Тема: Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста
(Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс)
Цель: П ознакомить учащихся с особенностями сочинения-рассуждения на основе данного текста.
Конспект урока:
1. ОРГ. МОМЕНТ
2. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами поговорим о памяти, о том, какой смысл мы вкладываем в это слово и какое значение память имеет для нас;
познакомимся с новым типом сочинения-рассуждения на основе данного текста. Особенность этого сочинения состоит в том, что, аргументируя свой ответ на вопрос, автор сочинения должен привести не менее 2-х доказательств из предложенного текста, а затем свой пример.
3.Работа по теме урока
Учитель: Итак, ПАМЯТЬ… Какой смысл мы вкладываем в это слово?
Ответы учащихся:………….
(Индивидуально подготовленное учащимся сообщение «Лексическое значение слова ПАМЯТЬ в толковом словаре С.И. Ожегова», спроецировано на доску с помощью проектора)
Учитель: Действительно, Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что мы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху — дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали, память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Мы можем вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у нас есть память на вкусовые ощущения. Зимой мы можем вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у нас есть память на запахи. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза — зрительная память . Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха — слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.
«проблема исторической памяти» по тексту приставкина
... -istoricheskojj-pamyati.html Сочинение ЕГЭ: Проблема исторической памяти в тексте П. Ф. Нилина | Литрекон (469 слов) Некоторые люди думают, что историю пишут авторы ... Петр покажет гидростанцию своим детям и передаст им славную историю родного края. Поэтому семье так важно было воссоединиться ... позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру. Я думаю, каждый человек хотя бы раз в жизни ...
Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов.
О доброй силе памяти написал советский поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит.
Шумит, не умолкая, память-дождь.
И память-снег летит и пасть не может.
Учитель: А сейчас я познакомлю вас с легендой о манкуртах , которую рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день», а вы попытайтесь определить, какую главную мысль хотел донести до читателя Чингиз Айтматов?
Учитель вслух читает легенду, ребята слушают.
Если учащиеся затрудняются, учитель раздаёт тексты каждому учащемуся и повторяет задачу.
Учитель:
(учащиеся про себя читают текст и отвечают на вопрос.
Учитель подводит ребят к мысли, что, только имея память, человек становится человеком)
Учитель: вы правы, если думаете , что, только имея память, человек становится человеком)
А теперь, ребята, давайте в тексте найдём доказательства этой мысли.
(учащиеся называют предложение №4, в котором говорится, что даже родные не пытались искать своих близких, потому что это значило вернуть себе только чучело прежнего человека)
Далее дети вместе с учителем рассуждают о том, что значит мать для каждого человека и делают вывод, что манкурт — это уже не человек, т.к. он забыл свою мать и убил её. Об этом сообщается в предложении № 12.
Учитель: А теперь ребята давайте подумаем, нет ли манкуртов в нашей современной жизни.
(Дети приводят примеры боевиков, которые захватили школу в Беслане и т.д.)
Учитель: Так каким же должен быть человек, чтобы всегда оставаться человеком?
(Дети рассуждают о том, что всегда нужно помнить своих родных, свою страну и дорожить всем, что для тебя свято)
Роль памяти в жизни человека (по Д.А. Гранину)
... Д. А. Гранин. Сочинение В своем тексте Даниил Александрович Гранин, русский советский писатель, затрагивает проблему роли памяти в жизни человека. Раскрывая проблему, автор ... лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) ... боялся отца, но мать уговорила его сознаться в содеянном. После этого он убедил себя в том, что ...
Учитель рассказывает историю современного парня, Андрея Родионова, который служил в армии и был пленён чеченскими боевиками.
Под жестокими пытками он не отказался от своей веры, не принял ислам и не поднял оружие на своих однополчан, попавших в плен. Мать Андрея Родионова долго искала своего сына, но, в конце концов, нашла обезглавленное тело своей кровиночки.
3.Домашнее задание:
Учитель: Дома, ребята, вы напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.
Напишите, какая главная мысль в этой легенде?
Разделяете ли вы точку зрения автора?
Свой ответ аргументируйте, приводя доказательства, как из прочитанного текста, так и собственные.
НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство, или можно прибегнуть к цитированию.
Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.
4. Рефлексия. Оценки.
Карточка для каждого учащегося
1)Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жу аньжуанов. 2)Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. 3)А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов — рабов, не помнящих своего прошлого. 4)Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. 5)Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения. 6)Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. 7)Ведь мать — это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. 8)Манкурт пас в степи стадо верблюдов. 9)Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. 10)Но манкурт оставался равнодушным. 11)В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. 12)Но и мертвая, она взывала к его памяти. 13)Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай!..
Какая главная мысль в этой легенде? Напишите.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Сложноподчинённые предложения
... Ф. И. ученика Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужны сложноподчинённые предложения?» Теория. Лингвистический рассказ «Всё о ... средства связи частей СПП. III. Практическая часть: 1. Сочинение-миниатюра с использованием СПП. (Предварительное домашнее задание). 2. Найти ... Луна светила ярче. 4) Найдите СПП, запишите их номера. а) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. ...
_____________________________________________________________
Напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.
Напишите, какая главная мысль в этой легенде?
Разделяете ли вы точку зрения автора?
Свой ответ аргументируйте, приводя
доказательства, как из прочитанного текста, так и
собственные.
НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство или можно прибегнуть к цитированию. Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.