Урок русского языка. Развитие речи. 3 класс.
Тема: Сочинение-описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.
“Мой ласковый и нежный зверь”
Цель: учить описывать животных, раскрыть особенности сочинения – описания с элементами повествования.
Задачи:
развивать способность наблюдать живое.
воспитывать внимательное отношение к домашнему животному;
- работать над формированием умения понимать детьми, что такое художественный текст, учить использовать сравнения и эпитеты в речи.
На протяжении нескольких дней дети собирали материал о кошках, приносили фото своих питомцев, вырезки из журналов, наблюдали за их поведением и повадками, делали записи. Поэтому дети знали о предстоящей работе.
На уроке используется мультимедиа.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИНТРИГА.
- Ребята! Прочтите слово, записанное на доске (зверь).
Подберите ассоциации к этому слову.
Зверь какой?…
А о ком пойдёт речь
на сегодняшнем уроке? Слайд №1
Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.
слайд №2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Такая ли она – кошка? А какая?
Конечно, люди так и называют кошку:
Мой ласковый и нежный зверь
Итак, речь пойдёт о кошках.
Предки её появились на земле довольно давно, более 20 млн. лет назад и постепенно распространились по свету. Но вернёмся к загадке Слайд №5
Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.
Как догадались, что это кошка?
А что это за два яхонта под шапкой?
Действительно, Я
·хонт одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Соответственно красным яхонтом называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим сапфир.
Слайд №6
Что сравнивается в загадке с яхонтами? Почему?
Какое ещё сравнение имеется в загадке?
Загадка загадана в виде — описания или повествования? Докажите.
Пород домашних кошек очень много, ознакомимся с ними и определим , как рекламируют породу владельцы животных. Пользуясь приёмами описания или повествования.Слайд №7
Русские голубые кошки необычайно красивы. Сочетание серебристо-голубой шерсти с изумрудно-зелеными глазами и мудрым взглядом создает изумительный имидж милым ласковым кошкам.
Урок русского языка » загадок»
... брать в букет не стоит Украшение лесное – Ландыш, – он красив на вид. Но, представьте, – ядовит! Сочинение загадок про ландыш. Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. ... главных признаков этого растения. Ребята, как же устроена загадка? Слайд 4, "Как устроена загадка". III. Упражнения в сочинении загадок. Слайд 5, картинка ландыша. Редактирование текста (текст у детей на листках). ...
Слайд №8
Абиссинская кошка
Абиссинская кошка — верный и преданный друг, помошник во всех делах. Что бы Вы не делали, кошка обязательно будет находиться рядом, стараясь принять участие в происходящем.
Слайд «№9
Сиамская кошка на вид стройная и изящная во всех отношениях. Она умна и ласкова. Она постоянно будет забавлять вас своими проделками.
Слайд «№10
Персидский кот
Экзотическая шубка уникальна в этой породе и придает им мягкий, округленный, плюшевый облик.
Персы спокойно и настойчиво просят обратить ваше внимание на них: они сидят около вас и пристально глядят в ваши глаза, в которых отражена их преданность.
2. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.
- Что прежде всего рекламируют нам хозяева этих кошек? Для чего они это делают?
На сегодняшнем уроке мы заканчиваем подготовку и напишем сочинение — описание кошки на основе личных впечатлений (Тема урока на слайде № 10).
слайде № 11).
Проблемы:
Что значит- на основе личных впечатлений?
Что значит- с элементами описания?
На предыдущих уроках вы рассказывали о своих питомцах, в течение некоторого времени более внимательно наблюдали за их жизнью, изучали повадки, подбирали словосочетания, помогающие передать внешний вид животного и его характер.
Какой стиль сочинения- научный или художественный поможет передать ваше отношение к животному?
- Кроме того, не надо забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле. Какова задача художественного стиля? (Изобразить словами предмет и передать своё отношение)
- Текст живой, яркий, эмоциональный, его интересно читать.
Вспомним некоторые приёмы-средства художественной выразительности, которые нам помогут выразить своё отношение к домашнему любимцу и красочно, художественно его описать. слайде № 12
Кот Кошка———— Котик котёнок
- кошечка
Что помогло отразить добрые чувства?
