Урок литературного чтения в 4 классе: А. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Сочинение

I . Беседа с учащимися об А.Платонове.

II . Слово учителя о писателе.

III

IV . Заочная экскурсия к памятнику Пушкину.

V . Тематика рассказа. Работа над содержанием и идеей:

Тема родины, Тема музыки, Тема одиночества

VI . Заключительное слово учителя по содержанию рассказа.

VII

VIII

Оборудование урока

1.Портрет писателя А. Платонова.

2.Выставка книг.

3.Учебники «Литературное чтение 4 класс» Л. А. Ефросинина

4.Фотография памятника Пушкину в Москве работы скульптора А. М. Опекушина.

5.Шуберт «Серенада».

6.Оформленная доска: схема – «Формула жизни»

7.Тетради учащихся.

Ход урока

1.Орг. момент.

Попробуйте сформулировать учебные задачи сегодняшнего урока. На какие размышления о жизни, силах, которые ею правят, подтолкнет вас произведение писателя? Итогом этих рассуждений должен стать ответ:

  • Какова «формула жизни» А. Платонова? Что входит в ее слагаемые? (на доске: «жизнь»)

2.Беседа с учащимися об А. Платонове (портрет), Ваши одноклассники подготовили сообщения об авторе произведения., Сообщение ученика.

Именно на умении помочь, организовать свою жизнь, быть просто полезным людям, уметь любить свою Родину строятся все произведения писателя. Послушайте, что интересного открыла для себя, как поняла, о чем рассказы и повести Платонова …

Сообщение ученика.

II .Слово учителя о писателе. Андрей Платонов – сложный писатель. Он жил в трудное время революции, гражданской войны, трагических событий 30-х годов. Вместе со своим народом он выдержал великое испытание Отечественной войной. В творчестве писателя нашли отражение события, пережитые страной. Его произведения – это художественная летопись России и ее многочисленного народа. Андрей Платонов был наделен трудным даром – «обнажившимся сердцем». О чем бы ни рассказывал писатель: о стариках или детях, о великих замыслах или обычной работе простого труженика, о музыканте – скрипаче или кузнеце, о любви или смерти – он прикасался к своим героям «обнажившимся сердцем». Страдания героев всегда сливаются со страданиями автора. Еще раз вспомним сказку-быль, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Много трудностей преодолел цветок, выросший между камнем и глиной. Писатель сумел так рассказать об этой истории, так построить свое повествование, что мы почувствовали, как грустно самому автору. Печалится Даша, не нашедшая цветка на следующий год, это же состояние тоски и надежды испытывает рассказчик. «Обнажившееся сердце» Платонова – в каждом его произведении. Поэтому читатель, когда обращается к книгам этого автора, всегда волнуется.

13 стр., 6070 слов

Вступительное слово учителя

... слово учителя Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились. (Заранее прочитаны многие рассказы писателя). Герои Брэдбери, пытаясь разрешить трудные проблемы жизни, ... внимание на сравнения, на эпитеты, на роль глаголов, создающих правдоподобную картину вельда. Весь последний месяц Джордж "слышал львиный рык, чувствовал даже у себя ...

III . Идейно – художественный анализ текста

Сегодня мы будем работать над произведениями Андрея Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Вы должны были самостоятельно прочитать это сказочное происшествие. На уроке мы попытаемся разобраться в авторском замысле, в секретах мастерства писателя.

По содержанию рассказа вы помните, что старик ходил к памятнику Пушкину и играл там на скрипке. Сейчас мы совершим заочную экскурсию к этому памятнику. Ее подготовил ваш одноклассник…

(слайд 2)

IV . Заочная экскурсия к памятнику Пушкину.

  • Подумайте, почему старик-музыкант выбрал именно это место для игры на скрипке?

(Во-первых, поэзия Пушкина и сам поэт, наверное, были близки скрипачу. Пушкинские мысли и чувства были созвучны мыслям старика.

Во-вторых, у подножия памятника всегда собираются люди, любящие и понимающие искусство. Следовательно, здесь у музыканта будут слушатели, способные понять то, что он будет исполнять).

V . Тематика рассказа. Работа над содержанием и идеей. Смысл заголовка.

  • О чьей любви к родине рассказывает писатель? Обратите внимание на запятую перед союзом или.

(Союз или в данном случае употребляется в значении то есть , об этом свидетельствует запятая; следовательно, писатель повествует о любви к родине старого воробья).

  • Как вы понимаете подзаголовок «Сказочное происшествие»?

(С одной стороны, это рассказ о том, как воробей, унесенный ветром, оказывается в стране изобилия, а потом возвращается на родину. С другой – это повествование об одиноком несчастном, никому не нужном старике. Рядом с правдой жизни – вымысел).

Слово учителя

Много места в рассказе занимает музыка. Играет скрипач, поет буря, слышно завывание вьюги, воробей бормочет тихую песню, в сказочной стране путешественник встречает поющих гордых птиц.

1 стр., 397 слов

Рассуждение Как вы понимаете значение слова Учитель

... должен с честью выйти из них. Как вы понимаете значение слова Учитель Несколько интересных сочинений Басня А.И. Крылова в печатном виде ... волеизъявление, возможность реализоваться в свободе слова и пера стремление писателей - бунтарей, существовавших в во ... чего человек добивается в жизни, в какой-то степени доказывает кропотливый труд учителя. Слово учитель означает профессию, которая связана ...

Послушаем начало рассказа. Выразительное чтение. Во время чтения будет звучать «Серенада» Шуберта. Как писал великий композитор И. С. Бах : «Цель музыки – трогать сердца». Надеюсь, вас не оставят звуки музыки Франца Шуберта равнодушными.

Выразительное чтение 1-го отрывка. (Первые два абзаца)., Беседа по содержанию отрывка., Почему вокруг скрипача собрались люди? Зачем им нужна музыка?, О деньгах ли думает музыкант, исполняя то или иное произведение?

  • Почему старик-скрипач мог играть даже для одного слушателя?

Что входит в понятие жизнь? Каковы первые её слагаемые? (Милосердие, любовь ко всему земному.) Заполнение «формулы жизни» по А. Платонову.

Перескажите эпизод «Скрипач и воробей» кратко.

  • Почему скрипач полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?
  • Понимал ли воробей музыку? Что его больше привлекало – музыка или крошки хлеба?

«Воробей в райской стране».

Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?, Кого он выбирает себе в друзья? Почему? Где находит пристанище?, Что мучает воробья? О чём он мечтает в райской стране?

«Воробей и ураган».

Как чувствует себя воробей в урагане?, Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достаётся?, Устраивает ли его жизнь в урагане?, Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?, О чём он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?

Выводы . Есть ли новые компоненты в “формуле жизни”?

Тема одиночества в рассказе, Беседа с классом по вопросам., Что вы можете сказать о прошлом и настоящем старика?

(Всю жизнь занимался музыкой. Сейчас на пенсии, но со скрипкой не расстается).

  • Хорошо или плохо он прожил свою жизнь?

(Хорошо, так как служил любимому делу. Плохо, потому что не обеспечил свою старость, у него нет ни близких, ни друзей).

  • Какие странные поступки совершает старик?

(Дружит с птицей, черепахой; не имея лишних денег, очень скромно питаясь, покупает у мальчишек полуживую птицу).

-На чьей стороне автор: на стороне нищего музыканта или чистых, красивых прохожих, спешащих по своим нужным делам?

  • Всегда ли красивые, чистые люди совершают красивые поступки, выполняют нужные дела?

(В данной фразе мы слышим историю автора. Какие же это чистые и красивые люди, если они за своими «нужными и важными делами» ничего не видят и не способны принять чужого сострадания. Да и старик не нуждается в их сочувствии, может быть потому, что они не умеют сострадать).

Физкультпауза (упражнение на мышечную релаксацию), Выразительное чтение 2-го отрывка. (с. 181-182)

(Из 4-й части, начиная со слов «Старый музыкант понял…» и кончая словами «…и сам тоже ложился… на покой…»)

3 стр., 1394 слов

Старик Сантьяго в романе Хемингуэя Старик и море

... Это жизнь! Образ старика Сантьяго В замечательной повести Хемингуэя «Старик и море» есть герой ... Также читают: Картинка к сочинению Старик Сантьяго в романе Старик и море Популярные сегодня ... все равно мощное тело и красивые голубые глаза. И эти глаза ... он потом отправлялся в путешествие. Конечно, иногда бывают и очень тревожные, ... посёлка, что и сам мальчик. Александр Сергеевич Пушкин был не только ...

Почему музыкант купил черепаху? Что даст музыканту присутствие черепахи в его доме?, Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?, Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?

Выводы . Способность и готовность любить.