Г.В.Вишневецкая
Подготовка к выпускному сочинению по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной (По повести В.В. Быков «Сотников»)
Задачи урока:
Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные: развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу; развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы; развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные: развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание; развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения; развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог; закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Оборудование : презентация, отрывок из фильма «Восхождение» (1976г., р ежиссер: Лариса Шепитько).
Ход урока
Нравственный человек много делает ради
своих друзей и ради отечества, даже если бы
ему при этом пришлось потерять жизнь.
Аристотель
- Постановка задачи
20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.
Мини сочинение трудно ли быть нравственным человеком 4 класс
... этих правил. Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать ... поведения и тем самым облегчают ему общение с другими людьми. 2. 3.Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоко нравственных людей. Понятие ...
В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.
(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»
- Слово о писателе (сообщение ученика)
Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)
Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:
«Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше» |
В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.
- Анализ произведения
Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.
- Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака
— Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?
Параметры |
Сотников |
Рыбак |
Портрет, физическое состояние |
Физически нездоров |
Полон жизненных сил |
Социальное происхождение |
Интеллигент, до войны работал учителем |
Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду |
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями |
Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. |
Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью |
Как оказался в партизанском отряде |
По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях |
Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство |
— Какие качества характера располагают к Рыбаку?
— В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?
2) У старосты
— Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?
Склонность к компромиссам
Сотников |
Рыбак |
К компромиссам не склонен вообще. |
Готов идти на компромисс с врагом. |
Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия |
Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам. |
Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя. |
Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях. |
- Перестрелка с полицаями
— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
— Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)
Отношение к товарищу
Сотников |
Рыбак |
Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти |
Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде |
- В хате у Дёмчихи
— Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?
— Сравните поведение женщины и Рыбака.
(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)
— Что тревожит каждого из героев?
Дёмчиха |
Рыбак |
Сотников |
Винит в своей беде палачей-фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям. |
В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам. |
Винит себя в аресте женщины и Рыбака. |
- Образы полицаев
— Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?
— Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.
(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)
- В плену
— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?
(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)
– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?
(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)
– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?
(Подстраиваться, хитрить.)
– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)
– А Сотникова? (Молчание.Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)
– Почему Рыбака не пытали?
– Чем закончится его путь?
– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)
- Нравственный выбор
— Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?
Сотников |
Рыбак |
Любую цену за возможность выжить не принимает. |
Ради жизни способен пойти на предательство |
- Сон Сотникова