Описание по картине Репина «Не ждали»

Сочинение

«Не ждали» - И.Е. Репин

Илья Ефимович Репин (1844–1930), великий русский художник, картину «Не ждали» написал в 1884–1880 годах. Размер полотна 160,5 × 167,5 см, техника написания — масло.

Жанр произведения — бытовая сцена, хотя и с политическим подтекстом. Эта картина относится к «народовольческой серии» художника. Изображена сцена возвращения революционера из ссылки и реакция его близких.

Композиция картины многофигурная, диагональная. Холст условно поделён наискосок на две части, одна из которых заполнена персонажами, другая пуста. Такое построение усиливает напряжение в изображённой сцене.

На переднем плане зритель видит тяжёлое кресло, расположенное почти по центру, стол, покрытый красивой светлой скатертью, из-за края картины желтеет венский стул. Из кресла только что поднялась старая худая женщина в чёрном платье. Её согбенная, наклонившаяся вперёд фигура выдаёт потрясение, движение руки, взгляд устремлены в сторону фигуры второго плана — худощавого мужчины средних лет в коричневом потрёпанном пальто и стоптанных сапогах.

Герои смотрят друг на друга. Взгляд старой женщины зрителю не виден, о нём можно только догадываться. Несомненно, это её сын, вернувшийся из ссылки. Взгляд сына очень выразителен: в нём неуверенность, вопрос: прощён ли, что не думал о семье в своих политических увлечениях? Пересечение взглядов матери и сына можно назвать центром композиции.

На среднем плане, кроме вернувшегося ссыльного народовольца, с правой стороны картины изображены дети, сидящие с книжками за столом. Девочка ещё мала (ноги со стула не дотягиваются до пола), не помнит отца и смотрит на вошедшего мужчину настороженно. Мальчик в гимназической форме просто сияет в улыбке: узнал! У стены — жена за роялем, тоже в чёрном. В лице её радость, она не верит своим глазам. Рука судорожно вцепилась в ручку кресла.

На заднем плане в открытых дверях стоит молодая горничная. Она безразлично, с непониманием смотрит на незнакомца сомнительного вида. Из-за её спины выглядывает пожилая женщина в платке. Похоже, это кухарка, которая узнала главу семейства.

Детали интерьера передают обстановку, характерную для квартиры интеллигентной семьи 80-х годов 19 века: на стене портреты поэтов-демократов (Некрасов, Шевченко), изображение Христа на Голгофе — Его мученичество революционно настроенные интеллигенты соотносили со своим назначением. Поодаль, на другой стене, рядом с географической картой — изображение мёртвого Александра II, жестоко убитого народовольцами.

17 стр., 8072 слов

Бизнес-план «Декорирование стен росписью»

... взгляду. Существует масса различных техник и вариаций исполнения. Роспись стен - это огромное пространство для творчества. Только представьте, как оживиться ваш интерьер, если одну из стен украсит картина, ... подчеркивает определенную тематику заведения, создает необходимую атмосферу. Роспись стен отлично подойдет для решения бизнес пространства, делая офисное пространство уникальным и приятным. ...

Скромные пожелтевшие обои, пол без ковров и дорожек свидетельствуют о нужде. Скрашивает обстановку красивая скатерть, оставшаяся от прежних времён.

Цветовая палитра построена на контрасте светлых красок обстановки и тёмных красок одежды главных героев. Светло-жёлтый пол, светлые стены, белые двери, белая праздничная скатерть с красным орнаментом — всё словно настраивает на радость.

Чёрные платья матери и жены, чёрный гимназический мундир мальчика, грязно-коричневое одеяние вернувшегося сына, мужа и отца свидетельствуют о пережитых страданиях героев. В светлых одеждах только девочка и горничная. Происходящая сцена подсказывает, что печальные платья будут скоро заменены праздничными.

Картина наполнена светом. Он вторгается в комнату через застеклённые двери, выходящие на террасу, одна дверь распахнута, и картина наполняется воздухом. День пасмурный, и тени нечёткие, они ложатся вправо наискосок. Свет падает и из другого помещения: за спиной стоящей в дверях горничной виднеется окно.

И светлый колорит, и обилие света в картине «Не ждали» придают ей лиричность, ослабляют драматическое напряжение сцены.

Идея произведения. Художник поднял в картине тему столкновения общественного долга и долга перед семьёй. Как примут в семье неожиданно вернувшегося из ссылки революционера? Оправдают ли его? Репин изобразил, что близкие оправдали народовольца, поступившегося интересами семьи. Однако многие искусствоведы видят в произведении евангельский мотив — возвращение блудного сына, которого встретили с любовью, всё прощающей и покрывающей.

Картина И.Е. Репина «Не ждали» высоко оценена критиками за мастерство в построении, световое и колористическое решение. Её безоговорочно называют шедевром. Народ любит эту картину не за идею, а за робкий виноватый взгляд героя, за радость, любовь, прощение в лицах, за её свет, обещающий воскрешение к жизни.

Понравилось сочинение? А вот еще: