I . Беседа с учащимися об А.Платонове.
II . Слово учителя о писателе.
III
IV . Заочная экскурсия к памятнику Пушкину.
V . Тематика рассказа. Работа над содержанием и идеей:
Тема родины, Тема музыки, Тема одиночества
VI . Заключительное слово учителя по содержанию рассказа.
VII
VIII
Оборудование урока
1.Портрет писателя А. Платонова.
2.Выставка книг.
3.Учебники «Литературное чтение 4 класс» Л. А. Ефросинина
4.Фотография памятника Пушкину в Москве работы скульптора А. М. Опекушина.
5.Шуберт «Серенада».
6.Оформленная доска: схема – «Формула жизни»
7.Тетради учащихся.
Ход урока
1.Орг. момент.
Попробуйте сформулировать учебные задачи сегодняшнего урока. На какие размышления о жизни, силах, которые ею правят, подтолкнет вас произведение писателя? Итогом этих рассуждений должен стать ответ:
- Какова «формула жизни» А. Платонова? Что входит в ее слагаемые? (на доске: «жизнь»)
2.Беседа с учащимися об А. Платонове (портрет), Ваши одноклассники подготовили сообщения об авторе произведения., Сообщение ученика.
– Именно на умении помочь, организовать свою жизнь, быть просто полезным людям, уметь любить свою Родину строятся все произведения писателя. Послушайте, что интересного открыла для себя, как поняла, о чем рассказы и повести Платонова …
Сообщение ученика.
II .Слово учителя о писателе. Андрей Платонов – сложный писатель. Он жил в трудное время революции, гражданской войны, трагических событий 30-х годов. Вместе со своим народом он выдержал великое испытание Отечественной войной. В творчестве писателя нашли отражение события, пережитые страной. Его произведения – это художественная летопись России и ее многочисленного народа. Андрей Платонов был наделен трудным даром – «обнажившимся сердцем». О чем бы ни рассказывал писатель: о стариках или детях, о великих замыслах или обычной работе простого труженика, о музыканте – скрипаче или кузнеце, о любви или смерти – он прикасался к своим героям «обнажившимся сердцем». Страдания героев всегда сливаются со страданиями автора. Еще раз вспомним сказку-быль, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Много трудностей преодолел цветок, выросший между камнем и глиной. Писатель сумел так рассказать об этой истории, так построить свое повествование, что мы почувствовали, как грустно самому автору. Печалится Даша, не нашедшая цветка на следующий год, это же состояние тоски и надежды испытывает рассказчик. «Обнажившееся сердце» Платонова – в каждом его произведении. Поэтому читатель, когда обращается к книгам этого автора, всегда волнуется.
История мудрый учитель жизни
... а также возрождения и сохранения памяти о Первой мировой войне. История – мудрый учитель жизни. Поэтому нужна, как воздух, как хлеб насущный нашему обществу военно–патриотическая, ... одобряют миролюбивую политику России – великой державы. Полководческий талант Генерала А.А.Брусилова Русская история богата талантливыми военными деятелями. Имена Александра Невского и Дмитрия Донского, Александра ...
III . Идейно – художественный анализ текста
Сегодня мы будем работать над произведениями Андрея Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Вы должны были самостоятельно прочитать это сказочное происшествие. На уроке мы попытаемся разобраться в авторском замысле, в секретах мастерства писателя.
По содержанию рассказа вы помните, что старик ходил к памятнику Пушкину и играл там на скрипке. Сейчас мы совершим заочную экскурсию к этому памятнику. Ее подготовил ваш одноклассник…
(слайд 2)
IV . Заочная экскурсия к памятнику Пушкину.
- Подумайте, почему старик-музыкант выбрал именно это место для игры на скрипке?
(Во-первых, поэзия Пушкина и сам поэт, наверное, были близки скрипачу. Пушкинские мысли и чувства были созвучны мыслям старика.
Во-вторых, у подножия памятника всегда собираются люди, любящие и понимающие искусство. Следовательно, здесь у музыканта будут слушатели, способные понять то, что он будет исполнять).
V . Тематика рассказа. Работа над содержанием и идеей. Смысл заголовка.
- О чьей любви к родине рассказывает писатель? Обратите внимание на запятую перед союзом или.
