Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского

Курсовая работа

В последние десятилетия в отечественном литературоведении наблюдается возрастание интереса к художественному феномену XX столетия. В конце XIX — начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.

Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. С пятидесятых годов девятнадцатого века в русской литературе становится популярным жанр очерков-рассказов, основанных на фактическом материале. Тургенев создает ряд очерков, которые впоследствии объединяет в сборник «Записки охотника». Для многих читателей рассказы Тургенева явились откровением, приоткрывшим городскому жителю неведомый, немного таинственный и по-детски безыскусный мир деревни и русской природы.

Двадцатый век подхватывает эту литературную эстафету, русские писатели-прозаики продолжают живописать мир среднерусской природы. Одним из самых ярких писателей-пейзажистов, воспевших с удивительным лиризмом красоту российских заповедных уголков, стал Константин Паустовский.

Показательно, что писатель, легко отходивший в своих произведениях от достоверного изображения людей, которые послужили прототипами его героев (поэтому нередко изменял их имена), всегда топографически точен в описании места действия. Как удаётся ему совмещать строгую объективность и яркость личного восприятия в изображении природы? В чём своеобразие его пейзажей?

Виктор Романенко в воспоминаниях «Одна ялтинская осень» рассказывает, что Паустовский на предложение разрешить спор об этом, ответил:

А автор, как это часто в таких случаях бывает, и сам толком не знает» [24, с.63]

Ограничив себя анализом некоторых рассказов Паустовского, попытаемся понять, насколько важны в них пейзажные зарисовки и какую роль играет природа в воздействии этих произведений на читателей.

Проблеме поэтики рассказов Паустовского посвящен ряд работ В. Фраермана, Ю. Трифонова, Ю. Казакова, А. Роскина, А. Эрлих, А. Дерман, Т. Хмельницкой, Ю. Саушкина, В. Солоухина и др. Но приходится признать, что, при значительных успехах, достигнутых в разработке частных вопросов, в современном паустовсковедении не существует целостной картины всех этапов творческой эволюции писателя. Несмотря на наличие значительного количества критических работ, все же большинство исследователей вынуждено констатировать, что творческая история рассказов писателя до сих пор остается малоизученной во многих отношениях. При этом многое из достигнутого нуждается в переосмыслении, в особенности ввиду преобладания в течение длительного времени социально обусловленного, идеологически окрашенного подхода к произведениям Паустовского.

22 стр., 10589 слов

Человек и природа в русской литературе

... говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой. Говоря же о литературе советского периода, ...

В рассказах Паустовского показаны самые разные уголки российской земли, и почти в каждом из своих произведений автор поднимает вопросы взаимоотношения человека и природы, — проблемы особенно актуальные и сегодня.

Исходя из подобной актуальности, нами выбрана тема: «Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского».

Объект исследования: рассказы К.Г. Паустовского.

Предмет исследования: эстетическая и художественная функция природы и пейзажа в рассказах К.Г. Паустовского.

Тема курсовой работы позволила определить круг вопросов, которые необходимо осветить в процессе работы: изначально следует обратиться к истории жанра литературного пейзажа с целью выявления его особенностей и художественной значимости в литературном произведении. Во второй главе важным становится аналитическое исследование литературно-эстетических взглядов К. Паустовского, проблематизируемое вопросом: почему писателя интересовал именно образ природы во многих его рассказах, исследование функции природы в произведениях К. Паустовского с акцентуацией на художественных особенностях авторского изображения. Таким образом, следует определить цели работы и задачи, которые необходимо решить.

Цели работы:

  • Изучение эстетических функций природы в системе художественного произведения.
  • Изучение вопросов теории литературы: истории и типологии пейзажа.
  • Изучение эстетики Паустовского на примере рассказов о природе.

Задачи работы:

  • Выявить особенности жанра пейзажа
  • Определить эстетическую роль природы в рассказах К.Г.

Паустовского.

Глава 1. История и типология литературного пейзажа

литературный пейзаж творчество паустовский

В литературной энциклопедии находим такое определение пейзажа: «Изображение в произведении живой и неживой природы, природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому. » [18, с.386].

Пейзаж как таковой появился в европейской живописи эпохи Ренессанса. В России рождение пейзажа совпало с петровской эпохой (конец 17 — начало 18 вв.).

Особенность пейзажа состоит в том, что акцент переносится с части на целое, важно ощущение полноты и единства мира, в который вписан человек.

Далеко не в каждом литературном произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они появляются, то, как правило, выполняют существенные функции. Первая и простейшая функция пейзажа — обозначать место действия. Однако как бы проста на первый взгляд эта функция ни была, ее эстетическое воздействие на читателя не следует недооценивать. Зачастую место действия имеет принципиальное для данного произведения значение.

