Использование методики «родительское » в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Сочинение

Проблема комплексного изучения детско-родительских отношений ставит перед психологом задачи накопления и расширения методического арсенала в области семейного и возрастно-психологического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение» [1—3], однако проективный характер методики вызывает определенные трудности при ее проведении и интерпретации полученных результатов.

Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень родителей, и, в первую очередь, уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.

К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.

В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что родитель просит написать сочинение дома, в форме «домашнего задания». Это не позволяет психологу осуществить наблюдение за особенностями эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в процессе написания сочинения и проч. Кроме того, при интерпретации полученных данных для проведения контент-анализа текста сочинения от психолога требуется высокая квалификация и значительные временные затраты.

Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.

7 стр., 3426 слов

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по ...

... процессами) периода; одну историческую оценку значимости периода; исторические термины, понятия в ходе изложения, их корректное использование. ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ. При подготовке выпускников к выполнению 25 задания – историческому сочинению, начиная уже с 2015 ...

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия»».

«Открытая»

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • Когда я думаю о своем ребенке, то …

  • Скорее всего, он/она …

  • — Я всегда замечал(а) …

«Сравнительная оценка ребенка»

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • — По сравнению с другими детьми его/ее возраста …

  • — Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …

«Значимые характеристики ребенка»

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • Самое главное в характере моего ребенка …

  • Мой ребенок силен в …

«Позитивные особенности ребенка»

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • Я люблю, когда мой ребенок …

  • Мне нравится в моем ребенке …

«Идеальные ожидания»

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

  • Я хотел(а) бы, чтобы …

    29 стр., 14418 слов

    Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

    ... мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Объектом исследования - процесс развития речи детей раннего возраста. Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей раннего возраста. Целью работы является изучение фольклора как средства развития речи детей раннего возраста для ...

  • Я всегда мечтала о том, что …

  • Я был(а) бы рад(а), если бы …

  • Мой ребенок достаточно способен, чтобы …

«Возможные страхи, опасения»

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • Меня беспокоит в нем/ней …

  • Я боюсь, что …

  • Мне бы не хотелось, чтобы …

«Реальные требования»

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …

  • Хотелось, чтобы он/она перестал(а) …

«Причины трудностей»

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • Я очень раздражаюсь, когда …

  • Мне не нравится в нем/ней …

  • Думаю, что ему/ей мешает …

«Анамнестические данные»

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • Когда он/она рос(ла) …

  • Когда он/она был(а) маленьким(ой) …

  • Самое трудное, что пережил мой ребенок …

«Интересы, предпочтения ребенка»

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • Моего ребенка интересует …

  • Мой ребенок любит …

  • Он/она предпочитает …

«Ситуация «Мы-взаимодействия»»

  • Мне приятно, когда мы с моим ребенком …

  • Мои ребенок и я …

  • Наши отношения с ребенком …

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

«Образ ребенка»

Идеальный образ, Реальный образ

«Образ отношений в семье»

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1).

По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.

Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем).

Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».

Полное описание методики приведено в Приложении 2.

В проведенном нами исследовании(2004 — 2005 г.г.) было проанализировано 61 сочинение родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения и проживающих в г. Москве.

Общее количество контент-единиц по выборке составило 1 720.

1. Категории высказываний

Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.

Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке

Значимые характеристики, качества:

1) личностные особенности;

2) волевая сфера, самоконтроль;

3) когнитивная сфера;

4) коммуникативная сфера; навыки;

5) эмоциональная сфера;

6) самостоятельность;

7) внешность, физическое развитие;

8) самообслуживание, бытовые

9) здоровье;

10) вкусовые предпочтения.

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) природа (животные, растения);

2) культурные мероприятия;

3) ТВ;

4) компьютер; (математика, языки);

5) игра;

6) продуктивные виды деятельности;

7) чтение;

8) спорт, танцы;

9) музыка, пение;

10) интеллектуальные занятия

11) прогулки;

12) обучение, поступление в детский сад / школу / вуз.

Особенности отношений:

1) послушание;

2) близость, симбиоз;

3) совместность во взаимодействии;

4) внешние влияния.

Трудные жизненные ситуации:

1) утрата, сепарация;

2) развод, конфликт, переезд.

Дополнительные категории:

1) обобщенные высказывания;

2) переживания родителей.

«Образ отношений в семье»

Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье», Интересы, деятельностные предпочтения:

1) отдых, прогулки;

2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности);

3) бытовое взаимодействие;

4) межличностное общение;

5) культурные мероприятия;

6) игра;

7) продуктивные виды деятельности;

8) чтение;

9) музыка, пение;

10) занятия, обучение.

