Урок развития речи. -миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Сочинение

Разделы:

Цели:

  • Образовательная – познакомить учащихся с предметом описания в сочинении-миниатюре; организовать словарную работу на «зимнюю» тему; познакомить с картиной Тындинского художника Е.Рябова; описать изображенный на картине зимний пейзаж в форме сочинения-миниатюры;
  • Развивающая – развитие логического мышления, памяти; нацелить учащихся на поиски описания природы в художественных произведениях; развитие умений видеть и сопоставлять художественные образы музыкальных и поэтических произведений; подготовить учащихся к самостоятельной работе.
  • Воспитательная – воспитание внимания к изобразительным возможностям русского языка; на учебном материале урока воспитывать патриотические и эстетические качества в личности.

Оборудование:

  • картина Е.Рябова «Амурский пейзаж», видеозапись П.И.Чайковского «Времена года», фотографии зимних этюдов.
  • Дидактический и раздаточный материал: карточки-памятки для обучения описания, словарная работа (миниатюра, пейзаж), карточки с опорными словами по теме урока, четверостишия о природе или прозаические тексты (в том числе и приамурских поэтов и писателей).

Эпиграф урока:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна…

Н. Заболоцкий.

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие; определение задач урока (особое внимание обращается на создание необходимого настроения).

  • Мы, ребята, вместе с вами сегодня рассмотрим картину и попробуем написать сочинение-миниатюру на зимнюю тематику. А для начала познакомимся со стихотворением нашей юкталинской поэтессы Третьяковой О.А. ().
  • Как, по-вашему, ребята, о чем это стихотворение?
  • А теперь посмотрите на картину и попробуйте сопоставить ее с прослушанным стихотворением.

II. Прослушивание видеозаписи П.И.Чайковского «Времена года. Февраль»

III. Беседа по картине Е.Рябова «Амурский пейзаж»

А если мы с вами обратимся к нашей картине. Какое настроение она у вас вызывает? Глядя на картину, хочется грустить или радоваться?

Не только поэты и композиторы, но и художники часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

1 стр., 490 слов

По картине Куинджи Радуга описание

... палящим солнцем. Мне понравилась картина «Радуга» Архипа Куинджи. Она, как и многие другие его произведения с изображением великолепных природных пейзажей, производит впечатление лёгкости, ... показывает богатство и разнообразие русской природы, её силу, мощь и многогранную красоту. Описание настроения картины Радуга Популярные сегодня ...

Вот и наш художник Е.Рябов во всех своих картинах с любовью изображает амурскую природу.

Евгений Рябов родился в Крыму.

  • Скажите, ребята, к какому жанру живописи можно отнести эту картину?
  • Что такое пейзаж? (Если затрудняются, на столах – подсказки).
  • Какое время года изображено на картине?
  • По каким приметам это можно увидеть?
  • Какие тона, цвета, краски применил художник? Теплые или холодные?
  • Какое время суток изобразил художник?
  • Какими красками и оттенками художник изображает снег?
  • Приглядитесь к снегу в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звездами переливается.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

IV. Организация словарной работы. Составление словаря

День — период времени, состоящий из светлой и темной части суток, отличающийся от ночи наличием солнечного света.

Небо — пространство над землей с куполообразной или полукруглой поверхностью, где видимо солнце, луна, звезды, облака, атмосферные явления.

Снег — осадки в виде замерзшей воды, выпадающей из атмосферы, образующие белый покров на земле.

Воздух — смесь газов, окружающих Землю и образующих атмосферу, необходимых для дыхания и поддержания жизни на планете.

V. И вот мы с вами подошли к следующему этапу нашей работы – написанию сочинения-миниатюры. (4-6 предложений)

Ray Bradbury написал великолепное сочинение о зимнем пейзаже. В его описании присутствует яркое чувство радости: чистый воздух, сияющий снег и светлое солнце. Картина буквально «оживает» перед нами, соединяя передний и задний планы: перед нами застывшая река, снег, глубокие сугробы и коричневые деревья, а на заднем плане — сопка, покрытая белым кружевом. В описании можно прочувствовать хрупкость зимнего красивого леса, придавая ему магическую атмосферу.

VI. Подведение итогов

В ходе работы мы написали сочинения-миниатюры, используя описание зимнего пейзажа, вдохновленного произведением Ray Bradbury. Они позволили нам выразить чувства радости, пробудить воображение и передать атмосферу зимы.

VII. Домашнее задание

Расширить свое сочинение-миниатюру, добавив еще несколько предложений или использовать другой литературный образ для описания зимнего пейзажа.

1 группа – творческое задание, для тех, кто справился с работой: составить свой словарь на зимнюю тему, можно пользоваться строками из стихотворений (или написать этюд в газету).

2 группа – дописать и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на зимнюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь).

3 группа – пишут дома сочинения, воспользовавшись опорными словами.

11.03.2010