Что такое долг памяти? (по тексту А.А. Лиханова)

Сочинение

Шаблон(клише) для написания сочинения по русскому языку на ОГЭ

Во время подготовки учащихся к итоговому сочинению за курс 9 класса, как у детей, так и у учителей возникает проблема « А как написать свое высказывание, чтобы сохранить все критерии и заработать нужные баллы, не упустив при этом ничего?» Для разрешения данной ситуации, а также в качестве помощи, мною разработан шаблон ( клише ) для написания сочинения 9.3. Применяю его на практике с 2014 учебного года.

Я объясняю учащимся, что это сочинение, прежде всего умение рассуждать , доказывать , обосновывать свою точку зрения, опираясь на опыт многих поколений, умение приводить примеры из своего пусть и небольшого жизненного опыта. Для этого я выделяю на элективных курсах( можно уроках развития речи), 4 занятия, так как на каждом мы разбираем каждый этап сочинения, тренируемся писать, используя различные определения. Затем как закрепление задаю задание на дом, сначала по частям и лишь, когда, учащиеся осознанно создают каждый блок ( абзац) уже начинаем писать сочинение полностью, как правило, это уже не вызывает затруднений. Создание текста на основе клише-шаблона позволяет получить связный текст.

КЛИШЕ.

Определение…… Риторические вопросы( не менее 3 ).

Не каждый из нас задумывается над этими вопросами. Одни полагают, что ……..- это ( и здесь дается пояснение определения с одной точки зрения, иногда это бывает отрицательный момент).

Другие думают, что…..( дается понимание этого определения, возможно ,с положительной точки зрения).

Я считаю, что..( в этом моменте учащийся сопоставляет все точки зрения и делает свой вывод).

Действительно ,у каждого свои суждения по данному вопросу. Попробуем разобраться в смысле данного определения на примере данного текста и моем жизненном опыте( или опыте многих поколений….).

Так мы видим как главный герой, ……, (найти его действия, поступки, отношения, связанные с данным нам определением, и кратко их изложить, добавив пример-тезис из текста. Итак,…( сделать краткий вывод ).

И в моей жизни был момент, когда…. ( или нечто подобное было в моей жизни…., или Если мы обратимся к опыту многих поколений….( взять пример пословицу, поговорку, афоризм и объяснить его).

Таким образом,…..( сделать вывод, ответив на риторические вопросы).

Пример. Сочинение 9.3.

9.3.

Как Вы понимаете значение слова

НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

9 стр., 4047 слов

Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева

... сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения ... в интернете, прочитала: «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые ...

« Что такое нравственный долг?»,

взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр — совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам… (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг — их главный мотив. (20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг — одно, а выполнение нравственного долга — другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным. (29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое —в малом, великое —в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

Нравственный долг… Что это такое? Какова его роль в жизни каждого из нас? Возможно ли наше существование без нравственного долга? Не каждый задумывается над этими вопросами. Одни полагают, что нравственный долг –это долг перед людьми, который они должны исполнять, другие думают, что это умение помогать , быть готовыми помочь любому нуждающемуся. Я же считаю, что нравственный долг – это умение отвечать за свои поступки и желание исполнять то, за что ты взялся. Действительно, у каждого свои суждения по данному вопросу. Попробуем разобраться в смысле этого определения на примере данного текста и моем жизненном опыте.

18 стр., 8755 слов

Кто такой нравственный человек

... «Голос. Дети», считает, что нужно помогать тем, кто в этом нуждается. Инвалид, юный вокалист, музыкант всегда несёт людям Добро. Таким образом, можно заключить, что милосердие – основа ... сверстникам: «Будьте, пожалуйста, милосердны друг к другу!» /(131 слово) Милосердие Милосердие – это нравственное качество человека, в основе которого лежит желание прийти на помощь к нуждающемуся ...

Так мы видим, как жители города Омск услышали призыв, сдать кровь пострадавшему. Одному из них становится интересно, чем руководствовались люди, принявшие решение сделать это. Оказалось, что главной причиной стал нравственный долг. ( предложения17,18,19).При этом автор о. Итак ,каждый человек способен пожертвовать собою, даже не задумываясь о своей выгоде или о том, что он будет иметь с этого, то есть человек жертвует собой ради жизни другого , а это по-моему и есть наш нравственный долг.

И в моей жизни есть место для проявления нравственного долга. Так по воле судьбы я осталась без родителей и меня воспитывает бабушка. И я только сейчас осознаю, что это значит, поэтому сейчас мой нравственный долг – это помогать ей по дому, учиться не просто на «хорошо», а на «отлично». И пусть для кого-то это может быть просто словами, но я это делаю даже для того, чтобы бабушка была довольна.

