Методы музыкального воспитания
Метод (metodos, греч. — путь к чему-либо) музыкального воспитания — определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания школьников.
Различают общепедагогические методы и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Обе указанные группы методов музыкального воспитания выполняют обучающую, раз — пикающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) к контрольно-коррекционную функции в музыкальном развитии учащихся.
Общепедагогические методы, используемые на уроках музыки, :
- по источнику знаний — практический (выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке), наглядный (иллюстрирование учителем фрагмента произведения для слушания, показ голосом учителя сложных интонационных особенностей разучиваемого произведения), словесный (объяснение учителем музыки сущности средств музыкальной выразительности, стилевых особенностей творчества композитора и т. д.), работа с книгой (учебниками по музыке), видеометод (просмотр фрагментов экранизаций балетов, опер и т. д.);
- назначению — приобретение знаний (например, объяснение учителем сущности жанра кантаты, сюиты и т. д.), формирование умений и навыков (например, вокально-хоровых навыков звукообразования, ансамбля, строя и т. д.), применения знаний, творческой деятельности (сочинение мелодии к предложенному тексту и т. д.), закрепления, проверки знаний, умений, навыков (выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке);
— характеру — объяснительно-иллюстративный (объяснение учителем исполнительских навыков игры на музыкальных инструментах), репродуктивный (ответы детей на вопросы по пройденной теме), проблемное изложение (совместный поиск истины с детьми путем наводящих вопросов), исследовательский (выполнение проекта по какой-либо проблеме), игровой (использование на уроке дидактических игр по формированию представлений о динамике звука или звуковысотности и т. д.),
— дидактическим целям — методы, способствующие первичному усвоению материала (ознакомление детей с динамическими оттенками и т. д.), а также методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (закрепление полученных представлений о жанре, стиле в слушательной, исполнительской, композиционной деятельности).
Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста
... проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, ...
Среди общепедагогических методов особенно актуальными видятся сегодня в свете основных направлений Новой школы метод проблемной ситуации и метод проектов.
— Метод проблемной ситуации предполагает вопросительную форму построения речи. Чтобы интерес детей от вопроса к вопросу не угасал, Кабалевский предлагал постепенно усложнять их, чередуя более сложные с более простыми вопросами, вопросы требующие ответа «вслух» и мысленные ответы-размышления Конечно же, — размышлял и убеждал Кабалевский, — учитель может рассказать все сам, сэкономив при этом время, «но при этом в класс вошел бы самый злой и самый опасный враг всякого обучения и воспитания — пассивность учащихся. Одновременно в атмосфере возник бы опаснейший (чтобы не сказать — смертельный) для занятий «микроб скуки».
Алгоритмом действия метода проблемной ситуации в музыкальном воспитании является последовательность следующих действий
— Метод , как отмечают Сергеева и Критская, заключается не только в обобщении фактических знаний учащихся, но и их применении, а также приобретении новых знаний путем самообразования. Защиты проектов проходят публично в индивидуально или коллективной форме.
Основные критерии оценки проектной деятельности учащихся:
- актуальность темы, практическая значимость работы;
- логика и ясность изложения материала;
- владение познавательными операциями сравнения и обобщения;
- оригинальность идей, нестандарность решения поставленных проблем;
- технологичность исполнения и презентабельность проекта.
Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику. Широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных ученых (, и другими), в музыкальном образовании понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. Поэтому для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.
Аналогично вышесказанному своеобразие и других общепедагогических методов музыкального воспитания заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: и наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно — практический методы.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные музыканты и педагоги относили и относят:
- метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации ();
- метод сопереживания ();
- метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, метод размышления о музыке (), метод эмоциональной драматургии ();
- метод художественного контекста через «выходы» за пределы музыки (J1. В. Горюнова);
- метод интонационно-стилевого постижения музыки ();
- метод моделирования художественно-творческого процесса; содержательного анализа произведений (JI.
В. Школяр) и др.
Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
... творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и ... взаимосвязанных методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование; анализ и обобщение теоретического ...
Названные методы, направленные на развитие музыкального мышления школьников, адекватны эстетической сущности искусства, а также цели и задачам музыкального образования детей.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы музыкальных знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.