слайде № 13
Сравнения
- похож на.
- , как.
- , словно.
Физ. минутка для глаз
3. РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Работа в группах
Класс поделен на 4 группы. Каждой группе одновременно даётся задание. При проверке на экране появляется слайд с заданием, и весь класс принимает участие в обсуждении выполненной работы.
1 группа (слайд № 14)
- Какую ошибку допустил ученик в построении текста. Исправьте её.
У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыжая мордочка, розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик. слайд № 15)
2 группа (слайд № 16)
- Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?
У меня есть кот Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его не потому что пожалел, а для того, чтобы он ловил мышей, которые развелись уже до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот.
Описание кошки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс
... про животных и моей кошке тоже. Я очень люблю свою кошку. Мышка, для меня не просто питомец, она мой лучший друг. Описание 2 Кошки ... со стороны питомцев. ` Описание кошки Популярные сочинения Что такое доброта ... при этом ее поглаживают по спине. Иногда она ... кошка Алиса появилась у нас совсем недавно. Она имеет яркий рыжий окрас, очень умная и хитрая. Алиса умудрилась найти общий язык со старшими котами, ...
3 группа (слайд № 17)
Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?
У меня есть котёнок Васька. У него красивые глазки, носик, ушки. У него длинная шерсть. Я люблю своего Ваську.
Общая работа (слайд № 18)
Оживи текст, используя сравнения.
У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как Шерсть мягкая, мягкая, словно Носик розовый и похож на На лапках будто надеты Сам он напоминает , поэтому его так назвали.
Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
И чтобы не сделать орфографических ошибок, необходимо быть очень внимательным к словам.
Орфографическая подготовка: На доске
Определите вид орфограммы и подберите проверочное слово
Котёнок
Хвост
Пушистый
Глазки
Какие ещё орфограммы могут встретится?
ИТОГ.
Подведём итог.
Какова цель сегодняшней работы?
- Определим план сочинения.
- С чего начнёте работу? (интересное эмоциональное начало)
слайд № 20
Примерный план сочинения
5. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.
(ответы детей: страшный, хищный, злой, свирепый).Учитель записывает их на доске в ряд
Это кошка.
Ласковая, красивая, пушистая.
По описанию- мохнатенька , четыре лапки..
Варианты ответов
Глаза, потому что сверкают в темноте..
Голова- шапка
В загадке описывается внешний вид кошки.-значит это описание.
Это текст-описание
Много эпитетов- красивы. серебристо-голубой изумрудно-зелеными глазами
В тексте рассказывается о её повадках.
Это описание и повадок и внешнего вида.
Это описание.
Это описание повадок животного.
Хозяева этих кошек описывают их внешний вид.
Чтобы мы их представили.
Каждый напишет о своей кошке, о своих впечатлениях
Суффиксы
Дети подбирают подходящие конструкции
Выполняют физминутку
Работают в группах
Ошибка –повтор
Ошибка –не описание, а повествование
Нет средств выразительности
Дети предлагают свои варианты сравнений.
Слайд 19
Дети определяют тип орфограммы и при необходимости подбирают проверочное слово
Заглавная буква в начале предложения, в кличках животных.
(Посредством слова передать красоту, индивидуальность кошки, свою любовь к животному.)
Кличка кошки, порода.
Внешний вид:
общий вид, окрас
голова, мордочка (глаза, уши, нос)
туловище (размер, шерсть)
Сочинение как котенок мурзик подружился с одежной щеткой
... то с клубочком или бантиком. Снежок у меня замечательный и я его люблю. Сочинение мое любимое животное - котенок. У меня есть маленький комочек шерсти. Этот ... гладила он был такой мягкий и пушистый. Но вот встал вопрос, как его назвать. Я очень долго думала и выбрала кличку снежок. ... так назвала, потому что он был такой же белый и пушистый как снег. Мой любимый Снежок всегда со мной рядом, когда я ...
хвост, лапы
Особые приметы. Повадки, характер.
Моё отношение к кошке.
- НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.