Характер отношений с ребенком:

1) дружба;

2) любовь;

3) доверие;

4) понимание;

5) послушание/подчинение;

6) близость, симбиоз.

Дополнительные категории:

1) обобщенные высказывания;

2) шаблон «мы — дружная семья».

Категории высказываний по «Открытой» шкале:

1) чувство «принадлежности» ребенка;

2) условный симбиоз;

3) личностные качества;

4) коммуникативные качества;

5) волевые качества;

6) навыки самообслуживания;

7) эмоциональные проявления;

8) способности;

9) обучение, профессия;

10) внешность;

11) детско-родительские отношения;

12) послушание;

13) сравнительная оценка;

14) внешние влияния;

15) телесный контакт;

17) обобщенные высказывания;

16) переживания родителя;

18) сензитивность к состоянию ребенка.

2. Эмоциональный знак отношения

Эмоциональная составляющая высказываний родителей отражает особенности принятия ребенка родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).

Эмоциональный знак высказываний не анализируется по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки).

Временная перспектива образа

Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя или отношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По другим шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях родителей могут встречаться исключения, и они интересны для разбора индивидуальных случаев.

Характер центрированности высказываний

Определение характера центрированности высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) возможно также только по «Открытой» шкале. По другим шкалам центрированность высказываний в основном задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» такой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во взаимодействии».

5. Распространенность описания

Коэффициент распространенности описания (Краспр. ) — показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.

Краспр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе)

6. Значимость блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка», «Образ отношений в семье»

Показатель предпочитаемой ориентации родителей на реальный, идеальный образы ребенка или на образ отношений с ним. Коэффициент значимости (Кзнач. ) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для родителей.

Кзнач. = Краспр. / количество вопросов в блоке

В нашем исследовании были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (табл. 1).

Деление на группы осуществлялось путем использования кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты взаимодействия.

Типы взаимодействия родителя и ребенка

Название группы

Характер взаимодействия

1. Конфликтный тип

несогласованное «Мы»

2. Гармоничный тип

комплементарное «Мы»

3. Дистантный тип

взаимодействие «рядом»

4. «Родитель-диктатор»

доминирование—подчинение

5. «Ребенок-диктатор»

доминирование—подчинение

На основании полученных данных нами описаны особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком.

Характеристика родительской позиции при конфликтном типе взаимодействия

Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном типе взаимодействия является то, что он менее дифференцирован, по сравнению с другими типами. Интересно, что при прямой оценке особенностей ребенка родителей в основном волнует развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив).

При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Отмечают, что их ребенок лидирует, старается со всеми подружиться, найти общий язык. Та же ситуация наблюдается и в образе идеального ребенка: также представлены категории, связанные с физическим благополучием (будет сильным, будет заниматься спортом), коммуникативными качествами (будет лидером, будет много друзей) и развитием способностей (изучит любую науку).

Опасения родителей в будущем связаны с физическим благополучием (здоровье) и послушанием ребенка (будет непослушен, капризен).

Образ ребенка в прошлом (анамнестические сведения) у конфликтных родителей в основном складывается из оценки физической стороны развития (была как кукла, был подвижный, шустрый) и деятельностных предпочтений (любил машинки, мультики).

Интересы ребенка глазами родителей не имеют определенной выраженной направленности. Чуть более выражен интерес к спорту, танцам, что тоже подчеркивает важность физического компонента в образе ребенка.

Эмоционально-личностные особенности в образе ребенка у родителей из конфликтной группы значительно менее представлены и упоминаются в связи с возможными зонами конфликтности. Родители видят среди основных возникающих трудностей особенности эмоционального реагирования ребенка (беспричинно ревет, расстраивается, раздражается).

Таким образом, у конфликтных родителей образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность).

Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в Негативном контексте.

Родители из конфликтной диады ориентированы на настоящее — Кзнач. блока «Образ реального ребенка» равно 0,98. Если рассматривать отдельно нейтральные высказывания как наиболее информативные для выявления центрированности и направленности позиции родителя, то в среднем 83% из них направлены на настоящее и центрированы на ребенке.

Образ ребенка в целом имеет эмоционально-положительную окраску. Исключение составляет образ ребенка в прошлом с приоритетом нейтральных по знаку высказываний (67%), в особенности при сравнении ребенка с другими детьми (50% нейтральных высказываний).

По критерию эмоциональной направленности будущее представляется родителям более позитивным, чем настоящее (ожидания в 98% случаях позитивные).

