Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина
Илья Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провёл на Украине в городке Чугуеве (на территории современной Харьковской области).
Там же приобрёл первые серьёзные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в Академии художеств.
Одной из самых знаменитых полотен Репина является картина «Бурлаки на Волге», ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной доли русского народа. Не менее запоминающимися являются и другие работы художника: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» и др. Среди работ Репина немало и портретов известных людей — современников художника.
Актёр Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), портрет которого был написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей. На момент создания портрета Г. Г. Ге играл на сцене Александринского театра в Петербурге, где приобрёл значительную известность. Среди его ролей — Яго в «Отелло», Клавдий в «Гамлете», Иван Грозный в пьесе А. К. Толстого «Смерть Ивана Грозного». Кроме того, являлся автором нескольких пьес — «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов». Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Г. Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сценическом. Сохранилось письмо актёра к Репину, где речь идёт о картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В этом послании ярко проявилась многогранная одарённость натуры Ге.
Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Актёр изображён на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточно яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. Актёр непринуждённо сидит в большом кресле. В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зелёного, присутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пёстрой темно-зелёной скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей.
Творчество И.Е. Репина. Костюм стиля «романтизм». Скульптура ...
... были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил ... 1864 Картина не получалась... И вот незадолго до конкурса, как рассказывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую сестру... Воображение заработало. Картина была написана ...
Художник живо передал на полотне эффектную внешность актёра. Добавляет выразительности и поза, в которой изображён Ге: правым локтем он опирается на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно лежит на столике, фигура расположена по диагонали картины. Пронзительный взгляд Ге устремлён снизу вверх. Аристократической внешности — тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами — под стать и щёгольской наряд, и модная причёска. На Ге темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и белый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблёскивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки. Однако отмечается и некоторая манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актёра, а сценическое искусство — это игра, которая нередко отчасти просачивается и в повседневную жизнь артистов.
Портрет Г. Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно время примыкал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете «Московские новости» высказывался следующий отзыв: «На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звёзды первой величины портреты г. Репина. Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещённый в каталоге, портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры».
Заметка в «Петербургской газете», напротив, содержала критическую оценку: «Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным».
Самому Репину эта работа, по-видимому, нравилась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет «показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи».
Некоторое время картина оставалась у автора. Затем хранилась в частной коллекции, возможно, в семье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В 1946 г. Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств. Там картина находится и в настоящее время.
На этой странице искали :
- сравните две картины репина и нестерова
- портрет артиста александрийского театра григория григорьевича ге