Дюрер альбрехт «автопортрет» описание картины, анализ,

Сочинение

https://top10a.ru/samye-izvestnye-kartiny-albrexta-dyurera.html

Художник Рембрандт, автопортреты: описание, история и интересные факты :

Рембрандт Харменс Ван Рейн, автопортрет которого вы не раз увидите в статье, признан одним из величайших художников всех времен и народов. Его заслуженно называют мастером «золотого века» и светотени.

Гений голландского художника уникален, ярок и неповторим.

На своих полотнах он с великим мастерством передал полный спектр человеческих эмоций и переживаний с такой степенью насыщенности, которой до него не знало изобразительное искусство.

Дюрер Альбрехт

Основу творчества Рембрандта составляют картины религиозной тематики и портреты, присутствуют и иные жанры: исторический, жанровые сцены, натюрморты и пейзажи. Он был отличным рисовальщиком и гравером.

Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.

История их создания подвергается сомнению, историки опарывают их подлинность, а рядовые любители искусства продолжают ими восхищаться, как несколько сотен лет назад. Автопортреты Рембрандта — история жизни художника на холсте.

Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Он изображал себя без тщеславия, искренне и реалистично.

1620-е годы

В 1623 году Рембрандт проходит обучение у знаменитого голландского живописца Питера Ластмана, стажировавшегося в Италии. Учитель специализируется на мифологических, исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости.

Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Подобная тема явно проявляется в его первых, сохранившихся до наших дней, работах («Крещение евнуха», «Аллегория музыки», «Сцена из древней истории» и др.).

С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д.

создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.

8 стр., 3659 слов

Доклад: Рембрандт Харменс ван Рейн

... 17-го века, всехих превзошёл своим великим искусствомРембрандт ван Рейн - голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник всех времен и народов. Он жил в эпоху, когда ... мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в ...

«Художник в мастерской»

Дюрер Альбрехт

Приблизительная дата написания картины – 1628 год, ныне она хранится в Бостонском музее изящных искусств. На полотне зритель видит мастерскую художника, изображение которой, возможно, соответствует той, в которой работал сам Рембрандт. Автопортрет это или нет, историки достоверно сказать не могут. Фигура художника располагается в глубине комнаты, и черты довольно сложно различить. Возможно, это сам мастер, а может, его ученик Геррит Доу.

Автопортреты 1629 г

Дюрер Альбрехт

Рембрандту всего 23 года, и он полон энергии, жажды знаний и творчества. Он изображает свой облик без прикрас. Взгляните на портрет выше, и вы увидите юношу с копной рыжих волос, непослушной прядью, поэтически спадающей на низкий лоб, и вдумчивыми, но печальными глазами. За счет того, что средняя горизонталь, т.е. воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, голова кажется слегка приподнятой, а взгляд направлен немного сверху.

Дюрер Альбрехт

На этой картине тоже изображен Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет схож с предыдущим, но в то же время отличается своей атмосферой. Здесь мы видим художника в более строгой позе. Сын мельника, избравший для себя нелегкий путь живописца, судит о себе довольно высоко, перед зрителем предстает настоящий рыцарь. Внешняя сдержанность скрывает силу воли и ум, сосредоточенность и целеустремлённость.

1630-е годы

В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Это период его восхождения. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта.

В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты, изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх.

Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Оба события нашли отражение в автопортретах.

Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях

Дюрер Альбрехт

Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название — «Блудный сын в таверне». Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».

34 стр., 16737 слов

Творческие особенности рисунков Рембрандта

... того, что вышло из-под его руки. Исследовательская работа по атрибутированию рисунков Рембрандта ведется уже более ста лет, однако ее нельзя считать законченной. Манере мастера ... рисунок - обладает собственной, глубоко специфической выразительностью, недоступной другим видам искусства. Выполняемые художником в основном для самого себя, рисунки наиболее откровенно и непосредственно раскрывают его ...