определяет ряд последовательных действий этого метода:
- активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубление ее;
- ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми выводов;
- закрепление знаний в разных видах учебной деятельности школьников.
В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления считал данный метод основным в музыкальном образовании.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному направлен на формирование целостного представления у детей о музыке. По мнению Кабалевского, каждое «забегание» становит: своеобразной разведкой того, насколько сознание учащихся подготовлено к восприятию нового материала. «Возвращение» Кабалевский уподоблял «взгляду человека, поднимающегося в гору, когда, достигнув новой высоты, он сверху оглядывается на пройденный отрезок пути и замечает в нем то, что не было ему видно раньше».
Метод эмоциональной драматургии инициирует активизацию эмоционального отношения учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса детей к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода — «режиссура» структуры занятия, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии () близок методу эмоционального воздействия (J1.Г. Дмитриева, ).
Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются:
- эмоциональный контраст;
- последовательное насыщение эмоционального тона урока.
Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на становление творческих способностей ребенка. Школяр в этой связи отмечала, что «очень важно, чтобы уже в школе ребенок состоялся как личность, как Музыкант, проходя по смыслу, по сути (а не в профессиональном понимании) весь путь становления Музыканта, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучились уже состоявшиеся Музыканты — Композиторы, Исполнители, Слушатели» Этот метод требует: самостоятельности в творчестве (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т. д.), способствует развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Метод содержательного анализа произведений основан на объединении художественно-творческого процесса и научного поиска. Будучи активным «вмешательством» слушателя в произведение данный метод способствует формированию особого рода знаний, умений и навыков. «Особого рода — потому что они не связаны с запоминанием явлений, событий и фактов, а вырабатываются как алгоритмы понимания механизма развития музыки». К таковым авторы метода относят:
Направления, течения и стили в искусстве
... многообразие сечений и направлений. НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ - понятия (в современном искусствознании употребляемые часто как синонимы), отражающие исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную ...
- умения находить противоречия в звучащей музыке и давать их смысловую интерпретацию;
- уяснение роли повтора, т. е. умение интерпретировать изменения одного и того же материала на разных стадиях развития;
- умение услышать переходы интонаций в их противоположность;
- умение понять и интерпретировать темы-образы, которые звучат между повторами, в логике, преопределенной развитием собственной слушательской гипотезы;
- способность интегрировать несколько музыкальных смыслов в один и включать его в дальнейшее постижение логики развития;
- умение слышать лейтмотивные элементы и понимать их роль в развитии смысла произведения и др.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки адекватен природе музыкального искусства. По мнению , он обеспечивает представленность в содержании занятий школьников различных пластов музыкальной культуры в интонационно — образных сопоставлениях эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Данный метод способствует выявлению традиции и новаторства, преемственности развития искусства.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. -Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально — чувственный опыт ребенка, тогда и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних фактов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, котором ученик сопровождает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества. Необходимым условием появления сопереживания является образование определенно контекста сознания, когда реципиент отдается впечатлению о созерцания произведений искусства. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика, должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется пониманием эстетического восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания как специфического проявления индивидуальной позиции человека.
В занятию по ОВР музыки, как правило, различные методы применяются в зависимости от вида музыкальной деятельности детей, типа урока, а также задач развития музыкальных способностей.
МИКРОПРАКТИКУМ
Определите виды музыкальной деятельности в предлагаемом конспекте урока музыки (табл. 9).
1. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Урок-концерт». Продумайте, какое произведение вы исполните в качестве музыкальной иллюстрации рассказа А. Кленова «Рояль без ножек».
Юрия Герасимовича Соколовского,
( Учитель читает фрагмент рассказа А. Кленова как воспоминания Соколовского.)
«…Блокадная зима была бедна звуками. Лишь сухо пощелкивал в радиорепродукторах метроном, и время от времени обрушивался на город грохот артобстрела. В один из вечеров я отправился к брату. На груди у меня, завернутые в тряпочку, лежали несколько десятков зерен, которые мы с женой случайно обнаружили в гербариях, еще до войны собранных дочкой.
