Разделы:
Цели:
- Образовательная – познакомить учащихся с предметом описания в сочинении-миниатюре; организовать словарную работу на «зимнюю» тему; познакомить с картиной Тындинского художника Е.Рябова; описать изображенный на картине зимний пейзаж в форме сочинения-миниатюры;
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти; нацелить учащихся на поиски описания природы в художественных произведениях; развитие умений видеть и сопоставлять художественные образы музыкальных и поэтических произведений; подготовить учащихся к самостоятельной работе.
- Воспитательная – воспитание внимания к изобразительным возможностям русского языка; на учебном материале урока воспитывать патриотические и эстетические качества в личности.
Оборудование:
- картина Е.Рябова «Амурский пейзаж», видеозапись П.И.Чайковского «Времена года», фотографии зимних этюдов.
- Дидактический и раздаточный материал: карточки-памятки для обучения описания, словарная работа (миниатюра, пейзаж), карточки с опорными словами по теме урока, четверостишия о природе или прозаические тексты (в том числе и приамурских поэтов и писателей).
Эпиграф урока:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна…
Н. Заболоцкий.
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие; определение задач урока (особое внимание обращается на создание необходимого настроения).
- Мы, ребята, вместе с вами сегодня рассмотрим картину и попробуем написать сочинение-миниатюру на зимнюю тематику. А для начала познакомимся со стихотворением нашей юкталинской поэтессы Третьяковой О.А. ().
- Как, по-вашему, ребята, о чем это стихотворение?
- А теперь посмотрите на картину и попробуйте сопоставить ее с прослушанным стихотворением.
II. Прослушивание видеозаписи П.И.Чайковского «Времена года. Февраль»
III. Беседа по картине Е.Рябова «Амурский пейзаж»
А если мы с вами обратимся к нашей картине. Какое настроение она у вас вызывает? Глядя на картину, хочется грустить или радоваться?
Не только поэты и композиторы, но и художники часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.
По картине Куинджи Радуга описание
... палящим солнцем. Мне понравилась картина «Радуга» Архипа Куинджи. Она, как и многие другие его произведения с изображением великолепных природных пейзажей, производит впечатление лёгкости, ... показывает богатство и разнообразие русской природы, её силу, мощь и многогранную красоту. Описание настроения картины Радуга Популярные сегодня ...
Вот и наш художник Е.Рябов во всех своих картинах с любовью изображает амурскую природу.
Евгений Рябов родился в Крыму.
- Скажите, ребята, к какому жанру живописи можно отнести эту картину?
- Что такое пейзаж? (Если затрудняются, на столах – подсказки).
- Какое время года изображено на картине?
- По каким приметам это можно увидеть?
- Какие тона, цвета, краски применил художник? Теплые или холодные?
- Какое время суток изобразил художник?
- Какими красками и оттенками художник изображает снег?
- Приглядитесь к снегу в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звездами переливается.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
IV. Организация словарной работы. Составление словаря
День — период времени, состоящий из светлой и темной части суток, отличающийся от ночи наличием солнечного света.
Небо — пространство над землей с куполообразной или полукруглой поверхностью, где видимо солнце, луна, звезды, облака, атмосферные явления.
Снег — осадки в виде замерзшей воды, выпадающей из атмосферы, образующие белый покров на земле.
Воздух — смесь газов, окружающих Землю и образующих атмосферу, необходимых для дыхания и поддержания жизни на планете.
V. И вот мы с вами подошли к следующему этапу нашей работы – написанию сочинения-миниатюры. (4-6 предложений)
Ray Bradbury написал великолепное сочинение о зимнем пейзаже. В его описании присутствует яркое чувство радости: чистый воздух, сияющий снег и светлое солнце. Картина буквально «оживает» перед нами, соединяя передний и задний планы: перед нами застывшая река, снег, глубокие сугробы и коричневые деревья, а на заднем плане — сопка, покрытая белым кружевом. В описании можно прочувствовать хрупкость зимнего красивого леса, придавая ему магическую атмосферу.
VI. Подведение итогов
В ходе работы мы написали сочинения-миниатюры, используя описание зимнего пейзажа, вдохновленного произведением Ray Bradbury. Они позволили нам выразить чувства радости, пробудить воображение и передать атмосферу зимы.
VII. Домашнее задание
Расширить свое сочинение-миниатюру, добавив еще несколько предложений или использовать другой литературный образ для описания зимнего пейзажа.
1 группа – творческое задание, для тех, кто справился с работой: составить свой словарь на зимнюю тему, можно пользоваться строками из стихотворений (или написать этюд в газету).
2 группа – дописать и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на зимнюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь).
3 группа – пишут дома сочинения, воспользовавшись опорными словами.
11.03.2010