Дюрер Альбрехт

Невозможно рассказать обо всех полотнах, которые написал за свою жизнь Рембрандт. «Автопортрет с Саскией» (офорт), который вы видите на картинке выше, — одна из примечательных его работ.

Он выполнен в простой технике, но при этом крайне интересен. Лицо художника и его жены отличаются от тех, что на предыдущей картине, хотя с момента ее создания прошел всего год.

Они кажутся взрослее, задумчивее и серьезнее.

1640-е годы

Начало 40-х годов 16 века – это период, когда слава художника достигла своего пика. Он успешен, востребован и популярен. Его благосостояние растет (не без помощи вложений жены).

В это же время на свет появляется сын Титус.

Здоровый малыш приносит много счастья семейной паре, которая уже потеряла троих детей в младенчестве. Рембрандт создает жемчужины своей коллекции живописи: «Даная», «Похищение Европы», «Пир Валтасара», «Ночной дозор» и т. д.

В 1642 молодая Саския умирает (предположительно от туберкулеза), и это становится началом череды потерь в жизни художника.

Рембрандт: автопортрет 1640 г

Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама.

Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью.

Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.

1650-1660-е годы

Дюрер Альбрехт

К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Объяснением тому служит поворот моды в мире живописи в сторону детализации изображений, к которой сам художник был склонен в свои ранние годы творчества. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Единственным близким человеком для него остается сын Титус, изображения которого наиболее многочисленны. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.

Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Он возвращается к созданию многофигурных композиций, хотя до этого периода количество персонажей на полотнах не превышало трех человек.

Происходящие изменения и мир личностных переживаний передает череда собственных изображений, которые написал в этот период Рембрандт.

11 стр., 5321 слов

Дюрер альбрехт «четыре всадника апокалипсиса» описание картины, анализ,

... Источник: https://basetop.ru/10-samyih-izvestnyih-kartin-albrehta-dyurera/ Дюрер "Четыре всадника" описание как сделать? Немецкий художник Альбрехт Дюрер является выдающимся представителем эпохи Северного Возрождения. В ... смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом. Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное ...

Автопортрет становится глубоко личностным, а композиция — герметичной и строгой в построении, цветовая гамма – это широкий спектр оттенков нескольких (трех или четырех) цветов.

На фото выше – автопортрет 1656-1658 гг., хранящейся ныне в Музее искусств г. Вены (Австрия).

Заключительные работы художника поражают зрителя отточенностью высокого мастерства. На его полотнах последних лет мы видим человека, который стойко переносит горечь потерь и жизненные испытания.

На фото — автопортрет Рембрандта, описание которого можно выразить в трех словах: безропотный и покорный судьбе. Этот автопортрет написан в последний год жизни (1669 г.).

Пожилой художник одет в простое платье, руки сжаты, взгляд спокоен и печален.

Дюрер Альбрехт

Портретная галерея Рембрандта не имеет аналогов в мире живописи, она уникальна.

Словно кадры средневековой хроники предстают перед зрителем или жизненный путь человека, нашедший отражение в картинах, от беззаботной и яркой юности до старости.

Тот факт, что авторство некоторых из портретов в настоящий момент ставится историками под сомнение, не отменяет гениальности мастера, увековечившего память о себе на века.

Источник: https://www.syl.ru/article/294025/hudojnik-rembrandt-avtoportretyi-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Селфи XV века: автопортреты Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471—1528) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса

Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.

Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Наконец, посетив еще и Страсбург, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

22 стр., 10598 слов

Альбрехт Дюрер Травы По Картине

... как картины Паррасия и Апеллеса». Сочинение по картине дюрера травы Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Во времена художника ... – не молитвенный образ, а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Устный рассказ по картине Альбрехта Дюрера Травы Неподалеку располагались дом и ...

Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

Дюрер Альбрехт

Самый первый автопортрет 13-летнего Дюрера, который он нарисовал серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца – ювелирных дел мастера Альбрехта Дюрера-старшего. На полотне написано: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был ещё ребёнком. Альбрехт Дюрер»

«Автопортрет с чертополохом» Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника.

Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Здесь художнику двадцать два года.

Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре.

Дюрер Альбрехт

Автопортрет, 1493. Лувр, Париж

На мадридском «Автопортрете» (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера.

В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.

Дюрер Альбрехт

Автопортрет, 1498. Молодой и наряженный по моде, вернувшийся из путешествия по Италии, художник написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Музей Прадо, Мадрид

В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа». Здесь идеализированный облик, известный по более ранним автопортретам, сменился на строгое, пронзительное изображение.

Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный.

В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», — гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал ,они всегда имели черты сходства с самим художником.

Дюрер Альбрехт

13 стр., 6025 слов

«Искусство и художники Северного Возрождения

... 90-е годы XVI века) 5. Северное Возрождение — XVI век Особенности искусства Северного Возрождения Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во ... местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета ...

Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен

«Дюрер – больной», — написал художник в 1510 гогу, изобразив себя обнажённым. На животе он нарисовал жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

Дюрер Альбрехт

«Дюрер — больной», 1510. Кунстхалле, Бремен

Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное – этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном».

Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми».

Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.

Мария Гринфельдт

Источник: https://365mag.ru/culture/selfi-xv-veka-avtoportrety-al-brehta-dyurera

Картина недели: Альбрехт Дюрер «Автопортрет в возрасте 28 лет» — УМБРА

Для Германии XV века автопортреты Дюрера были уникальным явлением. В средневековом сознании художник был незначительной фигурой, и такого жанра как «автопортрет» не существовало. Европейские мастера иногда изображали себя на заднем плане, среди других героев картины. Но в творчестве Дюрера автопортреты стали отражением эволюции самосознания художника.

Альбрехт Дюрер – единственный художник Северного Возрождения, которого ставят в один ряд с такими титанами, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Дюрер был разносторонним и талантливым человеком: занимался живописью, гравюрой, математикой, анатомией, работал над методологией в искусстве.

Хорошо известна его серия гравюр «Апокалипсис», а также гравюры «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия». Во всех работах Дюрера отражается особая религиозность и мистичность, что характерно для немецкого Возрождения. Один из самых своих известных автопортретов художник написал в 28 лет.

Однако автопортреты его начали интересовать ещё в подростковом возрасте.

Альбрехту было 13 лет, когда он впервые изобразил самого себя. Об этой работе художник писал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком». Тогда он еще помогал отцу в ювелирной мастерской. Портрет написан тем же серебряным карандашом, которым Дюрер рисовал эскизы для изделий.

Дюрер Альбрехт

Так Дюрер изобразил себя в 13-летнем возрасте

Мальчик нарисовал себя из простого интереса, хотя и не мог видеть подобных автопортретов у художников того времени. Для подростка техника, в которой нарисован портрет, впечатляет. Гравюра с автопортретом на серебряной пластине хранится в музее Альбертина в Вене.

«Мои дела определяются свыше»

Другой известный «Автопортрет с чертополохом» (1483) часто связывают с женитьбой художника. Пока он путешествовал по Германии и упражнялся в этюдах, отец сосватал ему невесту – Агнес Фрай.

4 стр., 1517 слов

Творчество Альбрехта Дюрера

... опустила руку на плечо юной Богоматери, которая поклоняется Младенцу Христу.Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера В 1519 году король Максимилиан скончался, и на престол восшел Карл ... Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом ...

Чтобы девушка имела представление о том, за кого ее выдают, Альбрехт нарисовал 22-летнего себя и отправил портрет по почте.

Этим объясняется, почему рисунок выполнен на пергаменте, а не на дереве, как было принято в то время.

Дюрер Альбрехт

«Автопортрет с чертополохом», 1493

Изобразив себя в нарядном костюме и экстравагантной шляпе, Дюрер добавил еще одну деталь – чертополох, о значении которого исследователи спорят.

Кто-то трактует его как символ веры, но чаще считают, что так Дюрер выразил свою покорность судьбе. На одном из немецких диалектов растение называют Männer treu – «мужская верность».