Вышел я на Литейный проспект. Близко к домам была протоптана узкая, в человеческую стопу дорожка. Шаги мои: скрип… скрип…скрип… Темно. Холодно. Каждый шаг — словно в гору взбираешься. Идешь, как в забытьи. И навстречу вдруг тоже шаги. Женский голос в тишине: «Осторожно, там справа от Вас будет ямка, не упадите». «Спасибо, — отвечаю, — до свидания». Отошел в сторонку, в снег. Пропустил ее, д лица не видал, а сказали друг другу «до свидания», как знакомые. По дошел до улицы Жуковского, вконец измотался, а ведь до войны считал что мы с братом живем рядом.
« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...
... произведений литературы и искусства. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем дошкольном возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения ... которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой ...
Вошел во двор и остановился пораженный. В тишине я услышал, где-то играли на рояле. Мне казалось, что звуки разносятся по всему городу, так четко и звонко звучал в морозном воздухе инструмент. Рояль… немного осталось их в блокаду. Топить было нечем. В другое время показалось бы кощунственным — жечь рояль. Но когда от тепла, которое заключалось в блестящем отполированном дереве, зависела жизнь человека, выбирать не приходилось.
И меня поразило не то, что сохранился рояль. Меня изумило то, что играют. Ведь что означало в эти холодные и голодные дни сесть за рояль и начать заниматься! А играющий именно занимался, а не просто наигрывал. И звучало вот что…
(Исполняется клавирная музыка )
- ..Не помню, сколько я, слушая музыку. Потом запомнил полутемное окно, из которого неслись звуки рояля, и поднялся к брату. Каково же было удивление, когда оказалось, что инструмент за стеной.
- Кто там живет? — спросил я у брата.
–– Не знаю, вход с другого подъезда. Но порой мне кажется, что там живу я. Эта музыка, звучащая каждый день, для меня как последний лист в рассказе О’Генри. Помнишь? Человек сказал, что умрет, когда с дерева упадет последний лист. И вот один художник, узнав об этом больном, нарисовал осенний лист, вырезал его, влез ночью на дерево и прикрепил к ветке вместо настоящего засохшего и уже упавшего последнего листка. Больной остался жить, а художник умер, потому что простудился ночью, когда прикреплял нарисованный лист.
Брат мой был очень плох. Перевезти его ко мне никак не удавалось. Он категорически отказался уехать из своей квартиры. Я говорил ему, что у меня тоже есть рояль, и я буду ему каждый день играть все, что он захочет. В отличие от постоянно звучавшего за стеной Баха. Почему-то там играли только музыку великого немца.
Брат отказывался. Нельзя, говорил он, оставлять того, кто там за стеной. У всякого артиста должен быть зритель, у каждого музыканта — слушатель.
Я говорил ему, что играющий за стеной, наверное, не желал бы, чтобы его слушали. Ведь он не выступает, а занимается, и, честно говоря, игра его далека от совершенства.
- Не имеет значения, — отвечал брат. — Тот последний лист, возможно, тоже не был шедевром живописи.
- Но ведь ты даже не знаешь, кто там играет.
- Тем больше у меня желания поскорее встать на ноги и увидеть этого человека, чтобы сказать: я встал, благодаря Вам, я выжил, благодаря Вам.
Пришлось мне переселиться к брату, а за стеной с поразительной волей продолжали заниматься. Рояль страшно расстроился, дребезжал, некоторые клавиши попросту не отвечали. Но с каждым днем исполнение становилось лучше. Как вдруг в один из дней рояль замолчал. Все мы ужасно забеспокоились. Особенно разволновался брат. Несмотря на то, что он еще был болен, брат потребовал, чтобы ему помогли одеться. Я до сих пор помню каждый шаг этого пути вверх по лестнице соседнего подъезда. Едва передвигая ноги, опираясь на меня, брат шел, цепко держа в руках дневную пайку того самого знаменитого блокадного хлеба, Который в ту пору означал жизнь.
Взаимосвязь музыки и слова в системе музыкального образования
... музыкальные способности помогают осуществлению педагогической деятельности, а она, в свою очередь, способствует более полному раскрытию таланта и индивидуальности исполнителя. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что музыка и слово ... художественного общения с музыкальным произведением. Слово является как бы продолжением самой музыки и поэтому окрашивается в те тона и краски, которые присущи ...
