«Подготовка к сочинению- рассуждению на тему «Что такое счастье?»»
ТЕМА УРОКА: «Подготовка к сочинению – рассуждению на тему
«Что такое счастье?»
Цель урока:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие: развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения, развивать умение строить сочинение в определенной композиционной форме, извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать и предъявлять ее; развитие творческой, речевой и мыслительной активности.
Воспитательные:
Тип урока
Методы обучения:, Организационные формы:, Средства обучения:
Прогнозируемый результат:
— знать :
- правила написания сочинения – рассуждения;
- правила работы в группах.
- уметь
- рассуждать, высказывать собственное мнение;
- подбирать аргументы и факты
- делать выводы
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Подготовка к осн. этапу.
Просмотр видеоролика. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Мы попытаемся ответить на вопрос: «Что такое счастье?». В каких заданиях ОГЭ мы можем встретить подобный вопрос? Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к сочинению – рассуждению по прочитанному тексту. Запишем число, тему урока.
Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?
Этим мы и займёмся сегодня на уроке — повторим теоретические сведения и попробуем вместе написать сочинение.
Определитесь, какова будет цель нашего урока. (Собрать материал для написания сочинения-рассуждения).
Попрошу вас определить задачи нашего урока, которые мы должны решить. Для формулировки задач используйте глаголы: собрать, сформулировать, подобрать и т.д. (1 – сформулировать тезис, 2 – подобрать примеры-аргументы к тезису, 3 – сформулировать вывод).
Для решения поставленных задач поработаем в группах. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.
У каждого из вас имеется оценочный лист. В течение урока вы должны его заполнить и оценить свою работу на уроке. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов и выставите себе оценки в соответствии с критериями оценивания.
3. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения — рассуждения.
Сочинение сравнение разновидность рассуждения
... подготовки к ОГЭ Самым последним заданием, которое предстоит выполнить учащимся на ОГЭ по русскому языку – написать сочинение-рассуждение на одну из тем. ... случаев и не путаться в разновидностях сочинений-рассуждений. В основном рассуждение предстает сочинением в виде эссе, где есть ... их в следующих разделах урока и посмотрим реализацию на конкретных примерах. Также сочинение играет очень важную роль ...
Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения и основные моменты, на которые следует обратить внимание. Из каких основных частей состоит сочинение — рассуждение? Из вступления, основной части и заключения.
О чём мы будем писать во вступлении? Нужно дать определение предложенного в задании слова, то есть написать тезис — положение, утверждение, которое нужно доказать. Затем нужно прокомментировать определение. Что значит прокомментировать определение? Показать наши размышления в соответствии с заявленным тезисом, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами и примерами из текста и нашего жизненного опыта.
Что далее пишем в сочинении? Аргументы — это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Приводим примеры из текста и из жизненного опыта.
Последний абзац сочинения — вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения. Так сколько же абзацев будет в вашей работе? 4 абзаца.
4. Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа в группах.
Я предлагаю вам поразмышлять о том, что же такое СЧАСТЬЕ. С какими понятиями вы связываете счастье? Поработаем в группах и составьте кластер. В центре напишите слово счастье, а от него проведите стрелочки к вашим ассоциациям. Посмотрите, какие у вас разные представления о счастье. Для того чтобы дать определение слову счастье, мы обратимся за помощью к словарям, к помощи наших гостей.
1 группа проводит опрос наших гостей и представляет результаты опроса.
Выясните, как наши гости понимают слово счастье
2 группа находит лексическое значение слово счастье в словарях
3 группа работает с текстом стихотворения И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и травы, и колосья…»
Задание для группы №1, Провести опрос на тему «Что такое счастье?»., Задание для группы №2, Найдите значение слова счастье в словарях., Задание для группы №3
Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и травы, и колосья…». Поразмышляйте о счастье вместе с поэтом и ответьте на вопросы: 1. В чем видит счастье И.А. Бунин? 2. Какого человека, по мнению писателя, можно назвать счастливым?
И цветы, и шмели, и трава, и колосья…
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
Был ли счастлив ты в жизни земной?
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить…
14 июля 1918
Счастье, по Бунину, в обращении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья… Счастье – это просто шагать по полевым тропинкам «меж колосьев и трав». Счастье – в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка… Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья. Человек, любящий природу, понимающий её красоту – счастливый человек.
Девочка которая хотела танцевать автор. Алла драбкина
... был ей помочь... (61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг неё, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не ... -гостья под музыку летала по комнате, лицо её было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо. (50)0на вынула старый альбом и нашла ...
Отчет групп о проделанной работе.
А теперь я бы хотела познакомить вас с теми советами, которые дают психологи. Они указывают на 7 конкретных способов стать счастливым:
Советы психологов.
1.Любите своих близких.
2. Уделяйте много сил любимой профессии.
3. Помогайте другим людям.
4. Старайтесь быть счастливыми.
5. Будьте физически активными.
6. Вносите в свою жизнь элементы новизны.
7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.
2. Анализ текста.
Познакомимся с текстом, по которому мы будем писать наше сочинение.
Чтение текста вслух.
(1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Её попросили станцевать. (З)Она закружилась, заколдовала, лицо её стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на неё, раскрыв рты…
(5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех.
(7) Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слёзы.
(8) Что-то настолько знакомое почудилось артистке в лице девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать. (9)Потом стали приходить записки с разными вопросами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приняли в кружок. И ещё я некрасивая. Что делать?») артистка не ответила.
