Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края
Урок русского языка в 5 классе
по теме:
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле речи».
Подготовила учитель русского языка
Сацко Елена Ивановна
Тема: Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему в научном стиле речи .(Слайд № 1)
Образовательные цели: — углубить сведения о признаках научного стиля речи;
— закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;
— отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для
написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле
речи.
1. Речевая разминка . (слайд № 2)
Заявил наш Игорёк:
— По-морскому
Повар – кок!
И выходит,
Поварешка –
По-морскому
Кокорёшка.
Повариха – кокориха,
Поварята – кокорята.
Вот смешно, как
По — морскому
Получается, ребята. (С. Коган)
— Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.
— Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)
— Какой общий корень у этих слов? ( кок )
Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...
... и стрелочками – логичными вопросами. Напоминание: Научный стиль речи: примеры из книг Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен ... что нового», — вот еще устоявшиеся конструкции, которые не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей ...
— Что обозначает этот корень? ( Кок – это повар на морском судне)
— При помощи каких суффиксов образованы эти слова? ( При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,
-орят-).
— Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? ( Нет.) — Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.
2. Работа по теме.
1). — Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:
1).
Что такое лингвистика ? ( это наука о языке)
2).
Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)
3).
Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).
4).
Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).
5).
Что вы можете рассказать о типе речи – рассуждении ? ( Текст отвечает на вопрос – ПОЧЕМУ?; в тексте много наречий, вводных слов # например, во-первых, таким образом, следовательно и др .; к тексту нельзя сделать рисунки-фотографии).
6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)
7).
Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).
2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова . Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.
Конспект по развитию речи «Человек — часть природы»
... печатается в российских учебниках как единственно верная. Согласно теории Дарвина человек выделился из ... в процессе его жизни в социуме формируются свои особенности характера — личные качества, отражающие отношение человека ... к ЕГЭ Влияние человека на природу С тех пор, как человек смог создавать ... помощью которых можно составить психологический портрет личности.Одни черты характера формируются еще в ...
(Слайд № 4)
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).
Запись: Кол я – кол ет ( не являются однокоренными словами);
тон ет – у тон уть (однокоренные слова).
-Определите корень в следующих словах: клич ка – клик ать – вос клиц ать. (Слайд № 5)
— С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц ) – запись.
( Слайд №6)
3) . — При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)
— Вашему вниманию представляю отрывок из стихотворения Э. Успенского « Жил-был слоненок». Какие знакомые приставки и суффиксы встречаются в этом стихотворении?
В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слонёнок,
А может, не слонёнок,
А может, поросёнок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
и громко заревел. (Слайд № 7)
Тип речи — рассуждение. Вводная часть сочинения-рассуждения
... слайд подчеркивание нужного фрагмента текста). Задание 1. Прочитайте отрывки из сочинений школьников, определите, какой способ использован автором для подступа к ... проблемами? Перечислите, пожалуйста. Проблема и трудность: слова синонимы или разные понятия? В чем ... пишут вступительную часть сочинения-рассуждения, воспользовавшись одним из способов). 6) Презентация вступлений к сочинениям-рассуждениям. ( ...
Например:
Суффиксы -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;
-н- : зимним, летним, чудным, длинным;
— л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;
Приставки по- : погулять, почитать, поспать;
за- : заблудился, заснул, закончил;
у- : уселся, упал, уронил.
— Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУ МРАК, ЖИ ЗНЬ , БОЛЕ ЗНЬ , МЕЛ ЮЗГ А, МЕТ Л А. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)
4). — Для чего в слове нужно окончание ?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).
— Назовите окончания в следующих словах из стихотворения Э. Успенского «Жил-был слоненок»:
ОГРОМН ОМ , ЗООПАРК Е , ЖИЛ , КРОКОДИЛ , ПОГУЛЯ ТЬ , ЗАБЛУДИЛ СЯ. (Слайд № 9).
— Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)
-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
— Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.
Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...
Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина ...
3. Работа над сочинением.
1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)
Лингвистика –
это наука о языке.
Рассуждение –
это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.
Сочинение
на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.
— Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)
1. Тезис
2. Доказательство.
3. Вывод.
— Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.
2). – Теперь мы должны подумать, что мы напишем в каждой части нашего сочинения. Я вам даю более узкую тему, например «Значимая часть слова корень». Докажите, что корень – это главная значимая часть слова.
— Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)
ТЕЗИС.
Корень – это главная значимая часть слова.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
Во-первых, в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Например, слова «тонет» и «утонуть» имеют один корень «тон» и общее лексическое значение. Они однокоренные. Во-вторых, они очень интересны для изучения . Например, слова «кликать» и «кличка» тоже являются родственными , но у них в корне мы наблюдаем чередование звуков к//ч.
ВЫВОД.
Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.
3). – Несколько дней назад я давала индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Значимая часть слова суффикс». Прослушаем, как ученик справился с заданием.
Пример: Суффикс – это значимая часть слова.
Во-первых, суффикс служит для образования новых слов. Например, при помощи суффиксов -Н- и –НИК- образованы слова от корня –ЛЕС- («лесной», «лесник»).
Во-вторых, суффикс вносит в слово новые значения. Например, суффикс –ЕНЬК- является уменьшительно-ласкательным («беленький», «маленький»).
Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.
4. Домашнее задание.
Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения «Вещь, ...
... вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения. Начало сочинения Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое ... слову мастерица? (Работаем со словарем синонимов). Какие наречия использует автор текста для описания работы? Построение текста-рассуждения Как строится текст-рассуждение? ... Вывод У текста типа рассуждения есть еще одна смысловая часть – вывод. Выводы каждый ...
– Используя материал классной работы, используя упражнения в разделе «Морфемика. Словообразование» напишите сочинение на тему « Значимая часть слова приставка».
(Слайд № 13)
5. Итоги урока.
— Какое сочинение вы дома будете писать?
— Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)
— Из каких частей должно состоять ваше сочинение?
— Что вам необходимо знать, чтобы написать сочинение «Значимая часть слова приставка»?
Выставление оценок за урок.