Нам открыла девочка лет четырнадцати. Открыла не сразу. Видно, долго добиралась до двери. Она ничего не сказала, не спросила, а тотчас же повернулась и, касаясь рукой стены, пошла в комнату. Когда мы пошли за ней, мы увидели, что она лежит, не в силах пошевелиться.
Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, в чем дело. В комнате стоял, нет, не стоял, лежал рояль без ножек, без пюпитра, без верхней крышки. Осталось только самое необходимое, без чего нельзя было бы играть. Ножки, крышка были сожжены в печке…
Девочку удалось спасти, а брат мой окончательно встал на ноги»[1].
(Звучит фрагмент музыки .)
«Урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим и входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальна искусство…»’.
1. Е. Паркхерст, критикуя классно-урочную систему, отмечала, mi это неволя, лишение ученика свободы работать в соответствии со свои ми способностями.
Какими вы видите пути индивидуализации музыкальной деятеле ности учащихся на уроках музыки?
2. В музыкально-слушательской деятельности позитивность фроп тальной формы объяснима возможностями взаимодействия детей меж; собой в процессе решения проблем. Возможно ли в условиях музыкальн слушательской деятельности использовать групповую форму? Если — да, то каким образом?
3. отмечала в своих исследованиях, что развитие музыкального искусства неотделимо от развития чувственных cnocoil ностей самого человека. С этой точки зрения выявите характерную осо-1 бенность урока музыки.
4. Проанализируйте цель урока-викторины.
Учитель: Наш сегодняшний урок мы проведем в виде викторины, 1 Вам надо будет разделиться на 3 команды, каждой из которых предстоит 1 ряд испытаний. При правильном ответе на каждое задание команда по-| лучает три балла, если ответ дан неточный — 2—1 балл в зависимости! от количества ошибок. Команда, набравшая большее количество балов,! считается победителем и награждается CD-дисками с записями произ-1 ведений .
4. задание — угадать, из какого произведения звучит музыкальный ] фрагмент. Условие: ответ может быть дан только по завершению звучания музыки. (Звучат фрагменты из цикла «Детская музыка» — ] ва — «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».)
4. задание — используя инструменты детского оркестра (металлофоны, 1 треугольник, бубны, барабаны, деревянная коробочка), придумать аран-1 жировку фрагмента «Марша» из цикла «Детская музыка» — | фьева. При показе один из детей выполняет роль дирижера. (Предварительно фрагмент «Марша» — 1 часть — прослушивается всеми участии — ‘ ками конкурсных заданий.)
4. задание — капитан каждой команды выбирает лист с названием произведения . Задача детей — как можно ярче и интереснее рассказать содержание балета «Золушка», симфонической сказки «Петя и волк», кантаты «Александр Невский».
4. задание — необходимо собрать воедино отдельные части рисунка музыкального инструмента и определить название инструмента, какого героя озвучивает данный инструмент в симфонической сказке кофьева «Петя и волк». (На рисунках изображены флейта, гобой, удар-
Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...
... на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей, развитию воображения детей ... произведений музыкального искусства на уроках музыки, ... работ детей. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО−МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
1 Кабалевский принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. — Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1—3 классы. — М., 1980. — С. 16.
4 ПО
libit’.) При правильном ответе звучит фрагмент симфонической сказки •Иети и волк».
I 5 задание — капитан команды выбирает лист, на котором изображен Мкой-либо из персонажей балета «Золушка» . Детям предлагается, используя музыкально-пластические движения, изобразить конкретного персонажа из балета «Золушка» (учитель танцев, Золушка, ||«я осени), другие команды должны угадать героя по звучащей музыке н пластике движений. При оценке учитывается соответствие выбранных /шижений характеру звучания музыки.
4. задание — из предложенного каждой команде списка произведений ( .(‘. Прокофьева надо найти одно, которое не относится к его творчеству.
4. задание — каждой команде предлагается решить кроссворд, оперируя жанрами произведений, в которых работал (песня, кантата, опера, балет, симфоническая сказка).
На выполнение кросс — норда командой отводится 10 минут.
Подведение итогов.
Внеклассная и внешкольная работа по музыкальному воспитанию детей
Внеклассная и внешкольная музыкальная деятельность детей направлена на углубление получаемых на уроках музыки музыкальных знаний учащихся, развитие музыкальных способностей, а также совершенствование исполнительских навыков и умений слушательской деятельности. Основными принципами организации внеклассной музыкальной деятельности детей являются преемственность с уроками музыки, планомерность, последовательность, системность и увлеченность.
