Разделы:
Цели: формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал; продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.
Оборудование:
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
2. Вступительное слово учителя.
Читаю стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою Зимою…”
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- О чем говорится в этом стихотворении?
волшебницей, чародейкой ,
Зимнее утро.
…А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Отрывки из Евгения Онегина.
…На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
* * *
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
- Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
- Какова природа зимой?
- Почему так светло и празднично вокруг?
- В чем красота зимнего наряда?
- Как падает снег?
- Что самое красивое в снегопаде?
3. Подготовка к предстоящему сочинению.
а) обсуждение возможного плана сочинения.
- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении?
б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении?
«Мой класс». «Зима из окна дома» — школьные сочинения
... вид из моего окна. Все деревья будут в пушистом снегу, и вся земля будет усыпана ковром из снега. Популярные сочинения Зима в нашем городе — сочинение Зима – красивое время года. Особенно красиво зимой в лесу. Но и ... На улице уже не так было много людей, как с утра. А те, которые были на улице, шли быстрым шагом с зонтами. Все куда-то спешили. Мне понравилось наблюдать за ...
Чародейка, кудесница…)
О небе? О ветре?
(На доску записываются слова , которые подбирают дети.)
- Что вам нравится в ясную морозную погоду?
(Дети дают устные описания березы в инее, зимних узоров на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом.)
- Чем удивляет нас зима в пасмурную, ветреную погоду?
в) Упражнения в распространении текста.
- Прочитайте текст на доске. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.)
- Удачен ли этот рассказ?
- Почему нет?
- Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопросы: какая зима?
- Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима-волшебница?
- А теперь мы уточним время, когда приходит зима.
- Какие предложения у нас получились?
(В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом(или мягким бархатным ковром ), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.)
г) Заключительная беседа.
- Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
– В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: что бы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.
4. Составление плана предстоящего сочинения:
1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)
- Мы должны сначала представить себе зиму так , как мы ее видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.
- А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?
- А летом, когда вы вспомните о зиме, какая картина нашего зимнего села рисуется в вашем воображении?
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
- Как вы его закончите?
- Как зима влияет на ваше настроение?
- Замечаете ли вы красоту зимы?
Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит зиму, поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.
План.
1) Наступила зима.
2) Зимняя фантазия.
- Ковер зимы.
- Деревья зимой.
- Узоры на стеклах.
- Сияние снежинок в ясную погоду.
- Метель, пурга.
3) Настроение, вызванное красотой зимы(или за что я люблю зиму?).
Конспект по русскому языку «Роль вводных слов и вводных предложений ...
... предложение из сочинения-рецензии. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Тема этого предложения — Савельич. Тему отражает порядок слов, при котором слово ... текста, стоит в середине или в конце предложения, например (обратите внимание на интонацию вводности): 1) Тема, однако, не новая. = Тема не новая. 2) Тема ...
5. Запись сочинения учащихся.
6. Чтение готовых сочинений.
7. Итог урока.
Проверку своих сочинений учащиеся проводят, пользуясь памятками 1 и 2.
Памятка 1.
- Соответствует ли содержание текста теме?
- Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
- Нет ли в тексте лишних фактов, предложений , слов?
- Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
- Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
- Хорошо ли построены предложения?
- Интересно и понятно ли все изложение слушателю?
Памятка 2.
- Проверь не пропустил ли ты буквы?
- Правильно ли ты написал безударные гласные?
- Проверь слова со звонкими и глухими согласными? Не уверен – спроси учителя.