Сам автор подписал: «Мои дела определяются свыше». Вживую этот автопортрет можно увидеть в Лувре.

«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет»

Следующий автопортрет написан художником спустя пять лет. За это время он успел жениться, обрести творческую славу и утвердиться в своей позиции: «художник – творец, а не ремесленник».

Изображает он себя соответственно – уверенным и спокойным, в модном итальянском наряде и белых перчатках.

Поза автора, его одежда и взгляд, даже горы (предположительно, Альпы) за окном свидетельствуют о новом восприятии себя как великого мастера.

Дюрер Альбрехт

«Автопортрет» 1498 года

Автопортрет, который сейчас находится в музее Прадо в Испании, написан сразу после путешествия по Италии. В родном Нюрнберге профессия художника не считалась престижной, в Венеции же он был знаменит. У славы была и обратная сторона – на итальянских рынках продавались подделки его гравюр, и Альбрехту приходилось судиться с производителями, чтобы отстоять право на свои работы.

«Нарисовал себя вечными красками»

Самый известный и, пожалуй, самый запоминающийся автопортрет Дюрер написал в 1500 году. Это мрачное и строгое изображение нарушало важный средневековый канон.

Художник изобразил себя строго «анфас», то есть использовал композицию, которую применяли только для изображения святых.

Это фронтальное положение, а также жест руки и глубокий, скорбящий взгляд делают Дюрера на картине подобным Христу.

Альбрехт Дюрер был глубоко религиозным человеком, и такое изображение нельзя воспринимать как проявление гордыни и тщеславия. Напротив, художник верил, что каждый человек обязан жить «по Христу», то есть уподобляясь ему.

Дюрер Альбрехт

«Автопортрет в возрасте 28 лет» 1500 года можно увидеть в Мюнхене

Большую роль сыграло и время написания картины. Многие считали, что в 1500 году начнет сбываться пророчество из книги «Откровение Иоанна Богослова». Люди готовились к концу света. Изображая себя таким образом, Дюрер как бы напоминает о том, с кого нужно брать пример, призывает следовать за Христом в трудное время.

Всего Альбрехт Дюрер, проживший 56 лет, написал около 50 собственных изображений – многие из них не сохранились. Для художника эти картины были способом и познать себя, и выразить свое состояние одновременно.

Четыре названные автопортрета позволяют проследить духовный путь Дюрера к самоопределению.

На последнем из них изображен уже не художник-ремесленник, а настоящий Творец, который, подобно Богу, воссоздает мир с помощью красок.

«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» или «Автопортрет в возрасте 28 лет» сейчас находится в Мюнхене в Старой пинакотеке (картинная галерея).

В России в ГМИИ им. А. С. Пушкина хранится большое собрание гравюр Альбрехта Дюрера, посмотреть их можно на сайте «Немецкая гравюра».

Материал подготовила Ольга Федосова

Источник: http://umbra.media/kartina-nedeli/

Сочинение по картине Автопортрет 1493 год — Альбрехт Дюрер

Дюрер Альбрехт

Альбрехт Дюрер написал много автопортретов. На этом художник изобразил себя в возрасте 22 лет, когда он вернулся из дальних странствий. Странствия подмастерьев, закончивших учение, были издавна в обычае у европейских ремесленников и художников, чтобы они могли познакомиться с собратьями по профессии в других городах и странах.

Молодое лицо прекрасно и спокойно. Глаза слегка скошены на зрителя — так получилось, он сидел к зеркалу боком. Длинные ярко-рыжие волосы падают па плечи. Они кажутся струящимся пламенем.

И мохнатая темно — красная шапка тоже вызывает представление об огне.

Серо-зеленая куртка с прорезями на рукавах обшита красной лентой. Шея и верхняя часть груди обнажены, видны ключицы. Рубаха из тонкого полотна в изысканных сборках и с красноватыми прошивками. Покрой и цвет костюма нарядны. Видно, что портному фасон диктовал художник.

Сильные руки бережно держат ветку остролиста — символ мужской верности.

