Марина УСАТОВА ,
МКОУ «Краснозерская СОШ № 2 имени Ф.И.Анисичкина», Новосибирская обл.
Исправляем сочинения
Русский язык. 2 класс
В сочинениях и изложениях школьники, кроме орфографических, часто допускают речевые и смысловые ошибки и недочеты, погрешности в композиции, в логике. Их исправление и предупреждение затрудняют и учеников, и учителей, так как работа над правильностью речи, в отличие от орфографии, чаще всего не определяется правилами и требует довольно высокого общего речевого и логического развития школьников.
Все недочеты сочинений учащимся чаще всего удается понять и исправить лишь в индивидуальной работе с учителем. Значимым направлением в работе над развитием речи учащихся является обучение важнейшим приемам предупреждения и исправления речевых ошибок. С этой целью нужно периодически проводить работу над речевыми и смысловыми ошибками, организовывая коллективную обработку текста, обучая учащихся самопроверке и самостоятельному редактированию. На этих уроках учащиеся постепенно приучаются исправлять, улучшать составленный ими связный текст – сочинение или изложение.
Тема. «Работа над речевыми ошибками и недочетами содержания сочинений».
Цели. Обучать самопроверке и самостоятельному редактированию текста; совершенствовать культуру речи учащихся; воспитывать потребности в усвоении языковой нормы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
Учитель. Сегодня мы будем учиться редактировать сочинения, то есть находить и исправлять речевые ошибки.
III. Постановка учебной задачи
Знакомство с текстом сочинения, который предстоит редактировать.
У. Прочитайте текст сочинения ученика нашего класса на тему «Ежик». Все ли в тексте вам ясно и понятно?
Текст записан на доске. Для удобства предложения пронумерованы.
1. Дети ходили за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Еж испугался и залез под кровать.
«Развитие речи учащихся на уроке литературы»
... работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ... обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. эстетический, Третий ...
7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.
Нам предстоит сделать этот текст более связным и понятным.
IV. Работа над редактированием текста
У. Прочитайте первые два предложения. Все ли здесь понятно? Ясна ли связь второго предложения с первым?
Дети. Во втором предложении сказано – « там» . Где «там» – неясно.
У. Что же можно сделать?
Д. В первом предложении надо сказать, что дети ходили в лес. Тогда «там» – это в лесу.
Исправления делают между строк, не стирая первоначального текста: в первое предложение вставляют слово лес .
У. Ребята, когда дети ходили в лес за земляникой?
Д. Здесь не сказано! Можно добавить: летом, однажды, в июле, ранним утром.
однажды утром
У. Читайте дальше третье и четвертое предложения. Всё ли здесь хорошо, всё ли ясно?
Д. Здесь все ясно. Но слово еж повторяется в каждом предложении.
- Вместо слова ежа можно использовать местоимение его .
У. В каком предложении мы сделаем такую замену?
Д. В третьем предложении.
У. Давайте попробуем объединить третье и четвертое предложения. Что для этого нужно сделать?
Д. Надо поставить союз и , зачеркнуть слова он и ежа в четвертом предложении.
Получится предложение с однородными членами:
Гена палочкой вложил его в шапку и понес домой.
У. Прочитайте пятое предложение. Всё ли в нем ясно? Кому «ему» дала мама есть – ежу или Гене?
Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...
... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, ...
Д. Вместо местоимения ему надо написало слово ежу .
У. Прочтите шестое предложение. Какое слово надо вставить, чтобы связать эти предложения?
Д. Союз но .
У. Требуются ли изменения в седьмом предложении?
Д. Можно оставить его без изменений.
У. Прочтите восьмое и девятое предложения вместе. Всё ли хорошо в этих предложениях?
Д. Здесь повторяется слово он . Можно объединить два предложения: Он пил молоко, ел хлеб и не боялся.
У. Прочитайте девятое предложение. Что вы заметили?
Д. Прошло много времени, а из текста сочинения этого нельзя понять.
У. Что же нужно сделать?
Д. Надо вставить предложение: Кончились летние каникулы. (Начался учебный год. Наступила осень.)
У. Что можно изменить в последнем предложении?
Д. Заменить два раза повторяющиеся слова в школу словами в живой уголок .
Учитель подчеркивает в третьем предложении слово вкатил , а в седьмом – перестал бояться .
У. Какими словами и почему надо заменить эти слова?
Д. Надо подбирать самое лучшее, подходящее к тексту слово, точное и ясное.
– Надо искать самое выразительное. Вложил можно заменить словом вкатил , а вместо перестал бояться лучше написать привык .
Сложноподчинённые предложения
... предложений, уметь составлять схемы сложноподчинённых предложений. 3. Уметь находить в тексте сложноподчинённые предложения и определять их вид по данной характеристике предложения. 4. Написать диктант и сочинение ... III. Практическая часть: 1. Сочинение-миниатюра с использованием СПП. ( ... 2. Тест. 1) Замените простое предложение с причастным оборотом ... собачонки остановило нас. Мы свернули с дороги ...
У. Разделите текст на абзацы, руководствуясь временной последовательностью. Прочитайте текст выразительно.
Выразительное чтение текста.
Довольны ли вы проделанной работой? Почему?
Д. Текст стал более связным, понятным, его интересно слушать.
Учащиеся записывают текст в тетради:
Однажды летом дети ходили в лес за земляникой. Там они увидели ежа. Гена палочкой вкатил его в шапку и понес домой.
Мама дала ежу поесть. Но он испугался и залез под кровать. Потом привык. Он пил молоко, ел хлеб и не боялся.
Кончились летние каникулы. Дети пошли в школу. Гена и его друзья отнесли ежа в живой уголок.
V. Итог урока
У. Что же нужно помнить при проверке сочинения?
Дети составляют памятку.
Памятка «Проверь!»
1. Не пропустил ли ты чего-нибудь важного?
2. Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?
3. Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
4. Хорошо ли связаны между собой предложения?