(Союз или в данном случае употребляется в значении то есть , об этом свидетельствует запятая; следовательно, писатель повествует о любви к родине старого воробья).
- Как вы понимаете подзаголовок «Сказочное происшествие»?
(С одной стороны, это рассказ о том, как воробей, унесенный ветром, оказывается в стране изобилия, а потом возвращается на родину. С другой – это повествование об одиноком несчастном, никому не нужном старике. Рядом с правдой жизни – вымысел).
Слово учителя
Много места в рассказе занимает музыка. Играет скрипач, поет буря, слышно завывание вьюги, воробей бормочет тихую песню, в сказочной стране путешественник встречает поющих гордых птиц.
Э. Хемингуэй. «Старик и море»
... поражение, Хемингуэй и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Но проблема, представленная в курсовой работе, а именно «Символика, мотивы, герои и принцип айсберга в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», не ... в 1999 году. Съёмки производились с участием аниматоров трёх стран: России, Канады, Японии и заслуженно получила премию «Оскар». В 2000 году в номинации «лучший ...
Послушаем начало рассказа. Выразительное чтение. Во время чтения будет звучать «Серенада» Шуберта. Как писал великий композитор И. С. Бах : «Цель музыки – трогать сердца». Надеюсь, вас не оставят звуки музыки Франца Шуберта равнодушными.
Выразительное чтение 1-го отрывка. (Первые два абзаца)., Беседа по содержанию отрывка., Почему вокруг скрипача собрались люди? Зачем им нужна музыка?, О деньгах ли думает музыкант, исполняя то или иное произведение?
- Почему старик-скрипач мог играть даже для одного слушателя?
— Что входит в понятие жизнь? Каковы первые её слагаемые? (Милосердие, любовь ко всему земному.) Заполнение «формулы жизни» по А. Платонову.
Перескажите эпизод «Скрипач и воробей» кратко.
- Почему скрипач полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?
- Понимал ли воробей музыку? Что его больше привлекало – музыка или крошки хлеба?
«Воробей в райской стране».
Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?, Кого он выбирает себе в друзья? Почему? Где находит пристанище?, Что мучает воробья? О чём он мечтает в райской стране?
«Воробей и ураган».
Как чувствует себя воробей в урагане?, Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достаётся?, Устраивает ли его жизнь в урагане?, Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?, О чём он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?
Выводы . Есть ли новые компоненты в “формуле жизни”?
Тема одиночества в рассказе, Беседа с классом по вопросам., Что вы можете сказать о прошлом и настоящем старика?
(Всю жизнь занимался музыкой. Сейчас на пенсии, но со скрипкой не расстается).
- Хорошо или плохо он прожил свою жизнь?
(Хорошо, так как служил любимому делу. Плохо, потому что не обеспечил свою старость, у него нет ни близких, ни друзей).
- Какие странные поступки совершает старик?
(Дружит с птицей, черепахой; не имея лишних денег, очень скромно питаясь, покупает у мальчишек полуживую птицу).
-На чьей стороне автор: на стороне нищего музыканта или чистых, красивых прохожих, спешащих по своим нужным делам?
- Всегда ли красивые, чистые люди совершают красивые поступки, выполняют нужные дела?
(В данной фразе мы слышим историю автора. Какие же это чистые и красивые люди, если они за своими «нужными и важными делами» ничего не видят и не способны принять чужого сострадания. Да и старик не нуждается в их сочувствии, может быть потому, что они не умеют сострадать).
Физкультпауза (упражнение на мышечную релаксацию), Выразительное чтение 2-го отрывка. (с. 181-182)
(Из 4-й части, начиная со слов «Старый музыкант понял…» и кончая словами «…и сам тоже ложился… на покой…»)
Старик Сантьяго в романе Хемингуэя Старик и море
... Это жизнь! Образ старика Сантьяго В замечательной повести Хемингуэя «Старик и море» есть герой ... Также читают: Картинка к сочинению Старик Сантьяго в романе Старик и море Популярные сегодня ... все равно мощное тело и красивые голубые глаза. И эти глаза ... он потом отправлялся в путешествие. Конечно, иногда бывают и очень тревожные, ... лка, что и сам мальчик. Александр Сергеевич Пушкин был не только выдающимся ...
Почему музыкант купил черепаху? Что даст музыканту присутствие черепахи в его доме?, Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?, Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?
Выводы . Способность и готовность любить.