На глухом темно-зеленом фоне лицо светится, губы горят, волосы пламенеют. Вверху монограмма художника и надпись: «Идет мое дело, как небо велело». Молодой художник — жених. Отец сосватал ему невесту. Сын и не возражал.

В ремесленной среде свои обычаи. Дюрер — младший собирается получить права мастера. А мастер должен быть непременно женат.

Интересно, что во времена Дюрера художники были ремесленниками, это была очень уважаемая гильдия. В Западной Европе в средние века гильдия это — товарищество, союз. А искусством живопись стала позже и это был длительный процесс от Ренессанса до Нового времени.

( 1

Автопортрет

  • Автопортрет,
  • Год создания: 1500.
  • Дерево, масло.
  • Оригинальный размер: 67×49 см.

Старая Пинакотека, Мюнхен / Selbstbildnis im Pelzrock, 1500. Öl auf Holz. 67 × 49 cm. Alte Pinakothek, München.

Описание картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет»

Эта чудесная картина очень долго хранилась вдали от чужих глаз. Семья не хотела показывать её широкой публике. Написана она была анфас, где-то в 1500г. Это было новаторство. Ранее, портреты изображались в полупрофиль, в профиль. В таком виде, как нарисовал Дюрера, могли изображать только образы, касающиеся религии. И в наше время этот автопортрет пользуется огромной популярностью и славой.

«Автопортрет» или по-другому её называют «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» известнейшая картина. На ней изображен молодой человек. По возрасту не более 30 лет. С длинными волнистыми волосами, бородкой и усами. Волосы, как будто накрутили перед позированием на бигуди.

Губы у молодого человека красивые. Нижняя часть губы немного полноватая. Умный взгляд, красивые, но усталые глаза, белые нежные кисти рук свидетельствуют о лике, похожем на Иисуса Христа. Одна из рук лежит на воротнике халата. Это сам художник.

Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом.

С двух сторон, на картине есть какие-то записи. Обычно, такие делали в то время на иконах. Схожесть художника с обликом спасителя очевидна. Классическое худое лицо, борода и усы напоминают Иисуса.

Своим портретом художник хотел показать человека нового времени. Сравнить его с богом. Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости. Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. И у него это отлично получилась.

Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений. Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам.

Провозгласил идеал человека.

Первая треть XVI столетия представляет собой период расцвета портретной живописи в Германии. В этот период Альбрехт Дюрер (1471–1528) занимает выдающееся место как создатель новаторского ренессансного портрета с «гуманистической» иконографией.

Дюрер стремился к обобщенности образа, упорядоченности, а также внешней и внутренней уравновешенности. Его портреты лишены элементов наивной повествовательности, атрибутов и деталей обстановки, фокусируя внимание зрителя исключительно на изображенном человеке.

Тем не менее, творческая честность и искренность Дюрера придают его портретам особый оттенок беспокойства и тревоги. В автопортрете 1500 года, лицо, лишенное наивных деталей, несет в себе едва уловимую грусть. Между бровей легкая складка, выраженная сосредоточенность и серьезность создают впечатление тонкой меланхолии.

Динамичные вьющиеся пряди волос и выразительные пальцы, словно нервно движущиеся, добавляют динамизма и живости образу. Дюрер уделяет этому портрету особое внимание, подчеркивая его торжественность не только монограммой, но и латинской надписью: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками…»

Замечательно, как золотые буквы этой надписи перекликаются с золотыми вспышками в волосах, подчеркивая гармонию портрета. Несмотря на отсутствие атрибутов, зритель воспринимает нечто божественное в этом образе.

Интересно, что на первый взгляд можно принять этот портрет за изображение Христа, однако это автопортрет самого Дюрера. Он, будучи ревностным христианином, ставит себя в центр творческого акта, наравне с Богом, подчеркивая свое место в мире. Этот автопортрет становится венцом его философских размышлений о месте человека в божественном порядке вещей.

Сегодня этот уникальный автопортрет можно увидеть в Старой пинакотеке в Мюнхене, где он сохраняет свою философскую глубину и художественную ценность.