(И)Балерине не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим!
(12) Артистка сказала:
(13) — Тут есть ещё одна записка от девочки. (14)Пусть она подойдёт ко мне потом.
(15) Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, — так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.
(16) Девочка догнала её на улице.
(17) — Это я написала записку, — сказала она.
(18) — Я знаю. Я видела твоё лицо.
(19) — И вы заметили, что я некрасивая?
(20) — Это тебе кажется.
(21) — Я хочу танцевать, а меня не берут. (22)Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танцевать.
(23) — Так и танцуй себе на здоровье.
(24) — Но меня не принимают!
(25) — Меня тоже не принимали, — сказала артистка.
(26) — Так как же вы теперь так здорово танцуете?
(27) — Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдём ко мне в гости?
(30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она видела это лицо?
(32) Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок.
(33) Зойка (так её звали в детстве) танцевала дома в одиночестве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. (35)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (Зб)Это было очень больно, Зойка закусила губу, но всё-таки заплакала. (37)Её не приняли.
«что такое счастье» по тексту бондарева
... 3. тезисы по теме; 4. примеры аргументов; 5. сочинения; 6. банк аргументов; разработки. 1. задания 15.3 Счастье” ? и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на «Что такое счастье» ... счастья для каждого человека на Земле имеет разное значение. Это чувство должно быть в каждом сердце, чтобы наш мир жил в спокойствии и радости. По тексту Роя (191 слово) Счастье – это ...
(38) В кружке при Доме культуры балетмейстер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях.
(39) Приходя домой, Зойка становилась у зеркала и командовала сама себе:
(40) — Первая позиция! Руки!
(41) Коленки не подчинялись. (42)Руки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух.
(43)Тогда она заводила современную музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила в драматический кружок, где танцевала, как ей хотелось. (45)Наконец её приняли в театральный институт, потому что она твёрдо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые её экзаменовали, наверное, почувствовали это…
(47)Артистка приготовила обед и вошла в гостиную.
(48)Девочка-гостья под музыку летала по комнате, лицо её было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо.
(50)0на вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотографию, то на смущённо застывшую девочку.
(52) — Взгляни! — сказала она.
(53) Девочка заглянула в альбом и попятилась.
(54) — Кто это? — прошептала она.
(55) — Это я в твоём возрасте.
(56) — Но как же вы стали такой красивой?
(57) — Я всегда хотела танцевать, вот и всё.
(58) — Я тоже хочу танцевать!
(59) Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (60)Девочка была очень похожа на неё, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь…
(61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг неё, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье.
(По А. Драбкиной)
15.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Несколько слов об авторе текста.
А́лла Вениами́новна Дра́бкина — советский и российский писатель-прозаик.
Алла Вениаминовна родилась 30 июля 1945 года. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Основные темы — взросление, поиск своего места в жизни, моральный выбор.
Вам предстоит написать сочинение по данному тексту. Задание звучит так:
15.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)
... Мы будем рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» ...
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом.
1. Определите тип речи.
2. Определите стиль речи.
3. Определите основную мысль текста.
4. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему артистка, по мнению автора, заинтересовалась девочкой в первом ряду?»
1) Девочка была очень красивой.
2) Артистку поразило необычное и в то же время знакомое выражение лица зрительницы.
3) Девочка плакала весь концерт.
4) Девочка в первом ряду невнимательно смотрела выступление знаменитой артистки.
Ответ: .
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, — так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.
2) Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок.
3) Она вынула старый альбом и нашла то, что искала.
4) Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость.
Ответ: .
Самопроверка.
1. Повествование.
2. Художественный
3. Огромное желание и упорный труд со временем помогут осуществить самую заветную мечту.
4. 2
5. 1
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
Какова тема этого текста?
Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. История встречи
В тексте рассказывается о встрече известной балерины и девочки, которая мечтала стать известной танцовщицей.
- Какова же основная мысль текста?
Основная мысль: огромное желание и упорный труд со временем помогут осуществить самую заветную мечту.
Девочка испытала настоящее счастье: она обрела надежду, что сможет танцевать на сцене, поверила в себя, благодаря уроку известной артистки.
Это состояние знакомо и самой артистке, потому что когда- то она, став балериной, тоже испытала счастье.
Известная актриса помогла девочке поверить в себя, помогла ей почувствовать себя счастливой. Она убеждает девочку в том, что любая мечта осуществима.
Девочка счастлива, потому что поверила, что ее мечта исполнится. Она поверила в свои силы. Каждый человек- творец своего счастья, нужно лишь поверить в себя. Счастлив тот человек, который может реализовать свою мечту.
Чему учит текст?
Что нужно быть целеустремленным, верить в свою мечту, быть уверенным в себе.
Какое высказывание, на ваш взгляд, отражает основную мысль текста?
Вся природа радуется вместе с девочкой, листья были «золотыми» и танцевали вместе с ней.
3. Работа в группах.
1. Составление вступления.
определение слова СЧАСТЬЕ
«что такое счастье?» по тексту роя
... счастье” сочинение 15.3 огэ – Cдам русский язык! Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ ? Сформулируйте «Что такое счастье» один пример- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст ... ребёнок, потому что у неё есть всё для счастья в детском понимании: много ... застрявшей машине, в которой замерзали люди, девочке покажется, что «будто огромное чудовище, ...