Так, например, очень многие русские и зарубежные романтики использовали в качестве места действия экзотическую природу Востока: яркая, красочная, непривычная, она создавала в произведении романтическую атмосферу исключительного, что и было необходимо. Столь же принципиальны пейзажи Украины в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Тарасе Бульбе». И, наоборот, в лермонтовской «Родине», например, автору надо было подчеркнуть обыденность, обыкновенность нормального, типичного пейзажа средней полосы России — при помощи пейзажа Лермонтов создает здесь образ «малой родины», противопоставленный официальной народности.

11 стр., 5263 слов

Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка

... его защитниками, чем и определили цель работы: охарактеризовать роль человека природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: исследовать ... жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику ("В каменном ...

Пейзаж как место действия важен еще и потому, что оказывает незаметное, но тем не менее очень важное воспитывающее влияние на формирование характера. Классический пример такого рода — пушкинская Татьяна, «русская душою» в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой. Зачастую отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны характера или мировоззрения персонажа. Так, равнодушие Онегина к пейзажу показывает нам крайнюю степень разочарованности этого героя.

Дискуссия о природе, проходящая на фоне прекрасного, эстетически значимого пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети», выявляет различия в характерах и мировоззрении Аркадия и Базарова. Для последнего отношение к природе однозначно («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), а у Аркадия, который задумчиво смотрит на расстилающийся перед ним пейзаж, обнаруживается подавленная, но многозначимая любовь к природе, способность эстетически ее воспринимать.

Возвращаясь собственно к литературному изображению природы, надо сказать еще об одной функции пейзажа, которую можно назвать психологической. Пейзажные детали с самых ранних этапов развития литературы успешно использовались для создания в произведении определенной эмоциональной атмосферы и как форма косвенного психологического изображения, когда душевное состояние героев не описывается прямо, а как бы передается окружающей их природе, причем часто этот прием сопровождается психологическим параллелизмом или сравнением («То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет. Как осенний лист дрожит»), В дальнейшем развитии литературы этот прием становился все более изощренным, появляется возможность не прямо, а косвенно соотносить душевные движения с тем или иным состоянием природы. При этом настроение персонажа может ему соответствовать, а может и наоборот — контрастировать с ним.

Особо следует оговорить нечасто встречающийся случай, когда природа становится как бы действующим лицом художественного произведения. Здесь не имеются в виду басни и сказки, потому, что принимающие в них участие персонажи-животные по сути дела являются лишь масками людских характеров. Но в некоторых случаях животные становятся действительными персонажами произведения, со своей собственной психологией и характером. Наиболее известными произведениями такого рода являются повести Толстого «Холстомер» и Чехова «Каштанка» и «Белолобый».

Пейзаж — один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником).

4 стр., 1875 слов

Создание ИП за пять дней, пошаговая инструкция - Глава третья

Индивидуальный предприниматель (Федеральный закон от 8. 08. 2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».) В качестве справки: Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется в основном теми же правилами и нормами Гражданского кодекса РФ, что и хозяйственная деятельность юридических ...

Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя — страдающего, меланхолически — мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма — разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей.

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек — часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней он обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.

Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети», свидетельствующие о крестьянском разорении: «Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами») [26, с.32].

Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у автора прежде всего неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

Глава 2. Эстетическая роль природы в творчестве К. Паустовского

1 Эволюция творчества Паустовского

Ещё в своих ранних «крымских» рассказах Паустовский показывает себя мастером романтического пейзажа. В рассказе «Потерянный день», в примечаниях к которому обычно сообщают, что он «представляет совершенно точное описание поездки автора и писателей Александра Роскина и Семёна Гехта по Крыму зимой 1937 года», фабула — лишь незначительный «внешний сюжет». Три писателя (фамилии изменены) поднимаются на теплоход в порту Ялты, чтобы купить мандарины, и внезапно решают плыть на нём до Феодосии, а затем автобусом через Симферополь вернуться в Ялту. Они осуществляют этот план, ничего, казалось бы, интересного.

Но недаром Паустовский говорил, что он любит «внутренний сюжет». Описание ночной тьмы разворачивается в драматическую сцену с несколькими действующими лицами: ветром, горами. Никакого приукрашивания нет, но рассказчик ухитряется во тьме раздвинуть горизонт от моря до гор, степи. В пейзаж включается и то, что не видно, — сведения, которыми владеет автор. Они расширяют и обогащают не только его зрительные впечатления: «Изредка брызгали капли дождя. Они пахли лекарственно и дико. Может быть, в дождевой воде была горечь чабреца — чабрецом зарастали из года в год здешние каменистые берега» [21, с.71].

Читатель, способный воспринимать художественный текст, испытывает наслаждение от возможности соучаствовать в писательском видении мира. Попутно он получает новую информацию. Попутно же, подсознательно, у него рождается мысль, что каждый день жизни заслуживает описания, читатель включается в это однодневное путешествие и невольно втягивается в спор о ценности дней нашей жизни.

3 стр., 1241 слов

ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАНА

... похоже на состояние человека! Насколь­ко тонко ощущает художник эту связь между природой и миром людей! Почти во всех пейзажах Левитана ... Паустовский. – Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем ... “Пасмурный день” и другие. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полот­не “Свежий ветер” (1895). ...