Апокалипсис (1498)

Мученичество Иоанна Богослова.

Серия «Апокалипсис» из 15 гравюр была выполнена на тему одноимённого труда Иоанна Богослова. Это пророчество о втором пришествии Христа, о конце света и судьбе всего человечества. Актуальность этого произведения особо чувствовалось в эпоху, когда Германию раздирали церковные и крестьянские волнения, захлестнули различные эпидемии, в том числе и чума, выкосившая треть населения Европы.

Видение Иоанном семи светильников.

Все гравюры были выполнены с высочайшим мастерством и качеством отпечатка. Первые два издания были выпущены в 1498 году на немецком и латинском языке.

При жизни художника сборник гравюр «Апокалипсис» переиздавался ещё несколько раз. Это издание было понятно и доступно всем слоям общества.

Оно повествовало о борьбе добра и зла, о лучших человеческих качествах, которые ведут к спасению, и низменных страстях, которые могут привести к гибели души.

Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами.

4-я гравюра издания — одна из самых знаменитых гравюр серии и называется «Всадники апокалипсиса». На ней изображены четыре всадника, несущиеся над головами поверженных грешников.

Четыре всадника Апокалипсиса.

В руках одного всадника — весы, как символ страшного суда. У другого всадника в руках огромный карающий меч. Третий стреляет из лука. Самый первый всадник, похожий на Смерть, топчет своим конём представителя духовенства.

Снятие пятой и шестой печатей.

Четыре ангела, сдерживающих ветры, и 144000 запечатлённых.

Поклонение Богу и Агнцу.

Снятие седьмой печати, первые четыре трубы.

Заяц (1502)

Дюрер обожал натуру и постоянно рисовал животных и растения буквально с фотографической точностью. Самой знаменитой натуралистичной работой считается акварель «Заяц». Акварелью этот рисунок называют условно, так как художник дополнительно использовал гуашь и белила. Дюрер был одним из первых акварелистов, доведших эту сложную технику живописи до совершенства.

Обычный лесной заяц в «летнем одеянии» изображён настолько реалистично, что хочется прикоснуться к его пушистой бурой шубке. Тысячи тончайших мазков, выполненных различными оттенками, создают иллюзию настоящего меха. Кажется, что заяц принюхивается, и его усы на мордочке от этого подрагивают.

Рисунок зайца — настоящее сокровище, и из-за хрупкости и почтенного возраста выставляется крайне редко.

Большой кусок луга (1503)

Дюрер был заядлым натуралистом и получал огромное удовольствие, изображая окружающую среду. В его работах очень много ботанических и пейзажных зарисовок. Одной из таких потрясающих работ является небольшой этюд, изображающий кусочек луга, выполненный акварельными красками на обычном листе бумаги.

Потрясающая техника до мельчайших подробностей передаёт красоту каждого стебелька, листика и травинки. Внизу рисунка различимы крупные мазки мягкой кисти, которые обозначили грунт, на котором хаотично растут трава, подорожник и отцветший одуванчик.

Композиции, как таковой, в рисунке не существует. Очевидно, Дюрер не преследовал цель изобразить пейзаж целиком. Он занимался изучением устройства растений, их корневой системы (на рисунке видно, как корни прозрачными ниточками вплетаются в грунт), как они сочетаются на фоне друг друга.

Праздник венков из роз (1506)

Путешествуя по Италии, Дюрер уже был известным в Германии художником и гравером. Но одно событие принесло ему славу мирового уровня. К числу знаменитых художников эпохи Ренессанса, к которым относили, прежде всего, итальянских художников, был причислен и немецкий художник Альбрехт Дюрер.

В Венеции, где Дюрер обосновался для изучения классиков живописи, он получил неожиданный заказ. К нему обратилась гильдия немецких купцов для росписи алтаря их приходской церкви.

