(1)На сломе отрочества, в преддверии юности меня постигло печальное открытие, ч

Сочинение

Образец сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2020 (по тексту Нагибина «Я обязан матери»)

(368 слов) Ю. М. Нагибин, русский писатель-прозаик, в приведенном тексте размышляет о войне. Можно ли забыть войну? Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.

Размышляя над этой проблемой, Ю. М. Нагибин показывает ужасные последствия войны, которые тянутся еще долго после ее окончания: «Мы с Борисом, отвоевав, не смогли вновь наладить дружбу, слишком остро чувствуя рядом с собой зияющую пустоту». Люди в ту пору не могли смириться со своим ужасным прошлым, поэтому были не в силах восстановить прежние, довоенные отношения. Также писатель, чтобы продемонстрировать радость, которую чувствовали люди, узнав об окончании войны, пишет: «Я никогда не испытывал такого счастья. Помню, мы обнимались и целовались с незнакомыми людьми, орали, смеялись, плакали…». Все были ослеплены триумфом, но потом рассказчик осознал, что потерял двух лучших друзей, и «потеря эта осталась невосполнимой». Как же можно забыть о ней? Оба этих примера, дополняющие друг друга, доказывают, что военные действия – ужасные события, которые просто невозможно вырвать из памяти.

Автор считает, что войну невозможно забыть, потому что она «никогда не станет прошлым» для тех, у кого она застряла «вечным отягощением рассудка и памяти».

Я согласна с Ю. М. Нагибиным в том, что военные действия не забываются. Действительно, такое остается в памяти на всю жизнь. Я считаю, что война может настроить друг против друга даже самых близких людей, изменить жизнь до неузнаваемости, поэтому она навсегда останется кровоточащей раной в сердце людей. В подтверждение своей позиции приведу пример из читательского опыта.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» описывается такое страшное событие, как Гражданская война. Петро Мелехов воюет за «белых», из-за чего у него возникают разногласия с братом, который не может определиться, на чьей стороне правда. Во время мирной жизни в семье Мелеховых царит атмосфера взаимной заботы и дружбы. Однако с началом войны между Петром и Григорием наступает отчуждение. Братья не могут понять и поддержать друг друга. Некогда крепкая семья разваливается, в конце произведения Григорий остается один. Так, приведенный пример показывает жестокость и бесчеловечность войны, которую невозможно оставить позади. Мелехов изменился и больше никогда не будет прежним.

4 стр., 1526 слов

«Великая Отечественная Война. Вечная память». 3 класс

... 9 лет. ГБО СПДС СОШ село Верхнее Санчелеево. 3 класс. «Мои размышления о правилах дорожного движения» Правила дорожного движения необходимы ... мы сохраним мир в нашей стране. Я не хочу войны. Я верю, что нас, детей двадцать первого века ... их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу. Лепят несложные предметы; аккуратно пользуются глиной. Образовательные области « ...

Таким образом, война – это страшное и беспощадное действие, которое невозможно забыть. Оно оставляет после себя кровавые следы, которые еще долго будут напоминать о нем. Нам, потомкам бойцов, тоже нужно всегда помнить о тех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой.

Автор: Алина Садекова

(1)На сломе отрочества, в преддверии юности меня постигло печальное открытие, ч…

(1)На сломе отрочества, в преддверии юности меня постигло печальное открытие, что я не имею точки опоры. (2)У меня нет ни способностей, ни хотя бы тяги к чему-либо, кроме чтения книг и футбола.

(3)В раннем детстве я обещал стать художником, но свежесть чистого, не обременённого знанием и предвзятостью восприятия недолго обманывала окружающих, да и меня самого. (4)Так, даже куда лучше, рисовали многие дети. (5)Страстность, с какой я предавался сперва игре в мушкетёров, потом коллекционированию папиросных коробок, марок и, наконец, бабочек, заставляла близких верить, что во мне аккумулирована не совсем обычная энергия. (6)Но шло время, и увлечения замирали одно за другим, не давая даже иллюзии каких-то успехов. (7)Ни одна моя коллекция не достигла уровня хотя бы рядовой маниакальности. (8)А потом была география и безумие географических карт, завесивших все стены комнаты. (9)Но теперь уже никто не считал, что я буду вторым Пржевальским или Миклухо-Маклаем. (10)Вскоре карты отправились туда же, где изгнивали коллекции бабочек, плесневели альбомы с марками, — в залавок на кухне. (11)А потом начались судорожные попытки увлечься химией, физикой, электротехникой и честно-горестные признания: не моё, не моё, не моё…

