Рассуждение на лингвистическую тему. (Задание 15.1)

Сочинение

1.

Задание 15.1. Сочинениерассуждение на лингвистическую

тему.

В задании 15.1 предлагается

прокомментировать слова известного

учёного-лингвиста, писателя или

публициста

о

русском

языке.

Основная задача — раскрыть смысл

высказывания,

опираясь

на

конкретный языковой материал.

2.

Языковые явления

лексические явления (слова и

словосочетания: антонимы,

синонимы, многозначные слова,

фразеологизмы, окрашенные слова)

грамматические явления

(синтаксис и пунктуация:

восклицательные и вопросительные

предложения, однородные члены,

обособленные члены)

3.

Композиция сочинения-рассуждения на

лингвистическую тему

Рассуждение о смысле высказывания

1 пример языкового явления и его роль в

тексте

2 пример языкового явления и его роль в

тексте

Вывод

4.

Клише

Типовые конструкции для вступления

Автор пишет о ….

В высказывании … говорится о ….

Как отмечает …

Бесспорно мнение автора о том, что…

Я полностью согласен с тем, что …

Попробуем разобраться в смысле этого

высказывания.

Попробуем доказать эту мысль

примером из текста.

5.

Типовые конструкции для аргументации

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к

предложению №…

Проиллюстрировать названное языковое

явление можно на примере предложения …

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение … В нём

использовано такое лексическое/

грамматическое явление, как …

6.

Типовые конструкции для заключения

Таким образом…

Итак, …

Как видим, …

Нам удалось доказать, что …

В результате рассуждения мы пришли к

выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным

6 стр., 2598 слов

Вводные слова в русском языке. Примеры предложений

... ­лась туда зале­теть (Паустовский). 4. Порядок мыс­лей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, зна­чит, ... ­ще­го к сооб­ща­е­мо­му. Определение Вводные сло­ва Как и чем выражаются вводные слова? Вводные сло­ва в рус­ском язы­ке могут быть ... ­да­ми по зна­че­нию. Значение Вводные ком­по­нен­ты Примеры 1. Оценка сооб­ща­е­мо­го с точ­ки зре­ния досто­вер ...

доказательством того, что…

7.

Шаг 1. Работаем с цитатой.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а

для воплощения и передачи той мысли, того

чувства, той доли истины или вдохновения,

которыми он обладает, другим людям».

выделяем ключевые слова

Слово дано человеку для воплощения и передачи

мысли или чувства другим людям.

формулируем проблему

Зачем человеку даны слово, речь?

8.

Шаг 2. Работаем с текстом.

Языковые средства, передающие мысли и чувства.

предположение

вопросительные

предложения

неуверенность

восклицательные

предложения

удивление

междометия

отчаяние

восторг

гнев

образно-выразительные средства

9.

Шаг 3. Пишем сочинение.

Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над

высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что

основная задача человеческой речи — передавать окружающим

мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из

текста.

Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют

передать читателю все сложные чувства героини, в которых

смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.

С помощью риторических вопросов (предложения 26-28)

автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует

на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни

что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?

Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко:

слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на

человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и

чувства.

10.

Совет №1. Используйте синонимы.

Синонимы, которые помогут избежать повторов

автор цитаты, автор высказывания, лингвист,

учёный, языковед, филолог

утверждает, полагает, считает, пишет,

рассуждает

высказывание, цитата, мысль, утверждение,

суждение, мнение, слова

справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

11.

Совет №2. Избегайте общих фраз.

С помощью антонимов

«белый»

автор

противопоставление.

«чёрный» и

выражает

КАКОЕ?

Говоря о «белых ночах» и «чёрных днях

блокады», автор с помощью антонимов

противопоставляет

мирную

жизнь

Ленинграда ужасам войны.

12.

Совет №3. Ищите подсказки в цитате.

Если в цитате упоминается СЛОВО, следует

писать о лексических явлениях, если автор

говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ, то следует искать

синтаксические явления.

***

«Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском

языке, являясь ярким выразительным средством

грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать

предмет и выразить отношение к нему автора».

«Однородные члены предложения могут придавать речи

повествовательную

плавность

или,

наоборот,

энергичность».

13.

Нельзя!

просто цитировать высказывание

5 стр., 2098 слов

Роль эмоций и чувств в жизни человека

... И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА эмоция чувство переживание восприятие В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ... устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая ...

приводя примеры, переносить

нумерацию со скобками:

В тексте: (11) Смешно сказать!

В сочинении: Предложение 11 является

восклицательным.

в качестве примера приводить языковые

явления, которые не упоминаются в

высказывании

14.

1. «Вернейший способ узнать человека – его

умственное развитие, его моральный облик,

его характер – прислушаться к тому, как он

говорит».

2. «Графика тоже может служить средством

выражения дополнительных смыслов и

использоваться как стилистический приём

выразительного оформления текста».

3. «Писатель умеет находить такой ритм,

такой словарь, такие сочетания слов,

которые вызвали бы нужные эмоции, нужное

15.

4. «Язык, по самой природе своей, есть орудие

общения».

5. «Фразеологизмы косвенно отражают

воззрения народа, общественный строй,

идеологию своей эпохи».

6. «Многоточие изображает, должно быть,

следы на цыпочках ушедших слов…»

7. «Словарь языка свидетельствует, о чём

думают люди, а грамматика – как они

думают».