Родитель относится к ребенку в прошлом по большей части эмоционально-нейтрально. Все значимое и важное для родителя происходит в настоящем, при этом в будущем ребенок видится более позитивно, чем в настоящем.

Относительно образа отношений с ребенком можно сказать, что он положительно окрашен (78% положительных высказываний).

Приоритет каких-либо определенных категорий в образе отношений между ребенком и родителем выявить не представляется возможным. Родители в равной степени отмечают дружбу, любовь, близость во взаимоотношениях с ребенком. Совместная деятельность строится вокруг чтения, пения и свободного времяпрепровождения.

Пример 1. Протокол сочинения мамы Насти С.

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то … думаю, как хорошо, что она есть.

Скорее всего, он/она …, Я всегда замечал(а) …, Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста …, Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …, Значимые характеристики в оценке ребенка, Самое главное в характере моего ребенка …, Мой ребенок силен в …, Положительные особенности ребенка, Я люблю, когда мой ребенок, Мне нравится в моем ребенке …, Идеальные ожидания

Я хотел (а) бы, чтобы

14. Я всегда мечтал(а) о том, что … она будет заниматься спортом, и она занимается.

Я был(а) бы рад(а), если бы …

Мой ребенок достаточно способен, чтобы …, Возможные страхи, опасения, Меня беспокоит в нем/ней …

Я боюсь, что …

Мне бы не хотелось, чтобы …, Реальные требования, Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …, Хотелось, чтобы он/она перестал(а) …, Причины трудностей, Я очень раздражаюсь, когда …, Мне не нравится в нем/ней …, Думаю, что ему/ей мешает …, Анамнестические данные

Когда он/она рос(ла) …

Когда он/она был(а) маленьким(ой) …, Самое трудное, что пережил мой ребенок …, Интересы, предпочтения ребенка, Моего ребенка интересует …, Мой ребенок любит … рисовать,, Он/она предпочитает …, Ситуация «Мы-взаимодействия», Мне приятно, когда мы с моим ребенком …, Мой ребенок и я …, Наши отношения с ребенком …, Характеристика родительской позиции при гармоничном типе взаимодействия

Наиболее значимыми характеристиками в реальном образе ребенка для родителей из гармоничных диад являются его личностные особенности. Интересно, что в отличие от других групп большинство Родителей отмечают доброту как основное качество их ребенка. Родители также отмечают такие личностные качества ребенка, как открытость, непосредственность, наивность, добродушие. При сравнительной оценке качеств ребенка фокус образа смещается в сторону коммуникативной сферы («находит общий язык», «общительный» «со всеми играет»).

В целом эмоциональный знак реального образа ребенка положительный.

Диапазон предпочтений в образе ребенка достаточно широкий, но наиболее выражены игровые предпочтения. Чуть менее выражена категория «чтение», еще менее — вкусовые предпочтения, любовь к животным/растениям, просмотр телевизора. В некоторых случаях в сферу интересов родитель включает себя или другого родителя («играть с папой», «сидеть дома с мамой»).

Причины негативных проявлений в поведении ребенка (трудностей) родители из гармоничных диад видят в особенностях развития волевой сферы («неусидчив, рассеян»), внутрисемейного взаимодействия («не слушает», «перенимает не то, что хотелось бы»), в коммуникативной сфере («скован», «не имеет близких друзей»).

Родитель склонен рассматривать себя в контексте трудностей ребенка («просит меня, когда мне некогда», «приходится говорить ему по нескольку раз»).

Предъявляемые ребенку требования касаются его эмоциональной сферы («перестал плакать», «расстраиваться», «переживать») и интеллектуальных занятий («писал», «читал», «занимался»).

Вообще, плач упоминается родителями этой группы значительно чаще, чем в других диадах. Такие негативные эмоциональные реакции, как раздражение, злость, вообще не упоминаются.

Ожидания у родителей концентрируются вокруг здоровья («чтобы не болел», «вырос крепким») и часто носят обобщенный характер (в форме пожеланий ребенку хорошего в дальнейшей жизни).

Опасения родителей также носят, скорее, обобщенный характер («в жизни будет нелегко, тяжело») или связаны со здоровьем ребенка.

В образе идеального ребенка у родителей из гармоничных диад, наряду с когнитивной и физической сторонами, достаточно значимой является эмоционально-личностная («спокойный», «счастливый», «умный», «здоровый»).

Образ ребенка в прошлом достаточно дифференцирован. В основном для родителей важно, каким было внутрисемейное взаимодействие с ребенком. Важно отметить, что почти во всех высказываниях просматривается эмоциональная включенность родителя во взаимодействие с ребенком («радовала меня», «мы много путешествовали», «все его баловали», «я пыталась лучше ее узнать»).

