савельич. Тему отражает порядок слов, при котором слово ... текста, стоит в середине или в конце предложения, например (обратите внимание на интонацию вводности): 1) Тема, однако, не новая. = Тема не новая. 2) Тема ...

5. Запись сочинения учащихся.

6. Чтение готовых сочинений.

7. Итог урока.

Проверку своих сочинений учащиеся проводят, пользуясь памятками 1 и 2.

Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений , слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Хорошо ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка 2.

  1. Проверь не пропустил ли ты буквы?
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные?
  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными? Не уверен – спроси учителя.