Внезапная остановка: «Впервые после отъезда из Феодосии мы огляделись и увидели Восточный Крым», — продолжает рассказчик. Но это уже не какие-то отдельные детали, а широкая панорама: «Он был пустынен и блестел от недавних дождей. Тусклая редкая трава росла на взгорьях. Над травой медленно вращалось тяжёлое облачное небо. Кое-где из земли торчали жёлтые слоистые камни, а среди них бродили овцы» [21, с.79].

Увиденное — не статичная картина. И не потому только, что небо вращается, а овцы бродят, но и потому, что за недолгую стоянку она меняется и объективно, и благодаря зоркости повествователя: «Над степью тучи сгущались, их цвет всё темнел, и чем ближе к земле, тем становился всё более глухим и синим. Я долго вглядывался и наконец понял, что это море» [21, с.81].

И снова в путь, к Старому Крыму. «Он белел вдалеке, как отара грязных овец, сбившихся в кучу на склоне синих от сырости гор». Сравнение делается зримым и оживляет пейзаж. Определение «синие» передаёт то, что видит глаз, а расширение восприятия — от сырости (насыщенность воздуха водяными парами) — придаёт ему синеву. «В Старом Крыму из глиняных хижин клубился дым. В дыму стояли старые сады. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орехов». Рассказчик, наделённый умением Паустовского подробно описывать всё увиденное, скрупулёзно передаёт свои впечатления, состояния и разговоры окружающих

Необыкновенное богатство природы Крыма и в ненастную пору поражает своим разнообразием. Вопрос, потерян ли день «бесцельного» путешествия, решается параллельно с другим, намеченным уже в первых строчках, но оформившимся лишь в диалогах пассажиров автобуса: нужны ли человеку воспоминания? Пассажиры по-разному относятся как к процессу воспоминаний, так и к людям, предающимся воспоминаниям. Однако в описаниях природы мотив памяти постоянен: в пейзажах всегда есть упоминание или о вековой истории этих мест, или о недавнем их виде. «Тусклая редкая трава росла на взгорьях… — А летом здесь была кругом по горам пшеница и мак. Летом тут была красота» [21, с.80].

Для Паустовского всё, что остаётся в памяти человека, важно и ценно. Именно богатство оставшихся в памяти впечатлений привело к тому, что путешественникам день этот «казался громадным, бесконечным и деятельным». Обратим внимание на то, что для решения вопроса о том, потерян этот день или нет, не привлекались эпизоды встреч со случайными попутчиками, диалоги, картины, рождённые чистым воображением автора. Следовательно, пейзаж в рассказе Паустовского — не фон, не стилистическое средство для усиления авторских акцентов в повествовании, а равноправный персонаж внутреннего сюжета, открывающий читателю мысль автора.

Верный своему слову рассказчик описывал то, что видел. Лишь один раз он прямым текстом выразил то, что открылось ему: «Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остаётся ощущение загадки. Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки. Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. «Чем больше мы знаем, тем сильнее желание жить» — эта мысль выражена и в подтексте завершающего рассказ пейзажа: «Ночь простиралась над берегами, где у мокрых камней плескалась ледяная вода. Береговые огни висели на краю вселенной, за ними начинались хаос, темнота, бездна» [21, с.106]. Живой вселенной противопоставлены хаос, темнота, бездна — не жизнь.

8 стр., 3718 слов

Сочинение чему учит человека природа

... природе очень терпеливое. У него можно научиться терпению. 6 слайд Чему учит нас собака? Собака – внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. ... и прекрасен. ( 2 оценок, среднее: 3.00 из 5) Сочинения по темам: “Три сына было у царя. ” – ... мною решались следующие задачи: 1. Изучение явлений природы, жизнь и повадки животных; 2. Освоение представлений и ...

Поиски максимальной гармонии в отношении человека и природы, человека к человеку проявляются и в его новеллистике военного периода. В нашей жизни и литературе период войны воспринимается как совершенно особый. Воззвания, стихи, повести, страстная и гневная публицистика — все подчинилось в то время одной всепоглощающей идее — идее священной ненависти к врагу, идее предельного напряжения сил ради победы. На этом фоне рассказы Паустовского, несмотря на внешние тематические изменения, на появление среди его героев солдат, командиров, санитарок, медсестер, партизан, сохранились как безмятежный, почти идиллический островок мира среди военного пожара. Он неизменно пытался напомнить читателю о реальностях того желанного мира, где возможны похожие и непохожие друг на друга «счастливые семьи», где люди обладают талантом приносить радость любимым и не стыдятся добрых порывов сердца.

В тревожном напряжении 1943 года и в победном, но еще оглушенном, контуженном войной 1945 году написаны две нежнейшие лирические акварели К. Паустовского — его новеллы «Снег» и «Дождливый рассвет». И там и там — родные «русские городки, где с крыльца видны заречные луга, широкие взвозы, телеги с сеном на паромах», где неукоснительны сезонные перемены в хозяйском саду и ближней роще, где зимой так приятно расчистить от снега дорожку к беседке, а летом «открыть настежь окна, лечь, укрыться и слушать, как дождь стучит по лопухам». И там и там офицер-фронтовик, после перенесенных недавно ран и лишений, на краткое время приобщался к размеренности «простодушного уюта» в обветшалом деревянном домишке со скрипучей дворовой калиткой, старинным колокольцем на дверях и жилым теплом скромного семейного крова.