Альбрехт Дюрер — выдающийся художник эпохи Возрождения, чьи работы излучают яркую жизненную энергию и пропитаны глубоким символизмом. Его полотна воссоздают красоту и гармонию человеческого тела, передают глубокие эмоции и духовные истины.

1. Праздник чёток (1506)

Это яркое, пышущее жизнью, радостное полотно посвящено празднику чёток и символизирует единство всех христиан. В центре картины изображена юная Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Иисус надевает венок из алых и белых роз на голову папы римского Юлия II, а Богоматерь — на Максимилиана I, императора Священной Римской империи.

Картина изобилует различными персонажами, ангелами, прихожанами и церковнослужителями. В этой толпе можно отыскать и самого художника. Он изобразил себя возле правого края картины, позади всей толпы. Блистательный молодой художник держит в руках лист бумаги с названием картины и своей подписью.

5. Автопортрет в одежде, отделанной мехом (1507)

Этот автопортрет Дюрера напоминает икону. В то время фронтальное изображение человека использовалось только в иконописи, поэтому, этот портрет является очень смелым и необычным.

Перед зрителем предстаёт красивый молодой человек с длинными волнистыми волосами, внешне чем-то напоминающий Христа. Его тонкие чувственные пальцы пытаются стянуть на груди массивную меховую накидку.

Лицо художника прекрасно, а прозрачные зеленоватые глаза наполнены вселенской печалью. Надпись на картине гласит:

«Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками»

6. Адам и Ева (1507)

Поездка в Италию для Дюрера стала очередной ступенью к мировой славе. Его стремление подражать итальянским мастерам очень ярко отражается в картине «Адам и Ева».

Прекрасно сложенные фигуры Адама и Евы наделены плавными линиями, их позы изящны и естественны. Мечтательные молодые лица мужчины и женщины не блещут классической красотой, но больше напоминают обычных людей, которые окружали Дюрера.

Фигуры изображены на тёмном фоне, и только небольшой участок каменистой земли является для них опорой.

7. Руки молящегося (1508)

Молитвенный жест, кисти рук, сложенные ладонями вместе — это один из самых известных и узнаваемых рисунков Альбрехта Дюрера, выдающегося мастера позднего немецкого Возрождения.

8 Рыцарь, смерть и дьявол (1513)

Гравюра Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» — одна из трёх «Мастерских гравюр», выполненных на меди. Считается, что это иллюстрация к трактату Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина».

Изображённый рыцарь олицетворяет твёрдость духа, доблесть и честь христианского воина.

Эта гравюра также насыщена различными другими «шифрами», такими как череп, собака, бегущая рядом с лошадью (символ истины), смерть с песочными часами, пытающаяся сбить с дороги воина (бренность жизни), дьявол (искушение).

В целом гравюра несёт значение активной жизни.

9 Святой Иероним в келье (1514)

Гравюра Альбрехта Дюрера «Святой Иероним в келье» является одной из трёх «мастерских гравюр». Как и другие гравюры, она насыщена символами и различными деталями. Все эти детали создают целый рассказ о человеке, который кропотливо трудится над переводом Ветхого завета.

Святой Иероним, работающий в своей монашеской келье, источает святое свечение. Спящий лев и собака означают укрощение страстей и верность. Череп на подоконнике и песочные часы напоминают о бренности и скоротечности жизни.

Кардинальская шляпа на стене — отречение от высоких церковных должностей.

Тонкие штрихи очень точно передают фактуру предметов. Можно рассмотреть природный рисунок деревянных балок на потолке. Фактура смятых подушек, каменных стен, шерсть животных прекрасно переданы при помощи игры света и тени. Эти еле заметные переходы от светлых тонов к тёмным, добивались при помощи тончайших параллельных и перекрёстных штрихов.

Меланхолия (1514)

В 1514 году герцог Максимилиан I получил от своего придворного художника Дюрера небольшую гравюру, которая обрела славу самой таинственной и магической работы художника. Считается, что на гравюре изображён Дюрер. Вернее, его состояние души. Поиск, творческие муки, разочарование, нестандартное мышление, присущее гению — всё это заключено в меланхолическом образе.

