Конспект по русскому языку » Подготовка к сочинению-рассуждению » (11 класс)

Сочинение

План — конспект урока

в 11 классе

Тема. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально-этическую тему., Ф.Искандер «Мы живем в век кризиса мировой совести»

Цели урока:

  1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;

  2. совершенствование навыков анализа текста;

  3. формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.

Задачи:

— научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

— аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной проблеме.

Оборудование:

исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентация.

Ход урока

1.Вспоминаем, что такое сочинение-рассуждение

Для работы над текстом можно предложить примерный план сочинения-рассуждения по заданному тексту:

  1. Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста.

  2. Основная часть. Доказательство.1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст. 2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме. 3) Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией. Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника)

  3. Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы.

2 . Читаем текст Ф.Искандера Что такое совесть?

5 стр., 2016 слов

Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс

... сочинения-рассуждения. Учиться работать по алгоритму написания рассуждения. Устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы. Обсудить языковые особенности текста-рассуждения. Применять клише (скрепы) для написания рассуждения. Ход урока ... -либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? ( ...

Это свойство человека, который поступает по-человечески, серьезно задумывается над своими словами и поступками, которому стыдно поступать плохо.

3.Работа с текстом

Учитель. Анализ вступительной части.

Искандер Ф. в своем тексте проводит читателя через размышления о совести, о совести отдельно взятого государства и отдельного человека. Автор использует многочисленные книжные слова – «порабощенные», «происхождение», «цивилизованности»; метафоры – «свойство души», «тормозов совести». Для яркого описания совести он находит особые эпитеты – «утонченной», «возмущенной».

Анализ проблемы текста.

Совесть, по мнению писателя, — «высшее свойство человеческой души». Ф. Искандер не согласен, что совесть – архаический предрассудок и что она имеет классовый или расовый характер..

От чего зависит честность? Может быть, от степени цивилизованности человека? Отрицая этот факт, автор приводит пример про абхазских старушек, живущих «по законам самой утонченной совести». Автор предлагает представить мир без честности. Якобы все плохие поступки будут караться законом. Он уверен в необходимости совести и в том, что она нужна всегда. Можно ли воспитать совесть? Сначала писатель утверждает такую мысль: она дается от рождения. У большинства совесть все-таки выражена , пусть у многих – слабо. А втор приводит пример с человеком со слабо выраженной честностью, который попадает в коллектив, где преобладают совестливые отношения. Не всегда у человека это получается, соблазнов много, но он вынужден поступать по совест и.

Собственная позиция учителя и ученика

Мы согласны с доводами автора. Аргументы.

Высказывания о совести известных людей. Смотреть презентацию.

Заключительная часть сочинения

Итак, я думаю, что каждый должен стремиться быть совестливым. От этого зависит наша дальнейшая жизнь .

План сочинения

Композиция сочинения

1.

2.

значение для её раскрытия (1 б).

3.

значение для её раскрытия (1 б.)

4.

5.

6.

7.

4. Этап рефлексии

1.

На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

5 стр., 2345 слов

Напишите сочинение рассуждение совесть это безмолвный подсказчик

... кому как ни нам поступать по совести подавая пример остальным? Сочинение №3 Совесть – это внутренний человеческий компас, который позволяет правильно ... это останется на его совести. 2 вариант Часто мы слышим выражение: «да у него же нет совести!», но не каждый задумывается над тем, ... того, что у человека есть совесть и она полноценно работает. Моральный уровень человека зависит от поступков, которые ...

находитесь вы после сегодняшнего урока?

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется

дополнительная практическая тренировка.

3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

находитесь вы после сегодняшнего урока?

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется

дополнительная практическая тренировка.

3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

находитесь вы после сегодняшнего урока?

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется

дополнительная практическая тренировка.

3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

2.На каком вы уровне готовности к сочинению:

— могу написать сочинение самостоятельно,

— напишу, но присутствуют затруднения, требуются дополнительные источники информации

— надеюсь, что с работой справлюсь.

Мы еще раз повторили теорию подготовки к сочинению.

7 стр., 3108 слов

Без мук. Книга о том, как научиться писать сочинения

... они «физики», а не «лирики»). Однако, в школе этому не учат: не учат тому, КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ в самом ... только одно пособие, предназначенное для того, чтобы самостоятельно научиться писать сочинение (А.Б.Есин. Как самостоятельно написать сочинение. – М.: Экзамен, 2006). Открыв его, ... неподписанный Вот почему мои ученики – независимо от уровня уважения к себе – никогда не списывают: потому ...

IX

Написать сочинение

Написать сочинение-рассуждение.

Мы можем находить основную проблему, делать комментарии к проблеме

На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

находитесь вы после сегодняшнего урока?

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется

дополнительная практическая тренировка.

3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлю

Написать сочинение