(12)И только когда я выходил на сыромятницкое футбольное поле, отделённое пропастью от остального мира, и трусцой направлялся в центр, на своё место, всё тягостное, обременяющее, висящее на мне, как вериги: мучительная неудовлетворённость собой; твёрдая уверенность, что мне не стать человеком своего времени — таким в нашей семье считали учёного, инженера, строителя; не покидающая ни на миг убеждённость, что окружающие люди лучше, умнее, талантливее, чище меня; оплошности, неловкости, оговорки, грубость с матерью, несправедливость к другу, боязнь вызова к доске на уроках математики, обиды на учителей, тоска о любимых книжных героях, с которыми никогда не встретиться в жизни, — всё это давящее, угнетающее развеивалось дымом, я становился пустым, лёгким и чистым.

(13)Мгновения, протекавшие от выхода на поле до первого удара по мячу, были для меня самыми лучшими из всего, что дарил футбол. (14)Я чувствовал себя способным взлететь, раствориться в пространстве. (15)Спорт наступал потом, а сейчас свершалось причащение светлой благодати мира. (16)Конечно, так было не всегда, когда-то я просто гонял мяч, упоённо и бездумно, до полного изнеможения, которое тоже было счастьем, ибо ты утолил жажду, взял от жизни всё, что мог. (17)Но в описываемую пору детство и отрочество миновали, начиналось самое грозное — юность. (18)Явления, вещи и обстоятельства утрачивали свой простой смысл и становились знаками какого-то другого, тайного бытия. (19)И сам я уже принадлежал не себе, не очевидности происходящего, а тому, что таилось за покровом…

4 стр., 1780 слов

Самый лучший день в моей жизни (счастливый день)

... ребята выходят на поле и разносят соперника в клочья. 5-0 на Мундиалях наша команда еще не побеждала никогда! Также читают: Картинка к сочинению Самый лучший день в моей жизни Популярные сегодня темы Николай ... благо, но тоска от потери, хоть и на время, близкого человека, была неописуемая. Перед самым своим уездом в начале лета отец сказал мне, что я должен помогать во ...

(20)И вот однажды настал такой незабываемый день, когда наш тренер Жюль Вальдек обзвонил по телефону родителей своих избранников, чтобы узнать, как относятся они к «футбольной карьере» сына. (21)Не знаю, как отнеслись родители Чегодаева и Алексеева к непривычной французской учтивости тренера, но у меня дома звонок Вальдека был воспринят трагически.

(22)— Ты помнишь пророчество Леонардо да Винчи? — обратился ко мне отец, после того как мама разбитым голосом сообщила о звонке Вальдека.

(23)— Какое пророчество?

(24)— «Настанет время, — заговорил отец голосом пророка, — и люди будут бегать за куском свиной кожи, наполненной воздухом, с громкими криками и ругательствами».

(25)— Ругаться на поле запрещено, — машинально сказал я, потрясённый предвидением гения Ренессанса.

(26)— Не в этом дело, — сказал отец. (27)— Леонардо говорит о грядущем футболе как о пришествии Антихриста.

(28)— Мне уже сейчас кажется, — вставила мама, — что человечество делится на спартаковцев и динамовцев.

(29)— Что вы сказали Вальдеку? — спросил я.

(30)— Мы сказали, что не вмешиваемся в твои дела.

(31)— Вы только этим и занимаетесь. (32)Но вы хоть не обхамили его?

(33)— Я думала, что воспитываю человека будущего, учёного или инженера… — далёким, эпическим голосом начала мать.

(34)— Оказывается, я приняла все муки ради левого края или правого инсайда.

(35)— Я центрфорвард.

(36)— Что же ты сразу не сказал! — насмешливо воскликнул отец.

