Илья Ефимович Репин (1844–1930), великий русский художник, картину «Не ждали» написал в 1884–1880 годах. Размер полотна 160,5 × 167,5 см, техника написания — масло.
Жанр произведения — бытовая сцена, хотя и с политическим подтекстом. Эта картина относится к «народовольческой серии» художника. Изображена сцена возвращения революционера из ссылки и реакция его близких.
Композиция картины многофигурная, диагональная. Холст условно поделён наискосок на две части, одна из которых заполнена персонажами, другая пуста. Такое построение усиливает напряжение в изображённой сцене.
На переднем плане зритель видит тяжёлое кресло, расположенное почти по центру, стол, покрытый красивой светлой скатертью, из-за края картины желтеет венский стул. Из кресла только что поднялась старая худая женщина в чёрном платье. Её согбенная, наклонившаяся вперёд фигура выдаёт потрясение, движение руки, взгляд устремлены в сторону фигуры второго плана — худощавого мужчины средних лет в коричневом потрёпанном пальто и стоптанных сапогах.
Герои смотрят друг на друга. Взгляд старой женщины зрителю не виден, о нём можно только догадываться. Несомненно, это её сын, вернувшийся из ссылки. Взгляд сына очень выразителен: в нём неуверенность, вопрос: прощён ли, что не думал о семье в своих политических увлечениях? Пересечение взглядов матери и сына можно назвать центром композиции.
На среднем плане, кроме вернувшегося ссыльного народовольца, с правой стороны картины изображены дети, сидящие с книжками за столом. Девочка ещё мала (ноги со стула не дотягиваются до пола), не помнит отца и смотрит на вошедшего мужчину настороженно. Мальчик в гимназической форме просто сияет в улыбке: узнал! У стены — жена за роялем, тоже в чёрном. В лице её радость, она не верит своим глазам. Рука судорожно вцепилась в ручку кресла.
На заднем плане в открытых дверях стоит молодая горничная. Она безразлично, с непониманием смотрит на незнакомца сомнительного вида. Из-за её спины выглядывает пожилая женщина в платке. Похоже, это кухарка, которая узнала главу семейства.
Детали интерьера передают обстановку, характерную для квартиры интеллигентной семьи 80-х годов 19 века: на стене портреты поэтов-демократов (Некрасов, Шевченко), изображение Христа на Голгофе — Его мученичество революционно настроенные интеллигенты соотносили со своим назначением. Поодаль, на другой стене, рядом с географической картой — изображение мёртвого Александра II, жестоко убитого народовольцами.
ПО КАРТИНЕ план-конспект по русскому языку (3 класс)
... Редактирование. Анализ сочинений. 10 .Итог урока . 5 слайд. Сегодня вы писали сочинение по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах. Послушайте ... могучая, гордая. 7. Составление плана. 1. И.Э.Грабарь – певец русской природы. 2. Описание картины 3. Впечатление, произведённое картиной. 8. Пример сочинения ученицы 3-го класса. И.Э. Грабарь – певец ...
Скромные пожелтевшие обои, пол без ковров и дорожек свидетельствуют о нужде. Скрашивает обстановку красивая скатерть, оставшаяся от прежних времён.
Цветовая палитра построена на контрасте светлых красок обстановки и тёмных красок одежды главных героев. Светло-жёлтый пол, светлые стены, белые двери, белая праздничная скатерть с красным орнаментом — всё словно настраивает на радость.
Чёрные платья матери и жены, чёрный гимназический мундир мальчика, грязно-коричневое одеяние вернувшегося сына, мужа и отца свидетельствуют о пережитых страданиях героев. В светлых одеждах только девочка и горничная. Происходящая сцена подсказывает, что печальные платья будут скоро заменены праздничными.
Картина наполнена светом. Он вторгается в комнату через застеклённые двери, выходящие на террасу, одна дверь распахнута, и картина наполняется воздухом. День пасмурный, и тени нечёткие, они ложатся вправо наискосок. Свет падает и из другого помещения: за спиной стоящей в дверях горничной виднеется окно.
И светлый колорит, и обилие света в картине «Не ждали» придают ей лиричность, ослабляют драматическое напряжение сцены.
Идея произведения. Художник поднял в картине тему столкновения общественного долга и долга перед семьёй. Как примут в семье неожиданно вернувшегося из ссылки революционера? Оправдают ли его? Репин изобразил, что близкие оправдали народовольца, поступившегося интересами семьи. Однако многие искусствоведы видят в произведении евангельский мотив — возвращение блудного сына, которого встретили с любовью, всё прощающей и покрывающей.
Картина И.Е. Репина «Не ждали» высоко оценена критиками за мастерство в построении, световое и колористическое решение. Её безоговорочно называют шедевром. Народ любит эту картину не за идею, а за робкий виноватый взгляд героя, за радость, любовь, прощение в лицах, за её свет, обещающий воскрешение к жизни.