Таким образом , я думаю, что нравственный долг –это то, что помогает человеку в определенный момент принять правильное решение, сопоставить этот выбор с совестью. Без этого наша жизнь невозможна, так как именно нравственный долг заключает в себе и моральные , и духовные связи, а ведь именно это отвечает за человечность в каждом из нас.

Вопрос:

Сочинение рассуждение по теме: «Что такое долг»

Ответы:

Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . «ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье» . «Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» . «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть» . И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества» . И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей) , то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира) , и для меня.

2 стр., 836 слов

Цитаты честь, честность, совесть, благородство

... на тему честь, честность, совесть, благородство Человека создаёт его сопротивление среде. (М. Горький) Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А. Чехов) Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее ...

Сочинение “Любовь и долг”

Произведение А. С. ПушкинА “Евгений Онегин” является своеобразной энциклопедией жизни общества 19 века, в котором нашли свое отражение политика, быт, нравы, обычаи, мода, меню ресторанов и многое другое. Но автор не мог обойти темы любви и долга. Критик В. Г. Белинский говорил о романе “Евгений Онегин”, как о “самом задушевном произведении поэта”. В этом произведении описываются чувства между родителями Татьяны, между Татьяной и Онегиным, сопоставляется любовь истинная и любовь поддельная. Для общества того времени были обыкновенными

браки, заключенные не по любви, а по сговору между родителями, расчету и множеству других причин.

1 стр., 442 слов

«Честь, долг, совесть в моем понимании» –

... когда хорошо сшитые пиджаки говорят о чести, совести и долге мне всегда вспоминается этот паренек. Вот именно так выглядит честь, долг, совесть в моем понимании. Если вам понравилось сочинение на тему «Честь, долг, совесть в моем понимании», то так же вам могут ...

Так, мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за Дмитрия Ларина: В то время был еще жених Ее супруг, но по неволе; Она вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле: Сей Грандисон был славный франт, Игрок и гвардии сержант. Поначалу мать Татьяны очень переживала это, даже “с супругом чуть не развелась”. Но через некоторое время чувства притупились, она смирилась и привыкла к новой жизни. Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством

занялась, Привыкла и довольна стала.

Пушкин относится к своей героине Татьяне трепетно и нежно. У нее открытое сердце, способное сочувствовать и любить. Поэт наделил ее светлой, легко ранимой душой. Неразрывно связанная с природой и дополняющая ее, Татьяна обладает тонкой натурой и поэтической душой.

Добрые и доверительные отношения с няней помогли ей поверить в предания глубокой старины. Татьяна отличается от других, она живет в своем романтическом мире. Пушкин пишет: “Ей рано нравились романы, они ей заменяли все… “. Для себя Татьяна Ларина создала себе образ мужчины, ее идеального героя.

И при встрече с Онегиным оно отождествляет с ним свой идеал. Открытые чувства Лариной не нашли отклика в душе Онегина. Они расстаются. Татьяна вышла замуж за нелюбимого человека. Вскоре она обрела покой в семейной жизни.

При встрече с Онегиным Татьяна ведет себя достойно и уверенно. Став богатой и известной дамой, Ларина не утратила своего богатого духовного мира, не сменила основные жизненные принципы: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура… Но семейный покой не значит счастье. Для Татьяны Лариной верность не пустое слово. Чувство долга перед мужем не продиктовано общественными правилами поведения.

Оно внутри Татьяны, тесно связано с ее натурой. В итоге Ларина отвергает ухаживания Онегина. В романе ПушкинА “Евгений Онегин” проблема любви и долга представлена в ее традиционном толковании. Она перекликается с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью.

Автор косвенно, через внутренние монологи персонажей хочет донести до читателя свою основную идею, которая заключается в том, что подлинные чувства человека не могут быть оценены посредством формальных критериев чести, они не должны оцениваться из-за обывательских предрассудков или “болтовни глупцов”.

Сочинение рассуждение по теме: «Что такое долг»

Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . «ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье» . «Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» . «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть» . И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества» . И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей) , то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира) , и для меня.

1 стр., 365 слов

Что такое честь, долг, совесть в моём понимании?

... если человек этих понятий не придерживается, то его называют «безнравственным». Главное – никогда таким ни стать, несмотря ни на что. Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Что такое честь, долг, совесть ... нам необходимо их вернуть. Так и в нравственном понятии, может быть долг перед страной, перед родными, перед детьми и так далее. Сейчас для меня важнее всего отдать долг своим родителям, то есть ...