Покажите ваши работы, почему вы выбрали именно эти оттенки и цвета?
Потому что только осень может окрасить листву деревьев в такое буйство красок. Не одно время года не “одевает” деревья столь причудливо.
4. Определение структуры сочинения.
Какое название вы выберите для сочинения? Его вы запишите на верхней строке черновика. В правом верхнем углу вашего черновика имеется место для выбранного вами эпиграфа. А нижняя его часть используется для орфографической подготовки. Здесь вы можете записать слова в правильности написания, которых вы сомневаетесь. А затем, используя орфографический словарь или помощь учителя решить эту орфографическую задачу. Черновик для вас своеобразная карта, которая поможет ориентироваться в структуре текста сочинения. Но чтобы ею воспользоваться, необходимы знания в области окружающего мира. Какие три поры осени вам известны?
Осень имеет три поры: ранняя, золотая и поздняя.
Ранняя осень – первая пора, когда листья чуть подернулись желтизной и зелень только начинает уступать место осенней палитре. На нашем черновике, таким образом, выделено вступление – первая часть творческой работы.
Вторая пора осени – золотая, самая красивая и самая продолжительная. Для условного обозначения этой части мы выбрали характерные ей оттенки. Ведь вторая часть самая объемная и в ней отражается основное содержание текста.
Последняя пора осени – поздняя. Листья уже в основном опали, а те, что остались, прихвачены морозом и окрашены в бурые, бордовые, темные тона. Последняя часть – заключение, ей мы в условном обозначении определим именно эти оттенки.
За породами, каким деревьев вам удалось понаблюдать в пору листопада?
За березами, кленами и тополями, липами, дубом и ивой.
Подобно человеку, каждое дерево имеет свой неповторимый вид. Давайте узнаем по описанию деревья:
белоствольная, кудрявая__ (береза)________________
плакучая, развесистая___ (ива)__________________
высокий, стройный_____ (тополь)_______________
могучий, старый________ (дуб)__________________
Почему именно эти слова стали устойчивыми выражениями для описания деревьев?
В них подмечены основные признаки этих деревьев.
Физкультминутка.
5. Работа по содержанию текста.
- Одинаково ли опадают листья с деревьев. Как вы думаете почему? Как опадают листья с клена?
- Медленно и плавно
- Почему?
- Они крупные.
- Какие еще слова-синонимы подходят для описания листьев клена?
- Большие, тяжелые, огромные.
- На что они похожи?
- На звезды, на ладошки…
- Давайте составим предложения о листьях клена.
- Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена.
Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья. Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.
Описать осень в художественном стиле. -описание “Как красива ...
... лучше писать текст-рассуждение. Описание осени в художественном стиле больше передает красоту окружающего пейзажа. Описание в художественном стиле Осень – ... и печально. Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или сочинения-рассуждения на осеннюю тематику. ... свои резные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов. Как ...
Как ладошки друзей встречаются у земли и прижимаются друг к другу рыжие листья клена.
- Запишите каждый свои предложения в черновик. Как можно сказать о листьях березы, какие они по форме?
- Края у листьев березы резные.
- Прежде чем записать предложение о березе, давайте подберем синонимы к словам, обозначающим действие предмета, вместо слова опадают .
Вспомните устойчивые описания этого дерева.
- Кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, парят в воздухе
- И так ваши варианты предложений о березе.
– Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы. Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе. Они медленно ложатся под ноги и дополняют разноцветный осенний ковер из листьев.
- Запишите свои предложения в черновик.
- Теперь нам предстоит подобрать слова, которые мы можем использовать вместо слова листья. В этом вам поможет ваше собственное воображение.
- А на что, по вашему мнению, похожи листочки липы?
- На маленькие сердечки, монетки, пятачки.
- Значит, используя это сравнение, составим и запишем предложение о липе.
- Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы.
Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы., Как медные пятачки падают в осенние лужи листья липы.
- Запишите свое предложение о липе в черновик.
- Какие краски подойдут для листьев дуба?
- Медные, кирпичные, бурые, коричневые…
- Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости.
Он отпускает их как корабли в свободное плавание., Много повидал н своем веку таких листопадов.
- Объектом наблюдения стала еще ива. Какой по форме лист у этого дерева и на что похожи листья этого дерева?
- Узкие листочки напоминают слезки, падающие на землю, а еще они похожи на перо птицы и лодочки.
- О чем может плакать ивушка? Составим предложения о листьях ивы и самом дереве.
- Плавают в воздухе золотые рыбки ивы.
- Словно слезы об уходящем лете сыплются на землю листья с плакучей ивы.
- Лист ивы похож на перо птицы, которое легко парит в воздухе.
- С развесистой плакучей ивы падают в лужи листья и плывут словно лодочки.
(О настроении, о чувствах, которые вызывает это время года).
– Листопад превратил землю в красочную мозаику.
Как красив листопад!, Он украсил землю нарядным ковром., Я люблю бродить под дождем по опавшей листве., Мне нравится, когда под ногами шуршат опавшие листья., Осень не самое любимое время года для меня, но она красива по, Я очень люблю осень и всегда наслаждаюсь осенним листопадом.
6. Самостоятельная работа по написанию черновика сочинения.
(Учащимся дается время для записи и проверки каждой части)
Урок развития речи «О чём шепчут листья золотые» 4 класс
... О чем шептались осенние листья 4 класс За окном осень. С деревьев облетают яркие листья. Я люблю гулять солнечным осенним днем по парку и слушать шорох листьев под ногами. Оставшиеся на деревьях листочки словно шепчутся ...
Обратимся еще раз к памятке:
(Ноябрь, из фортепианного цикла “Времена года”).
7. Итог урока.
– У многих из вас получились замечательные тексты. Вы использовали синонимы, чтобы исключить повторы, эпитеты и сравнения для придания тексту яркости и выразительности. Как не восхититься прекрасным русским языком, который открывает нам свои тайны и учит образно и с любовью выражать мысли и чувства.