(37)— Тогда дело другое. (38)Миллионы миллионов лет жаждала твоя душа вырваться из мрака небытия, чтобы воплотиться в центрфорварда. (39)А тебе самому не страшно?

(40)— Нет. (41)Я всё равно ничего не умею.

(42)— Ты же отличник!

(43)— В этом весь и ужас. (44)Ребята, которые знают, кем будут, не отличники. (45)А отличники — я, Нина Демидова, Бамик — кем мы будем? (46)И кто мы есть?.. (47)У меня хоть футбол…

(48)— Тебе и семнадцати нет!..

(49)— Когда надо, вы говорите: здоровенный восемнадцатилетний оболтус… (50)Я чувствую себя человеком только на поле.

(51)— Бедный мальчик! — сказала мама. (52)— Бедный, бедный мальчик!

(53)— Слушай! — вскричал отец, осенённый внезапной идеей.

(54)— А почему бы тебе не попробовать писать? (55)У нас в роду все словесники. (56)Вдруг у тебя талант?

(57)— О чём мне написать? — спросил я, приободрённый последней фразой отца.

(58)— Боже мой, об этом не спрашивают! (59)Пиши о том, что тебя волнует. (60)О том же футболе.

(61)— Нет, — сказал я твёрдо. (62)— О футболе я не буду писать.

(63)— Тогда о том, что тебя не так волнует. (64)Чтоб ты мог спокойно подумать, поискать слова для изображения виденного и пережитого. (65)Ну, о какой-нибудь поездке, интересной встрече. (66)Вон Чехов взял и написал рассказ о чернильнице.

(67)— Я что-то не читал… (68)Ладно, попробую. (69)А если из этого ничего не выйдет?..

(70)— Что ж, — отец вздохнул, и я впервые увидел, что он старый человек, — тогда играй в футбол…

18 стр., 8933 слов

По роману Федора Достоевского «Бедные люди»

... начинал бы его совсем.» Сочинение на тему “”Бедные люди” Достоевского: дебют писателя” ... его первого творения – романа “Бедные люди”, – тогда еще молодых литераторов Д. В. Григоровича ... с братом Михаилом ехали по решению отца для поступления в Главное ... сейчас. Расчет стоимости Гарантии Отзывы Оказавшись в военно-учебном заведении, ... сказал, что надо забрать её детей. Зря Жанна боялась! Вот так люди бедные ...

(71)Я никогда не обманывал родителей и старался написать как можно лучше о поездке нашего класса в Лосинку, но, видимо, ко мне не перешли гены моих родственников. (72)Отец прочёл моё произведение и не сказал ни слова… (73)Путь в школу Вальдека был открыт…

(По Ю. Нагибину)

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Герой рассказа с детства увлекался коллекционированием, рисованием, но очень быстро охладевал ко всему.
  2. В увлечении футболом самые прекрасные моменты герой переживал лишь тогда, когда он забивал несколько мячей.
  3. Родители Чегодаева и Алексеева восприняли учтивый разговор тренера с большим уважением.
  4. В классе, где учился герой, все отличники знали, кем они станут после окончания школы.
  5. Все родственники героя по отцовской линии были словесниками, поэтому отец предложил ему попробовать писать.

Кружила январская метелица… (Ю. Бондарев)

Назад к списку текстов для ЕГЭ

(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2) Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий.(3)Но кто же он был — учёный, писатель?(4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6)Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..* (12)Он пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

5 стр., 2129 слов

Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать

... является одним из любимых литературных героев. Сочинение на тему может ли человек сам себя воспитать Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева ... только тогда оно покажет свои позитивные плоды. «Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать» Роман Тургенева «Отцы и ... не стоит». А перед смертью этот же человек скажет: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она ...

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15) Что случилось?

(16) Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20) Свет в окне не зажёгся.

(21) А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23) Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24) Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(1) (По Ю. В. Бондареву*)

Юрий Васильевич Бондарев

(род. в 1924 г.) — русский советский писатель и сценарист.

Сочинение 1 по этому тексту Сочинение 2 по этому тексту Назад к списку текстов для ЕГЭ