Испытания и пережитые опасности с годами лишь обострили у писателя чувство ценности иных «незамысловатых вещей» и «веками мучившую людей мысль о необратимости каждой минуты».

Изменение основной направленности писательского внимания Паустовского в годы зрелости определяет эволюцию жанра и характера в творчестве писателя. Повествователь в зрелом творчестве Паустовского приобретает значение типического лица не только в области его отношений с окружающими, но и в том, как он проявляет себя, будучи поставлен лицом к лицу с природой. Паустовскому всегда, с детства, было свойственно обостренное чувство природы, поэтому она нередко присутствует на страницах ранних произведений. Если в 20-х годах было заметно его тяготение к экзотическому пейзажу с характерной для такого пейзажа экспрессией и яркостью красок, то с 30-х годов, когда Паустовский начинает смотреть на природу не глазами романтика — отщепенца, а глазами своего современника, она входит в его книги как их неотъемлемая часть. Она почти целиком вытесняет интерьер, либо полностью поглощая его (глава «Мой дом» в повести «Мещорская сторона»), либо так или иначе — особенной игрой солнечного света, палым листом бульвара, весенним ливнем или букетом цветов — подавая о себе весть даже среди асфальта улиц и камня городских домов (рассказ «Грач и троллейбусе» 1953, и аналогичный эпизод с цветами в «Повести о жизни»).

3 стр., 1469 слов

Важна ли природа в жизни человека? По К. Паустовскому

... природа в жизни человека? Автор считает, что очень важна, он так описывает ее, с такой любовью, с таким благоговением, с таким ... мы обретаем себя заново. Текст К. Г. Паустовского (1) Между лесами и Окой тянутся ... творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение писателя в жизнь природы ...

Гражданское Отечество и культурно — историческая Родина совмещаются в этом волшебном пункте в единый патриотический образ социалистической Отчизны. Ничего нет для писателя желанней, чем из любого земного далека, пусть хотя бы мысленно, вновь и вновь возвращаться сюда ради встреч с застенчивыми светловолосыми ребятами, вездесущими мальчишками — рыболовами, охотничьими привалами, шалашами пасечников, избушками лесников, рассказами бывалых дедов, смешливыми языкатыми колхозницами, с хозяйственным ладом деревенского дома и с непременной дворовой живностью. Какая-нибудь приветливая или, напротив, отчаянно свирепая дворняга, надменный красавец петух, бородатая озорница коза и многочисленные мелкие представители коварного семейства кошачьих то и дело привносят в повествование частичку тепла, остро подмеченный штрих неповторимой индивидуальности, неистребимый комический элемент.

И все это — в привольном раздолье лесов и полей, напоенных прохладой и влагой. Образы, связанные с животворностью водной среды, играют в книгах Паустовского особую роль. Беды засушливых земель переживаются им как острое мучение, трудные заботы гидрологов и оросителей — как подвиг («Героический юго-восток», 1952-1956).

В ненависти своей к пустыне, насылающей на человека исчадия зноя и пыльных бурь, писатель признавался не раз. Тяга его к стихии воды с юности питалась многолетними впечатлениями причерноморских акваторий, она привела его к Балтике и карельским озерам, сделала «бардом» заболоченной Пры, патриотом Таруски, энтузиастом комариных мещерских мшар, восторженным созерцателем зловещих грозовых спектаклей и увлеченным классификатором любых небесных водяных даров, будь то снегопад и метельный занос или изморось, туман, пушистый иней, торкая наледь или роскошное изобилие всякого рода дождей — обложных, моросящих, ливневых, грибных и затяжных «осенних мелких дождичков», едва копошащихся в палой листве.

Зелень, живность и щедрое на «метеорологические осадки» небо умеренных широт, не знающих ни полярных, ни тропических крайностей, позволяют писателю породнить любимые рязанские или костромские края с дубравами Приднепровья и с подножием синих Карпат: «Страна эта прекрасна. Она закутана в светлый туман. Кажется, что этот туман возникает над ее мягкими холмами от дыхания первых трав, цветов и листьев, от распаханной земли и поднявшихся зеленей. Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. Холмы сменяют друг друга, бегут от горизонта до горизонта. Они похожи на огромные волны из зелени и света. Небо такое чистое и плотное, что невольно хочется назвать его по-старинному — небосводом. Солнце отливает желтизной. И с каждым вздохом втягиваешь целебный настой из сосновой коры и снега, что еще не всюду растаял на вершинах гор» [22, с.320].

