Контрольное на лингвистическую тему

Урок 20-21 Контрольное сочинение на лингвистическую тему. Цель: знакомство со структурой сочинения на лингвистическую тему, формулировками заданий 15.1, составление пошаговой инструкции к написанию сочинения, знакомство с клише, составление плана сочинения.

Ход урока.

Оргмомент. Мотивация к действию. Знакомство с формулировкой задания15.1

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке. ( см приложение 1): речь, , морфология , грамматика, синтаксис, средства художественной выразительности, лексика и фразеология, стилистика, морфемика .

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.

Как сформулировано задание 15.1? Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению.

Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

Внимательно прочитайте задание.

Контрольное на лингвистическую тему 1

Анализ текста

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру

в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая

Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что

ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –

сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что

он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».

(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после

29 стр., 14427 слов

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ. методическая ...

... не владеют элементар- ными навыками написания сочинений и нуждаются в помощи ... сочинениям; определение типов сочинений ( по содержанию,по источнику по- лучения материала, по жанру ,объёму ,месту и способу выполне - ния , по наличию или отсутствию дополнительных заданий, ... скажет пустого,рыбьего слова. Всё в нём воспротивится стандарту,поверх- ностному,пустому штампу». Работа над сочинением ...

его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым

недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень

дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и

передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно

достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы,

шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их

вам? – почти весело удивилась она.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг

вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась,

каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей

не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не

понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна

ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно

сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,

чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор

сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением

сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое

3 стр., 1147 слов

По роману Анна Каренина

... исходу, ибо семья в жизни должна быть на первом месте! По роману Анна Каренина Несколько интересных сочинений Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются ... Алексей Вронский, Кити и её муж Левин. Особое внимание заслуживает героиня романа — Анна Каренина, на долю которой выпало большое количество тяжких терзаний. У неё была семья, ...

устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны

Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была

сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула

с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и

фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,

но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,

погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её

слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и

оглохла не только она, но и её душа…

4. Основные требования к сочинению. НЕОБХОДИМО:

1. раскрыть смысл высказывания, т. е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ:

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

5. Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

Шаг 3. Составляем план сочинения Предлагаю 3 варианта.

План 1

1. Объясняем смысл высказывания. 2. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 3. Делаем вывод.

План 2

1. Цитируем высказывание. 2. Объясняем смысл высказывания. 3. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 4. Делаем вывод.

14 стр., 6731 слов

Кинематографичность текстов Дмитрия Глуховского на примере романа ...

... и литературы. В своей работе я попыталась выявить кинематографичности художественных текстов на примере романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Так ... не автор одного произведения. В итоге Глуховский написал роман-метафору, мистификацию, по словам автора, замаскированную под триллер. Так ... текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших ...

План 3

1. Цитируем высказывание. 2. Приводим пример №1 из прочитанного текста. 3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

! Помните о том, что каждый пункт плана — это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении — 3.

За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Пишем сочинение по плану.

Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.

сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола «сказал» можно употребить другие: утверждал, рассуждал, отмечал, считал и т. д.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б. Васильева.

или: Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

или: В высказывании моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…

Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

35 стр., 17430 слов

Способы перевода терминов с английского языка на русский (на ...

... об особенностях терминов, определить место терминологии в системе языка. 2. Выделить характерные черты экономической терминологии. 3. Проанализировать основные приемы перевода терминов. 4. Выявить трудности, возникающие в процессе перевода терминов. 5. Классифицировать трудности перевода терминов, ...

6. Знакомство с критериями оценивания примеров-аргументов:

Контрольное на лингвистическую тему 2

Контрольное на лингвистическую тему 3

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;

примеры должны быть из прочитанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например: Аргумент 1.

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение).

Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный (названо языковое явление), т. е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение).

Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1(приведен пример из текста).

Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса — ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т. д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, …

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что…

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что…

и т. д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

6 стр., 2986 слов

Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение

... «В чем секрет русского языка», «Русского слова» и «Почему я люблю русский язык?» Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему: «Великий и могучий русский язык». русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих ...

