Урок русского языка -рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс план-конспект по русскому языку (5 класс)

Сочинение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края

Урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле речи».

Подготовила учитель русского языка

Сацко Елена Ивановна

Тема: Сочинение-рассуждение

на лингвистическую тему в научном стиле речи .(Слайд № 1)

Образовательные цели: — углубить сведения о признаках научного стиля речи;

— закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;

— отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для

написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле

речи.

1. Речевая разминка . (слайд № 2)

Заявил наш Игорёк:

— По-морскому

Повар – кок!

И выходит,

Поварешка –

По-морскому

Кокорёшка.

Повариха – кокориха,

Поварята – кокорята.

Вот смешно, как

По — морскому

Получается, ребята. (С. Коган)

— Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.

— Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)

— Какой общий корень у этих слов? ( кок )

7 стр., 3377 слов

Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...

... и стрелочками – логичными вопросами. Напоминание: Научный стиль речи: примеры из книг Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен ... что нового», — вот еще устоявшиеся конструкции, которые не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей ...

— Что обозначает этот корень? ( Кок – это повар на морском судне)

— При помощи каких суффиксов образованы эти слова? ( При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,

-орят-).

— Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? ( Нет.) — Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.

2. Работа по теме.

1). Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:

1).

Что такое лингвистика ? ( это наука о языке)

2).

Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)

3).

Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).

4).

Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).

5).

Что вы можете рассказать о типе речи – рассуждении ? ( Текст отвечает на вопрос – ПОЧЕМУ?; в тексте много наречий, вводных слов # например, во-первых, таким образом, следовательно и др .; к тексту нельзя сделать рисунки-фотографии).

6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)

7).

Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).

2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова . Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.

3 стр., 1256 слов

Конспект по развитию речи «Человек — часть природы»

... печатается в российских учебниках как единственно верная. Согласно теории Дарвина человек выделился из ... в процессе его жизни в социуме формируются свои особенности характера — личные качества, отражающие отношение человека ... к ЕГЭ Влияние человека на природу С тех пор, как человек смог создавать ... помощью которых можно составить психологический портрет личности.Одни черты характера формируются еще в ...

(Слайд № 4)

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).

Запись: Кол я – кол ет ( не являются однокоренными словами);

тон ет – у тон уть (однокоренные слова).

-Определите корень в следующих словах: клич ка – клик ать – вос клиц ать. (Слайд № 5)

— С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц ) запись.

( Слайд №6)

3) . — При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)

Вашему вниманию представляю отрывок из стихотворения Э. Успенского « Жил-был слоненок». Какие знакомые приставки и суффиксы встречаются в этом стихотворении?

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слонёнок,

А может, не слонёнок,

А может, поросёнок,

А может, крокодил.

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу,

А может, и не сразу,

Уселся на скамеечку

и громко заревел. (Слайд № 7)

2 стр., 997 слов

Тип речи — рассуждение. Вводная часть сочинения-рассуждения

... слайд подчеркивание нужного фрагмента текста). Задание 1. Прочитайте отрывки из сочинений школьников, определите, какой способ использован автором для подступа к ... проблемами? Перечислите, пожалуйста. Проблема и трудность: слова синонимы или разные понятия? В чем ... вступительную часть сочинения-рассуждения». Из каких элементов состоит любой тест? (Начало (введение), середина (основная часть) и ...

Например:

Суффиксы -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;

-н- : зимним, летним, чудным, длинным;

— л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;

Приставки по- : погулять, почитать, поспать;

за- : заблудился, заснул, закончил;

у- : уселся, упал, уронил.

Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУ МРАК, ЖИ ЗНЬ , БОЛЕ ЗНЬ , МЕЛ ЮЗГ А, МЕТ Л А. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)

4). Для чего в слове нужно окончание ?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).

Назовите окончания в следующих словах из стихотворения Э. Успенского «Жил-был слоненок»:

ОГРОМН ОМ , ЗООПАРК Е , ЖИЛ , КРОКОДИЛ , ПОГУЛЯ ТЬ , ЗАБЛУДИЛ СЯ. (Слайд № 9).

— Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)

-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

— Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.

2 стр., 741 слов

Мини клише для сочинений. Часть

... раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его ... проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях. Алгоритм работы над сочинением. 1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос. 2 абзац. ...

3. Работа над сочинением.

1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)

Лингвистика –

это наука о языке.

Рассуждение –

это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.

Сочинение

на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.

— Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)

1. Тезис

2. Доказательство.

3. Вывод.

— Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.

2). Теперь мы должны подумать, что мы напишем в каждой части нашего сочинения. Я вам даю более узкую тему, например «Значимая часть слова корень». Докажите, что корень – это главная значимая часть слова.

— Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)

ТЕЗИС.

Корень – это главная значимая часть слова.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Во-первых, в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Например, слова «тонет» и «утонуть» имеют один корень «тон» и общее лексическое значение. Они однокоренные. Во-вторых, они очень интересны для изучения . Например, слова «кликать» и «кличка» тоже являются родственными , но у них в корне мы наблюдаем чередование звуков к//ч.

ВЫВОД.

Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.

3). – Несколько дней назад я давала индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Значимая часть слова суффикс». Прослушаем, как ученик справился с заданием.

Пример: Суффикс – это значимая часть слова.

Во-первых, суффикс служит для образования новых слов. Например, при помощи суффиксов -Н- и –НИК- образованы слова от корня –ЛЕС- («лесной», «лесник»).

Во-вторых, суффикс вносит в слово новые значения. Например, суффикс –ЕНЬК- является уменьшительно-ласкательным («беленький», «маленький»).

Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.

2 стр., 880 слов

Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...

... часть. Например, в следующей теме описание составит основу всего сочинения: Портретная характеристика Печорина. А в следующей теме описание является составной частью: ... для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет. Повествование описывает последовательные действия, рассказывает ... прерывает развитие текста. Так же принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора ...

4. Домашнее задание.

– Используя материал классной работы, используя упражнения в разделе «Морфемика. Словообразование» напишите сочинение на тему « Значимая часть слова приставка».

(Слайд № 13)

5. Итоги урока.

— Какое сочинение вы дома будете писать?

— Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)

— Из каких частей должно состоять ваше сочинение?

— Что вам необходимо знать, чтобы написать сочинение «Значимая часть слова приставка»?

Выставление оценок за урок.