В последнее десятилетие жизни писателя стойкая радость преисполненных ликования рассказов, пейзажных зарисовок и путевых впечатлений осложняется отголосками мирских тревог, что, составляя достаточно характерную черту сегодняшней жизненной реальности, накладывает заметную печать на литературу наших дней. Так, в спокойном, величавом завершении «Виллы Боргезе» (1956) летучие тени тягостных впечатлений пытаются, но все же не могут возобладать над торжествующим «ощущением ясности и счастья». И неоглядные дали развернутой в пространстве красочной перспективы «Ильинского омута» (1964) утоляют обостренное сознание пережитых невзгод, желание вместить в себя как образ прекрасного целого этот уголок земли «в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». Тот, кому открылась эта удивительная гармония, приобщен к стройному ладу народной души, вкусившей «состояние глубочайшего мира». Сходные мотивы и чувства запечатлены и в лирико-патетическом строе последней поэмы А. Твардовского «За далью — даль».

11 стр., 5058 слов

Детская литература с практикумом по выразительному чтению». : ...

... и почти в каждом из своих произведений автор поднимает вопросы взаимоотношения человека и природы, - проблемы особенно актуальные и сегодня. Писатели хотели постичь закономерные связи между процессами, происходящими в природе и в общественной жизни. 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ ...

От «Романтиков» к «Повести о жизни» — таков путь творческого развития Паустовского. За долгие, годы многосложного жизненного и литературного опыта его писательский почерк — не без ошибок, спорных экспериментов — приобрел твердость и уверенность. Время, большой творческий труд способствовали обогащению и шлифовке его таланта.

2 Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского

«Писателем может быть только тот,

у кого есть что сказать людям

нового, значительного и интересного,

тот человек, который видит многое,

чего остальные не замечают».

К. Паустовский

Начиная разговор об эстетике К. Паустовского, нам, прежде всего, хотелось бы привести в пример несколько высказываний писателя о своем творчестве, ведь именно благодаря автобиографиям мы более четко, ясно понимаем особенности изображения автором действительности, героев… Почему? Хотя бы потому, что через призму этой своеобразной исповеди всегда проступают крупицы авторской оценки своего творчества. А это немаловажно.

В сознании современного читателя Паустовский обычно предстает писателем-романтиком, утверждающим добро, справедливость, господство прекрасного, святость высокой мечты. Эти представления верны, однако слишком однобоки. Ведь эстетические воззрения писателя намного сложнее, многограннее. Все потому что они обусловлены личными представлениями человека о современниках, современном ему обществе, окружающей действительности, системе ценностей и о мире в целом. Романтическое мироощущение имеет место быть в творчестве К. Паустовского: «Мне кажется, что одно из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность. Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека, в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, — нелепо. Такое требование можно объяснить только невежеством…» [20, с.49]. Однако писатель не отказывается от важности изображения реальности, действительности, он лишь подчеркивает что в любой реальности всегда будет место прекрасному, доброму, человечному и следовательно — вечному: «Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях деятельности и человеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики. Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека. Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и, в конце концов, равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием…» — пишет К. Паустовский [20, с.56].

5 стр., 2083 слов

Проблема влияния красоты природы на человека. По К. Г. Паустовскому

... Проблема влияния красоты природы на человека раскрывается во многих произведениях русских писателей. ... природа благотворно воздействует на человека, вызывает в его душе самые прекрасные чувства. Текст К. Г. Паустовского (1)В доме Чехова в Ялте, на ... на словах и на бумаге». ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Проверить сочинение Чек-лист «Тест ЕГЭ» Чек-лист «Сочинение ... причины сами по себе — ...

Кроме воззрений писателя о значении романтического восприятия в творчестве, стоит рассмотреть еще одну тему. Тема искусства является одной из сквозных, центральных тем в художественных произведениях К. Паустовского. Это наиболее близкая, личная тема писателя. Образы художников, писателей, лирический образ самого автора с его взглядами на жизнь, задачи искусства всегда присутствуют на страницах его произведений. Ряд своих произведений он строит, как своеобразные эстетические трактаты, призванные в яркой образной форме изложить определенный комплекс взглядов на литературу и искусство. Так построены: (книга «Золотая роза», рассказы «Равнина под снегом», «Корзина с еловыми шишками», «Бег времени» и др.).

Не обошел К. Паустовский стороной и проблему выражения прекрасного и объективности творчества. Ведь призыв к совершенству в людях и есть та сила, без внутреннего огня которой немыслимо подлинное искусство. К. Паустовский считает, что прекрасное в жизни — объективно существующее, но для того, чтобы прекрасное стало содержанием искусства, необходимо, чтобы художник открыл его, очеловечил. Паустовский выделяет две стороны в эстетическом освоении действительности художником: умение видеть, анализировать объективную действительность и способность пропускать увиденное сквозь призму авторского осмысления, которое дает фактам и явлениям реальной жизни новое рождение в произведении искусства. Что касается объективности изображаемого писателем, то это связанно, в первую очередь, с категорией субъективного начала, с выражением мировоззрения писателя, с выражением определенного эстетического идеала.