7. Примерный образец экзаменационного сочинения:

Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный, т. е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса — ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

3) Написание сочинения на лингвистическую тему.

1. анализ содержания текста

(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять. (7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8) Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

– (14) Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

– (15) Нет! – хрипел друг. (16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21) Скажи ей, что я её любил.

3 стр., 1213 слов

Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение

... Популярные сегодня темы Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется ... выражениями. Сохранится ли наш язык через двести лет таким же богатым, зависит только от наших потомков. 6, 7, 8, 9 класс Также читают: Картинка к сочинению Богатый русский язык ...

(22) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до .

(27) Зачем он рассказал им про мой привет? (28) Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29) А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30) Не знаю!

(31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32) Но я до сих пор не знаю: спас он меня или предал.

(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34) И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет, я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки».

(По М. Худякову)

— Какова тема этого текста?

  • Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?

— Актуальны ли они в наше время?

— Какова авторская позиция?

Жизнь, как человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство. Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека. Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим. Многие черты характера закладываются в детстве, и большое влияние оказывают отношения, которые устанавливаются со сверстниками. Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.

— О чём автор нас заставляет задуматься?

— А писать сочинение мы будем писать на следующую тему: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». .

— Через какие языковые средства раскрывает тему и главную проблему текста?

Шаг 1: Знакомимся с высказыванием

  • Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2: Определяем основную мысль высказывания

— Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

3 стр., 1268 слов

Мой родной язык (русский)

... усовершенствований далеко не ушёл и русский язык. Я смело могу заявить, что я горжусь моим родным языком - русским языком! Сочинение на тему Русский язык - мой родной язык Свой родной язык мы слышим с момента своего ... речь, доносить свою мысль, и у всех народов он разный. Где-то говорят на индийском, а где-то - на русском. И как раз таки русский язык - мой родной язык. Русский язык мне очень ...

— О каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании?

(О богатстве, точности русской речи, выразительности).

(О роли в русском языке эпитетов, метафор, сравнений и т. п.)

Шаг 3: Оформляем вступление

— Во вступлении необходимо:

сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель утверждал, что русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Я полностью согласен с автором высказывания.

или:

В высказывании моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения автора.

Мне кажется, писатель считал, что наш родной язык имеет в своем арсенале богатейшие средства для выражения того, что чувствует человек и о чем он думает. Обратимся к тексту

Не могу не согласиться с высказыванием известного русского писателя , утверждавшего, что «русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Несомненно, наш родной язык отличается разнообразием синонимов, антонимов, , слов, используемых в переносном значении, называемых тропами. Все они нужны художнику слова для наглядности, яркости изображения тех или иных предметов, явлений, ощущений и мыслей.

— Проверка написанных учащимися вступлений.

Шаг 4: Пишем основную часть

— Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста… Обратимся к тексту Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм «по спине пробегают мурашки» из этого предложения. Шаг 5: Пишем заключение — В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Пример вывода к сочинению: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной.

14 стр., 6656 слов

Значение русского литературного языка

... выражения. Норма языка -- это общепринятое употребление языковых средств, правила, определяющие образцовое использование. Мне близка проблема охраны литературного языка и его норм, ... языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращаются в школах и вузах преподавание на русском языке и само изучение русского языка. Перестают издавать на русском языке ... свои мысли, а другому ...

Пример сочинения 1:

писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем. Обратимся к тексту Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм « по спине пробегают мурашки» из этого предложения. Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной. (97 слов) Пример сочинения 2: В высказывании моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения автора. Докажем эту мысль на примерах текста Худякова. В предложении 12 имя существительное в «с ужасом» является ярким сравнением, передающим боль физическую, показывающим состояние героя в тот момент, когда он поранился осколком бутылки. А в предложении 32 автор использует прием противопоставления «спас-предал», который позволяет более точно выразить мысль, раскрыть душевное состояние героя, который, спустя годы, не может разобраться в собственных чувствах, ведь душевная рана до сих пор свежа. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

4) Рефлексия.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по тексту Худякова.

Контрольное на лингвистическую тему 4