Урок русского языка в 5–7-м классе. -этюд «Тайна ракушки»

Сочинение

Разделы:

Цель урока:

  1. Научить описывать ракушку.
  2. Обогащать активный словарный запас школьников.
  3. Учить правильно сочетать слова, уместно употреблять их в речи, стилистически оправданно использовать грамматические средства языка.
  4. Учить логически связанно излагать мысли, подчинять выразительные средства языка основному замыслу автора работы.
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты, внимательное отношение к окружающей среде.
  6. Развивать способность наблюдать за предметом.

Оборудование:

1. Вступительное слово учителя

(включается аудиозапись с шумом моря)

«Если ты прижмёшь раковину к уху… то услышишь гул. Я не могу тебе объяснить, почему это происходит. И никто тебе этого не объяснит. Это тайна. Всё, что человек не может понять, называется тайной». Это слова известного писателя К.Г. Паустовского. Многих людей привлекают раковины, эти удивительные создания природы, полные тайн и загадок. Очень образно назвал К. Паустовский ракушки: «Окаменевшая пена нежнейшего розового цвета» (СЛАЙД 2)

Учитель даёт определение слова «этюд» – словесная зарисовка с натуры. (СЛАЙД 3)

Учитель совместно с ребятами анализирует эпиграфы.

(СЛАЙД 4)

Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, цветы и травы, не подозревая о совершенстве их строения, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы нам опыт во всех областях жизни.

К.Г. Паустовский «Чёрное море»

Есть что-то неописуемо волнующее в неумоляемом рокоте, который доносится из глубин приложенной к уху морской раковины, он сулит тайны.

Поль Зал «Скульптуры моря»

Так будьте же подобны природе: творите прекрасные, удивительные вещи с бороздками или витками, пёстрые, прозрачные. Чем больше вы будете творить, тем ближе вы будете к природе.

2. Беседа о ракушке.

  • Что вам известно о ракушках?
  • Каково её происхождение?
  • Есть ли ракушки дома, при каких обстоятельствах появились?

3. Сообщение учащихся о происхождении раковин.

13 стр., 6009 слов

Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского

... человека и природы, - проблемы особенно актуальные и сегодня. Исходя из подобной актуальности, нами выбрана тема: «Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского». Объект исследования: рассказы К.Г. Паустовского. Предмет исследования: эстетическая и художественная функция природы и пейзажа в рассказах К.Г. Паустовского. ...

  1. «Откуда они взялись»? (Книга «О чём поют ракушки» стр. 13-14 )
  2. Высказывания К. Чапека (там же стр. 28-29) (о ракушках)

4. Словарная работа.

(СЛАЙДЫ 5-6)

  1. Сообщение учащегося – «Справочное бюро» – ростра, перламутр, рокотать (заготовить карточку).

  2. Запись словаря урока (записано на доске).

Словарь урока

  1. Моллюск
  2. Спираль
  3. Завиток раковины – совокупность оборотов спирали
  4. Вершина
  5. Устье
  6. Шов ракушки – линия соприкосновения соседних оборотов
  7. Правозакрученная – устье справа
  8. Перламутр – мать жемчуга
  9. Двустворчатые раковины:
    • половинка – створка
    • макушка
    • зубцы с ямками

5. Полюбуемся словом.

Чтение стихов ( выписаны на карточку ) – выписать яркие высказывания.

Как яблонь лепестки, как блики зорь,

Валяются на берегу ракушки,

У каждой – свой особенный узор,

Но завитки у каждой на макушке.

Е. Шевелёва «Ракушки»

Из тропических дальних морей

Привезли её вместе с подружкой.

Красный свет корабельных огней

Чуть окрасил бока у ракушки.

Стала розовой, цвета зари,

Перламутром внутри засияла…

Как прекрасна она, посмотри,

Словно звёздочка в море упала.

Снятся мальчикам штормы и штили,

Мачты, ростры и парус тугой,

Острова, на ракушки похожие,

Тают медленно в дымке морской…

Стихи Заманской Ларисы Яковлевны,учителя МОУ СОШ г. Пионерский

На моём столе ракушка –

Одно ушко, завитушка

Если вдруг ты заскучаешь,

Что не хочется ни чаю,

Ни в компьютер поиграть –

Приложи ракушку к уху

И услышишь вдруг, как глухо

Будет море рокотать

Сказки, песни напевать.

Стихи Заманской Ларисы Яковлевны

Учитель демонстрирует яркие выражения на слайде после прочтения детьми выбранных ими словосочетаний. (СЛАЙД 7)

Чтение отрывка из произведения Ю. Иванова, калининградского писателя. Учащиеся называют красивые выражения, удачные обороты речи. (СЛАЙД 8)

И тогда океан швырнул мне под ноги большую раковину. Глянцево блеснув своими светло-шоколадными боками , она докатилась до самых пальм, и я взял её в руки.

Сверху раковина была круглая, снизу – плоская, с узким, рубчатым отверстием, через которое моллюск – жилец раковины – высовывал когда-то свою мускулистую ногу… Я смыл с раковины слизь, вылил из неё воду и приложил к уху, закрыв другое ладонью. Раковина глухо и тревожно зашумела .

Юрий Иванов Ракушка

6. Орфографическая работа .

(СЛАЙД 9)

Раковина : чу десная спираль, оча рование ракови ны, спи рально зави тая раковина.

12 стр., 5942 слов

Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками ...

... в круг чтения подростков и юношества, представлена в основном произведениями общей литературы, близкими читателям данного возраста по проблеме, доступными по художественным средствам. 1. Роль детской художественной познавательной литературы в ... известными им проблемами, знакомятся с разнообразными методами их решения. Словом работа с научно-популярной книгой неразрывно связана с мышлением ребенка. ...

е

7. Анализ ученического сочинения.

(на карточке на каждой парте)

Я люблю ракушки, играю с ними. Приставляю к уху большую ракушку в форме паука и слышу, как мой папа плавает на корабле по волнам. А волны свистят, подпрыгивают. До чего приятно и увлекательно слушать пение ракушки. Я слушаю сказки ракушки об океане.

8. Обобщение, работа над главной мыслью сочинения.

(СЛАЙД 10)

Ракушка – чудесное, уникальное, удивительное создание природы, это великолепное нерукотворное творение.

9. Составление примерного плана.

(СЛАЙД 11)

  1. История появления ракушек.
  2. Внешний вид:

    а) форма;

    • б) цвет;
    • в) особенности.
  3. Мои мысли о ракушках.

10. Работа над сочинением.