Каждый художник имеет право на своеобразие, более того — он обязан быть своеобразным. Анализируя творчество своих современников, К. Паустовский отмечает то, что для постижения романтики жизни необходима особая зоркость взгляда на мир, природу, и те, кто тонко чувствовал малейшие изменения состояния внешней среды: природной и человеческой, отмечались им как настоящие художники.

Чрезвычайно интересно и важно, как свое отношение к природе Паустовский сверяет с народным опытом и чувством. Он не раз возвращается к мысли о том, что «образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра…»[22, с.87]. Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство «разнотравья», почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы, почему возникает в «Золотой розе» глава «Алмазный язык», где с таким сочувствием вспоминаются замечательные, подхваченные у народа словарные находки поэтов.

3 Особенности изображения природы в творчестве К. Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны — России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения — о природе. Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувства, выраженные гениальным русским языком — языком Пушкина и Лермонтова, языком Тургенева. Мы видим представленные нашему взору картины природы. Очерк Язык и природа — это своего рода статья для начинающих писателей. Автор показывает главное, по его мнению, умение писателя: умение чувствовать то, о чем пишешь. Ведь только в этом случае читатель увидит яркий и живой образ, тогда за каждым словом видишь и чувствуешь, о чем говоришь, а не машинально произносишь их. И мы невольно согласимся с Паустовским, прочитав его рассказы.

Единой проблемой охвачено все произведение: неумение нынешних людей искусства (особенно в области литературы) связывать язык с природой. Действительно, слова, вырывающиеся из твоей души от переизбытка чувств, звучат намного выразительнее, чем лицемерное высказывание о вещах, не понятых до конца, ибо не испытанных. Основная мысль, пронизывающая рассказ, идея его — это восхваление силы нашего родного языка, с его помощью можно достигнуть небывалых высот, им можно раскрыть все-все, спрятанное далеко в сознании человека. Русский язык творит чудеса, он — волшебник.

В этом авторском очерке присутствуют не только живые описания природы, но и реальные герои. Их всего двое: какой-то встреченный Паустовским писатель и маленький мальчик. Выбор сих персонажей не случаен, они далеко не второстепенные. Автор сочинений о городе поражается фантазии Константина Георгиевича, позволяющей писать об этой мертвой природе. Сразу же после этого момента Паустовский переносит повествование в деревенский дом, где к нему обращается совсем еще маленький мальчик: Пошли смотреть грома. Напрашивается авторское сравнение; он противопоставляет взрослого человека мальчику. Взрослый погрузился в обыденность, а мальчик еще способен просто чувствовать и жить своими ощущениями. Молодая душа говорит: смотреть гром, хотя зрелый человек, зацикливаясь на правильности, не позволяет появиться такому странному словосочетанию, как будто гром можно только слушать.

Константин Георгиевич выступает за понимание природы каждой клеткой нашей души. Тут играет роль не только фантазия, надо просто открыть себя на растерзание всем пяти чувствам. Это прекрасно получалось у Паустовского. Даже простое, казалось бы, слово дождь несет в себе столько живого, разного и неповторимого. Он и спорый, и грибной, и ливневый. Особенно изобилует художественными деталями слепой дождь (дождь, идущий при солнце).

В народе о нем говорят: Царевна плачет.

Писатель восхищен таким высоким пониманием прекрасного, и это при том, что народ (особенно деревенский) считается далеким от искусства. А настоящее искусство можно наблюдать не только на избранных великолепных творениях, но и на любой бытовой сцене.

Какой великолепной образностью наделяет автор дождь! Дождь крапает, дождик шепчет или звенит. А какое трогательное отношение автора к такому красивому явлению, как заря! Заря нельзя говорить громко, считает он. Это тихое пробуждение природы, граница между ночью и утром.

Писатель сравнивает в рассказе утреннюю и вечернюю зарю, летнюю и осеннюю. Природа с его слов представляется нам как живой человек, требующий нашей любви, человек с определенным характером.

Чрезвычайно интересно и важно, как свое отношение к природе Паустовский сверяет с народным опытом и чувством. Он не раз возвращается к мысли о том, что «образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра…» [тттт, с.79].

Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство разнотравья, почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы, почему возникает в «Золотой розе» глава «Алмазный язык», где с таким сочувствием вспоминаются замечательные, подхваченные у народа словарные находки поэтов.

Едва ли нужно доказывать принципиальную важность эстетического значения темы «природы» в художественном наследии К. Паустовского. потому что в памяти всех почитателей его таланта Паустовский запечатлелся прежде всего как «художник родных просторов» (Ю. Саушкин), как создатель удивительной и неповторимой «страны Паустовского» (В. Солоухин), главное лирическое очарование которой — в неиссякаемой щедрости художника, открывающего взору и сердцу богатый прекрасный мир, именуемый родная земля. Паустовский — поэт природы, Паустовский — мастер пейзажа. Это именно та сторона сложного и многогранного творчества писателя, которая сразу же была бесспорно и единодушно принята и высоко оценена самыми разнообразными типами читателей и придирчивых критиков.