Среди организационных форм внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию различают посещение концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов- экранизаций опер и балетов.
Музыкальная деятельность может явиться составной частью комплексных занятий, проводимых во внеурочное время. Одно из таких занятий по теме «Мы слушаем осень» выглядит следующим образом: идет беседа о картинах осенней природы, затем свои впечатления от картин дети передают красками, звуками, движениями — поют песни об осени, читают стихи, изображают падающие с деревьев листья, на металлофонах и треугольниках сочиняют и исполняют «Танец дождя», мастерят поделки из природных материалов, составляют коллективно красочное панно из осенних
МИКРОПРАКТИКУМ
5. Одним из методов в музыкальном воспитании младших школьников! является метод игры. Проанализируйте цель и составляющие компоненты предлагаемой ниже дидактической игры (игровой замысел, игровые действия, роли, правила) из опыта работы педагогов-практиков. Смоделируйте дидактическую игру на развитие звуковысотного слуха детей.
Выбирается водящий, который выходит из класса. Оставшиеся договариваются, куда спрятать металлофон. Задача водящего — найти музыкальный инструмент, руководствуясь динамикой звучания песни, которую будут петь все участники. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится металлофон, или ослабевает по мере удаления от него. Если ребенок успешно справился с заданием, он может исполнить звукоряд, последовательно касаясь молоточком каждой пластинки металлофона, или сыграть свою импровизацию, выступив в роли композитора.
«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...
... классификацию игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности детей. ...
6. Метод проектной деятельности направлен на становление навыков и умений подбора и анализа материала по поставленной проблеме, оформления собранной информации, планирования работы, продуктивного и конструктивного сотрудничества с группой и научным руководителем.
Проведите ролевую игру «Проектная деятельность». Для этого необходимо распределить роли — руководитель проекта, дети и члены жюри. Как руководитель разработайте темы для проектной деятельности учащихся в области музыкального искусства. Обратите особое внимание на проблематику, которой в школьном курсе практически не уделяется внимания[2].
Составьте план работы и продумайте список литературы по данной проблеме. Будучи в роли детей, предусмотрите возможные вопросы к руководителю, а также будьте готовы защищать презентацию проекта, отвечая на вопросы членов жюри.
ЧАСТЬ II
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 5
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
5.1. Музыкально-слушательская деятельность
Музыкально-слушательская деятельность имеет цель развитие культуры восприятия музыки у школьников. Термин восприятие музыки имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке. Другое значение термина более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей, жанров, форм, композиторами и исполнителями. При этом две стороны музыкального развития школьников — восприятие и собственное творчество — неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. -Пашаев отмечал, что в произведениях большого искусства учащийся обычно видит замыслы несравненно более глубокие и гораздо более совершенные, чем в непосредственно в его собственном творчестве.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Однако «…не раз приходилось наблюдать, — отмечал музыковед — ский, — как хитросплетения контрапункта, изобретательность узоров фактуры и яркость гармонических красок вдруг заслоняют от увлекающегося анализом сознания глубинные, сокровенные, потайные ходы, по которым движется музыкальная мысль, как слишком большое приближение к материальной и технической стороне произведения искусства неожиданно оборачивается удалением от него и притом таким, что музыканты не замечают самой сути, не слышат музыки…»[3].
Поэтому более естественным
1 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. I — 8 кл. / под руководством . — М., 2006. — С. 16.
‘ Абдуллин музыки в общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — М., 1978. — Вып. 1. — С. 101 — 102.
[1] Рояль без ножек // Пионерский музыкальный клуб. — М., 1977. — Вып. 15. — С. 56-62.
Музыкальное искусство в Российской империи
... музыкальном искусстве. Ни одно более или менее значительное достижение русской музыки никогда не было национально ограниченным, а имело всегда глубокое международное значение. И к моменту ее классического ... о музыке, уровень эстетического восприятия музыкального искусства отдельными социальными группами, состояние музыкального просвещения и образования. 1. Первый период: музыкальное искусство с ...
[2] Целесообразно было бы выявить актуальные темы в беседе с учителем музыки общеобразовательной школы.
[3] О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. — С. 9.