Позади сидящей задумчивой фигуры, похожей и на женщину, и на мужчину одновременно, изображён квадрат, заполненный цифрами от 1 до 16. Это изобретение художника, плод его математического ума. Сумма цифр как по периметру, по диагонали, по строкам и столбцам равно 34! Сумма углов также равна 34. К тому же в нижней строке квадрата зашифрован год создания — 1514! Это символ закономерности.

Рядом с Меланхолией спящий Амур. Он означает, что меланхоликам чужды страсти земной любви. В этой гравюре много разных таинственных знаков и символов, над которыми до сих пор бьются современные учёные. Most-Beauty предлагает и вам поискать в этой работе скрытые символы! По ссылке вы можете найти эту работу в высоком разрешении.

Носорог (1515)

Дюрер, как и многие творцы той эпохи, интересовался многими сторонами жизни. Его всегда привлекали различные области естествознания.

Однажды друг Дюрера прислал ему письмо с описанием и набросками диковинных животных, которых подарили губернатору Португальской Индии. Это были носороги. Дюрер никогда не видел и ранее ничего не знал об этих животных.

Интерес к этому событию был очень высок. В результате на основе двух рисунков Дюрер выполнил гравюру, которая почти в точности совпала с оригиналом.

Этюд 93-летнего старика (1521)

Дюрер — непревзойдённый график. Его этюд к картине «Святой Иероним», выполненный тушью по бумаге, непросто виртуозен. Это полностью законченное графическое произведение, представляющее настоящее высочайшее мастерство. Тончайшие линии, оставленные пером, создают немыслимую сеть оттенков и полутонов.

Лицо старика, изрезанное глубокими морщинами, очень выразительно. Прекрасно передана кожа старца. Его густая седая борода курчавится и завивается в изящные колечки. Виден каждый освещённый волосок. Голову дремлющего старика поддерживает правая рука. От этого рисунка веет спокойствием и усталостью от жизни.

Святой Иероним (1521)

Картина «Святой Иероним» была написана весной 1521 года и была преподнесена в подарок близкому другу художника Родриго Фернандесу Альмада. Натурой для выполнения портрета св. Иеронима послужил 93-летний старик из Антверпена.

На наброске старик изображён с закрытыми глазами, а на картине св. Иероним смотрит на мир мудрым и проницательным взглядом. Его левая рука показывает пальцем на череп. Это предупреждение, что всему приходит конец, и за свои поступки придётся отвечать на Страшном Суде.

За спиной святого висит распятие, как символ христианства. Ярко-красное облачение святого эффектно смотрится на глубоком зелёном фоне стены. Пышная седая борода прописана тончайшими мазками, и подчёркивает тёмную кожу старческого лица. Это замечательная картина является вершиной мастерства художника.

Четыре Апостола (1526)

Диптих «Четыре апостола» — последняя работа великого Альбрехта Дюрера. Она отражает чаяния художника, надежду на лучшее будущее для человечества. Апостолы изображены попарно: Пётр и Ионн, Павел и Марк.

Каждому апостолу присущ свой характер. Иоанн деятелен, ему присущ характер сангвиника. Пётр отрешён и спокоен, как флегматик. Марк возбужденно обсуждает что-то с меланхолическим Павлом.

Эти четыре характера составляют основу характеров всех людей. Альбрехт Дюрер писал этот диптих как личное завещание своим современникам и их потомкам. Её высший гуманистический посыл — видение человека, каким он должен быть, согласно христианскому вероучению.

Послесловие

Альбрехт Дюрер прожил 56 лет. За время своей жизни он много путешествовал и создал огромное количество совершённых рисунков и гравюр. Его живописные полотна отличались высочайшим вкусом и мастерством. В конце своей жизни он заболел малярией, которая подкосила его здоровье.

Будучи больным, он консультировался со своим врачом, изобразив на рисунке своё тело, и отметил на нём место, откуда происходила боль. Этот рисунок раскрывает пытливый и острый ум художника.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-albrehta-dyurera.html