Но, хотя казалось бы, что исследователи творчества Паустовского должны были уже исчерпывающе выяснить всё, что связано с темой «природы» в его произведениях, вопрос этот освещен, по сути дела, лишь в отдельных своих гранях и преимущественно в плане художественного своеобразия и мастерства Паустовского-пейзажиста. Опыты более глубокого и обобщающего рассмотрения проблемы пока весьма немногочисленны.

Эстетическое содержание темы «природы» в творчестве Паустовского, объединяет всё, что связано с её решением Паустовским-художником, составляет связующее эстетическое начало всех её звеньев и граней. Такое исследование проблемы закономерно сопряжено вхождением в сферу философского мышления писателя, эстетических его взглядов, художественного его метода и мастерства. Оно многопланово в конкретных своих направлениях и параметрах. Исходной и опорной его теоретической основой является понимание темы «природы» у Паустовского как неотъемлемого структурного элемента его общих философско-гуманистических воззрений, как главной линии эстетического преломления гносеологического их аспекта.

В решении темы «природы» Паустовский оригинален, неповторим как художник. Но в то же время его творчество представляет характерные тенденции в эстетическом развитии всей литературы, определенное художественно-стилевое в ней направление. То есть по-настоящему глубоко понят Паустовский как философ, поэт и художник природы может быть лишь в соотнесенности с современными ему проблемами литературно-художественного развития.

Поэтическое воплощение темы природы ярко выразило в произведениях Паустовского идею художественного материализма: идея материального мира как основа основ бытия, всего прекрасного и доброго на земле, в том числе и — возвышающей романтики. Соответственно такому пониманию природы «адекватность» художественного пейзажа его природному первоисточнику была одной из важнейших эстетических установок Паустовского-художника («Мещерская сторона», «Летние дни» и др.).

Живое ощущение объективной реальности миров пейзажей Паустовского выражено с огромной впечатляющей силой. «Его кристально отточенные слова, — пишет о Паустовском-пейзажисте В.Е. Борейко, — сияют, переливаются, как капли на листьях, освещенные солнцем. Его книги наполнены прозрачным душистым воздухом. Они задают запах утреннего моря, благостно — тихих лугов, закатного леса сухим туманцем в коридорах просек; от страниц веет мягкой тишиной вечереющих полей…» [4, с.185].

Пафос мира материального, определяющий эстетическую концепцию природы в творчестве Паустовского, закономерно связан в его произведениях с идеей познания этого мира. «Нельзя писать книги — утверждает Паустовский, — и не узнать, какие травы растут на болотах, где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин, улетают ли на зиму синицы, когда цветет рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или яркое небо… Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе» [20, с.124].

Для Паустовского-писателя акт познания особенно интересен самим процессом проникновения в неизведанные тайны мира, разгадки этих тайн, романтической эмоциональной насыщенностью момента «соприкосновения» со сферой таинственного и удивительного («Черное море»).

«Знание — это сгусток сплошь и рядом неожиданной и величавой поэзии,- подчеркивает Паустовский — Мы должны стать уловителями и хранителями этой мимолетной поэзии природы, украшающей мир и дающей ей смысл» [20, с.128].

И, наконец, в решении темы «природы» Паустовский своеобразен как художник, умеющий тонко почувствовать, глубоко осмыслить и выразить нравственно-воспитывающие силы природы. Пейзаж произведений Паустовского эстетически всегда неразрывно связан с высокими нравственными чувствами доброты, патриотизма, моральной красоты и т.д., в формировании которых в личности человека активно участвует общение с природой. «К природе средней полосы России, — справедливо отмечается в одной из публикаций о писателе, — у Паустовского отношение нравственно-философское. Для него природа России — нравственное начало в жизни русского человека». [25, с.218].

Заключение

Тема «природы» — одна из тех вечных тем мировой литературы, глубокое внимание к которой являлось и является неизменным у художников самых различных исторических эпох, эстетических убеждений, художественных направлений и стилей. И это закономерно, ибо природный мир есть та изначальная среда существования человека, в окружении которой, во взаимодействии и борьбе с которой происходило его собственно-человеческое — социальное и личностное — самоутверждение. И Паустовский один из ярких писателей, книги которого о природе — «Кара-Бугаз», «Колхида», «Черное море», «Летние дни», «Мещерская сторона», «Повесть о лесах» завоевали широкую популярность, вошли в золотой фонд русской литературы.

Художник, плохо знакомый с природой, — непонятное для Паустовского, странное и смешное существо. По его убеждению, «нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на лесных полянах и на болотах; где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин, улетают ли на зиму синицы, когда цветет рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или яркое небо. Нельзя писать книги и не знать, что такое предрассветный ветер или глухая ночь под открытым небом в октябре. Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе. У писателя должны быть руки не только покрытые мозолями от пера, но и потрескавшиеся от речной воды» [20, с.124].

