Урок развития речи. «Мои осенние наблюдения»

Сочинение

Покажите ваши работы, почему вы выбрали именно эти оттенки и цвета?

Потому что только осень может окрасить листву деревьев в такое буйство красок. Не одно время года не “одевает” деревья столь причудливо.

4. Определение структуры сочинения.

Какое название вы выберите для сочинения? Его вы запишите на верхней строке черновика. В правом верхнем углу вашего черновика имеется место для выбранного вами эпиграфа. А нижняя его часть используется для орфографической подготовки. Здесь вы можете записать слова в правильности написания, которых вы сомневаетесь. А затем, используя орфографический словарь или помощь учителя решить эту орфографическую задачу. Черновик для вас своеобразная карта, которая поможет ориентироваться в структуре текста сочинения. Но чтобы ею воспользоваться, необходимы знания в области окружающего мира. Какие три поры осени вам известны?

Осень имеет три поры: ранняя, золотая и поздняя.

Ранняя осень – первая пора, когда листья чуть подернулись желтизной и зелень только начинает уступать место осенней палитре. На нашем черновике, таким образом, выделено вступление – первая часть творческой работы.

Вторая пора осени – золотая, самая красивая и самая продолжительная. Для условного обозначения этой части мы выбрали характерные ей оттенки. Ведь вторая часть самая объемная и в ней отражается основное содержание текста.

Последняя пора осени – поздняя. Листья уже в основном опали, а те, что остались, прихвачены морозом и окрашены в бурые, бордовые, темные тона. Последняя часть – заключение, ей мы в условном обозначении определим именно эти оттенки.

За породами, каким деревьев вам удалось понаблюдать в пору листопада?

За березами, кленами и тополями, липами, дубом и ивой.

Подобно человеку, каждое дерево имеет свой неповторимый вид. Давайте узнаем по описанию деревья:

белоствольная, кудрявая__ (береза)________________

плакучая, развесистая___ (ива)__________________

высокий, стройный_____ (тополь)_______________

могучий, старый________ (дуб)__________________

Почему именно эти слова стали устойчивыми выражениями для описания деревьев?

В них подмечены основные признаки этих деревьев.

Физкультминутка.

5. Работа по содержанию текста.

  • Одинаково ли опадают листья с деревьев. Как вы думаете почему? Как опадают листья с клена?
  • Медленно и плавно
  • Почему?
  • Они крупные.
  • Какие еще слова-синонимы подходят для описания листьев клена?
  • Большие, тяжелые, огромные.
  • На что они похожи?
  • На звезды, на ладошки…
  • Давайте составим предложения о листьях клена.
  • Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена.

Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья. Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.

17 стр., 8476 слов

Описать осень в художественном стиле. -описание “Как красива ...

... лучше писать текст-рассуждение. Описание осени в художественном стиле больше передает красоту окружающего пейзажа. Описание в художественном стиле Осень – ... и печально. Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или сочинения-рассуждения на осеннюю тематику. ... свои резные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов. Как ...

Как ладошки друзей встречаются у земли и прижимаются друг к другу рыжие листья клена.

  • Запишите каждый свои предложения в черновик. Как можно сказать о листьях березы, какие они по форме?
  • Края у листьев березы резные.
  • Прежде чем записать предложение о березе, давайте подберем синонимы к словам, обозначающим действие предмета, вместо слова опадают .

Вспомните устойчивые описания этого дерева.

  • Кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, парят в воздухе
  • И так ваши варианты предложений о березе.

– Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы. Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе. Они медленно ложатся под ноги и дополняют разноцветный осенний ковер из листьев.

  • Запишите свои предложения в черновик.
  • Теперь нам предстоит подобрать слова, которые мы можем использовать вместо слова листья. В этом вам поможет ваше собственное воображение.
  • А на что, по вашему мнению, похожи листочки липы?
  • На маленькие сердечки, монетки, пятачки.
  • Значит, используя это сравнение, составим и запишем предложение о липе.
  • Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы.

Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы., Как медные пятачки падают в осенние лужи листья липы.

  • Запишите свое предложение о липе в черновик.
  • Какие краски подойдут для листьев дуба?
  • Медные, кирпичные, бурые, коричневые…
  • Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости.

Он отпускает их как корабли в свободное плавание., Много повидал н своем веку таких листопадов.

  • Объектом наблюдения стала еще ива. Какой по форме лист у этого дерева и на что похожи листья этого дерева?
  • Узкие листочки напоминают слезки, падающие на землю, а еще они похожи на перо птицы и лодочки.
  • О чем может плакать ивушка? Составим предложения о листьях ивы и самом дереве.
  • Плавают в воздухе золотые рыбки ивы.
  • Словно слезы об уходящем лете сыплются на землю листья с плакучей ивы.
  • Лист ивы похож на перо птицы, которое легко парит в воздухе.
  • С развесистой плакучей ивы падают в лужи листья и плывут словно лодочки.

(О настроении, о чувствах, которые вызывает это время года).

– Листопад превратил землю в красочную мозаику.

Как красив листопад!, Он украсил землю нарядным ковром., Я люблю бродить под дождем по опавшей листве., Мне нравится, когда под ногами шуршат опавшие листья., Осень не самое любимое время года для меня, но она красива по, Я очень люблю осень и всегда наслаждаюсь осенним листопадом.

6. Самостоятельная работа по написанию черновика сочинения.

(Учащимся дается время для записи и проверки каждой части)

13 стр., 6473 слов

Урок развития речи «О чём шепчут листья золотые» 4 класс

... О чем шептались осенние листья 4 класс За окном осень. С деревьев облетают яркие листья. Я люблю гулять солнечным осенним днем по парку и слушать шорох листьев под ногами. Оставшиеся на деревьях листочки словно шепчутся ...

Обратимся еще раз к памятке:

(Ноябрь, из фортепианного цикла “Времена года”).

7. Итог урока.

– У многих из вас получились замечательные тексты. Вы использовали синонимы, чтобы исключить повторы, эпитеты и сравнения для придания тексту яркости и выразительности. Как не восхититься прекрасным русским языком, который открывает нам свои тайны и учит образно и с любовью выражать мысли и чувства.