Утверждение пейзажа становится одним из краеугольных камней эстетики Паустовского, приобретая сознательный и программный характер. В очерках, пейзажных набросках, многочисленных рассказах, связанных с

поэзией среднерусской природы, постепенно вырисовываются, проясняются и приобретают законченность шедевра — если вспомнить, как в рассказе «Наедине с осенью» (1963) толкует это слово сам писатель, — черты возлюбленной «ойкумены» К. Паустовского — «скромной земли под неярким небом», в мягкой смене времен года, в насыщенной жизнью и красотой протяженности каждого из «потерянных» дней, в чередовании лугов и перелесков, таинственных речушек, песчаных косогоров и плакучих ив над тихими заводями. Там, в этой общности человека с его природным окружением, К. Паустовский обрел наконец одну из надежнейших опор своего творчества. Захватывающий размах и щемящая красота просторов России, «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям», вызывают у писателя чувства, неотрывные от гордости за свой обновленный революцией край.

В эстетике Паустовского природа выступает как активнейший фактор формирования гармонического человека, важнейший позитивных его социальных, интеллектуальных и моральных качеств.

Художественный образ природы у Паустовского удивительно ёмок и многопланов, что в его произведениях пейзаж выступает в самых различных конкретных идейно-художественных функциях, в органической структурной связи со всеми аспектами произведения — с его сюжетно-композиционным развитием, с персонажами, с образом лирического героя-повествователя и т.д. А уникальное, филигранно-отточенное художественное мастерство Паустовского-пейзажиста является могущественным средством эстетического воздействия на читателя, которое пробуждает и приводит в активное действие глубинный мир его дум, настроений, переживаний.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chelovek-i-priroda-v-rasskazah-paustovskogo/

1.Алексанян, Е.А. Паустовский — новеллист. — М.: Советский писатель, 1983.

2.Ачкасова, Л.П. Гуманизм в творчестве Паустовского. — М.: Советский писатель, 1982.

-Банк, Н.В. Перечитывая Паустовского // Нева. 1992. № 5-6.

-Борейко, В.Е. Любовь к природе: Спорные вопросы.//Гуманитарный журнал. Т.6. Вып. 2.-2004

-Васильева, Н.Г. Писатели двадцатого столетия. — М.: Просвещение, 2001.

-Вельницкая, Л.А. Воспоминания о Константине Паустовском. — М.: Советский писатель, 1985.

-Выселков, А.А. Паустовский по рассказам современников. — М.: Советская Россия, 1989.

-Гехт, С.М. Константин Паустовский // Дет. лит. 1990. №11.

-Гончаров, Ю.Л. Вспоминая Паустовского… — Воронеж.: Центрально — Черноземное книжное изд., 1992.

-Держан, А.Т. Мещорская сторона // Лит. обозрение. 1990. № 11.

-Измайлов, А.Ф. Наедине с Паустовским. — Л.: Советская Россия, 1990.

-Ильин, В.К. К. Паустовский. Поэзия странствий. Литературный портрет. — М.: Правда, 1987.

-Ковалев, О.И. Человек в природе. — М.: Правда,1993.

-Кременцов, Л.П. Константин Георгиевич Паустовский. Жизнь и творчество. Книга для учителя. — М.: Уч. пособ., 1982.

-Левицкий, Л.А. Константин Паустовский: Очерк творчества. — М.: Советский писатель, 1987.

-Лоскутова, З.С. Воспитание любви к природе.//Начальная школа.- 1983.-№12

-Львов, С.Л. Константин Паустовский: Критико-библиографический очерк. — М.: Правда, 1989.

-Николюкин, А.Н. Энциклопедия литературных терминов. — М.: Рос. акад. наук, 2001.

-Олеша, Ю.С. Письмо писателю Паустовскому // Лит. газ. — М.,1997. — август.

-Паустовский, К.Г. Автобиография. Коротко о себе. — М.: Правда, 1986.

-Паустовский, К.Г. Потерянный день и другие рассказы. — М.: Худ. лит., 2007.

-Паустовский, К.Г. Золотая роза. Сборник рассказов и повестей. — Л.: Детская литература, 1987.

23.Пудожгорский, В.И. Путешествие в прекрасное (о рассказах К. Паустовского).

— Вологда.: Правда, 1994.

— Романенко, В.В. Одна ялтинская осень. — М.: Худ. лит., 1987.

-Трефилова, Г.П. К. Паустовский-мастер прозы. — М.: Художественная литература, 1993.

-Тургенев, И.С. Отцы и дети. — М.: Худ. лит., 1991.

-Хмельницкая, Т.Б. Лирика в прозе // Нева. 1996. №8.

-Щелокова, С.Ф. К. Паустовский — романтик и реалист. — Киев.: Днепр, 1982.

-Эрлих, А.В. Рассказы Паустовского // М. 1998. № 4.

-Яценко, В.М. Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского. Вопросы метода и стиля. — Томск.: Книга, 1989.

«Интернет-ресурсы»

-Воронина, Н.В. Экологическое воспитание младших школьников

-Высказывания современников о Паустовском

-Кохно, О.И. Человек и мир природы в детской литературе