На отрицательном полюсе высказываний в основном упоминаются эмоциональные проявления ребенка (капризы, плач, беспокойство).

Среди пережитых ребенком трудных ситуаций отмечаются разлука с родителями (до нескольких месяцев), болезнь (нахождение в больнице).

Причем на том же уровне выраженности находится и показатель отсутствия трудных ситуаций у ребенка в прошлом, т.е. мы не можем говорить о каких-либо определенных тенденциях в этой области.

Гармоничный тип взаимодействия отличается тем, что образ отношений с ребенком у большинства родителей характеризуется как дружеский, и, по сравнению с другими группами, в гармоничных диадах родители чаще говорят о любви во взаимоотношениях с ребенком и эмоциональный знак высказываний по шкале «Ситуация «Мы-взаимодействия»» максимально положительный по выборке (87% положительных высказываний).

Коэффициент значимости блока «Образ отношений в семье» по группе наиболее выражен (Кзнач. = 1,0).

Категории ответов по «Открытой» шкале в гармоничных диадах достаточно размыты. Интересно, что, по сравнению с другими типами диад, здесь наиболее выражена центрированность высказываний на отношениях с ребенком («он сильно привязан ко мне», «хочу поскорее увидеть его»).

Пример 2. Протокол сочинения мамы Алины Щ.

«Открытая» шкала

Когда я думаю о своем ребенке, то …, Скорее всего, он/она …, Я всегда замечал(а) …, Сравнительная оценка ребенка, По сравнению с другими детьми его/ее возраста …, Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …, Значимые характеристики в оценке ребенка, Самое главное в характере моего ребенка, Мой ребенок силен в …, Позитивные особенности ребенка, Я люблю, когда мой ребенок, Мне нравится в моем ребенке …, Идеальные ожидания

Я хотел(а) бы, чтобы …

Я всегда мечтал(а) о том, что …

Я был(а) бы рад(а), если бы …

Мой ребенок достаточно способен, чтобы …, Возможные страхи, опасения, Меня беспокоит в нем/ней …

Я боюсь, что …

Мне бы не хотелось, чтобы …, Реальные требования, Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …, Хотелось, чтобы он/она перестал(а) …, Причины трудностей, Я очень раздражаюсь, когда…, Мне не нравится в нем/ней…, Думаю, что ему/ей мешает …, Анамнестические данные

Когда он/она рос(ла) …

Когда он/она был(а) маленьким(ой) …, Самое трудное, что пережил мой ребенок …, Интересы, предпочтения ребенка, Моего ребенка интересует …, Мой ребенок любит …, Он/она предпочитает …, Ситуация «Мы-взаимодействия», Мне приятно, когда мы с моим ребенком …, Мой ребенок и я …, Наши отношения с ребенком …, Характеристика родительской позиции при дистантном типе взаимодействия

В образе ребенка при дистантном типе взаимодействия выражены следующие категории высказываний: самостоятельность, послушание, коммуникативные и личностные качества. Интересно, что среди значимых личностных характеристик ребенка всего один раз упоминается доброта. В других группах доброта упоминается значительно чаще. В рассматриваемых диадах в реальном образе ребенка наблюдается тенденция к подчеркиванию близости («я вижу в ней себя», «разговаривает со мной по душам», «рассуждает со мной о жизни») и в то же время к удовлетворенности тем, что ребенок может сам себя занять, самостоятелен («занят увлекательным делом — лучше, если самостоятельно», «всегда сам может найти себе занятие»).

В коммуникативной сфере также наблюдается амбивалентность отношения к ребенку («он всех заводит», «ей трудно найти партнера по игре»).

Эмоциональный знак образа реального ребенка по шкале «Значимые характеристики ребенка» выраженно-нейтральный (57%) или амбивалентный (14%), а по шкале «Сравнительная оценка ребенка» 22% отрицательных высказываний. При этом родители подробно говорят об увлечениях ребенка разнообразными занятиями. Среди предпочтений родители в основном отмечают те, где ребенок сам себя может занять: игра, рисование — по шкале «Позитивные особенности ребенка»; ТВ, игра, чтение, продуктивные виды деятельности — по шкале «Интересы, предпочтения ребенка».

Среди основных причин трудностей родители называют непослушание и упрямство ребенка с акцентом на то, что родителю приходится предпринимать что-то для преодоления позиции ребенка («приходится по нескольку раз просить», «не убирает за собой», «ленится»).

Те качества, которые не нравятся в ребенке, сформулированы в достаточно резкой форме (эгоизм, лень, упрямство).

В отличие от других групп, нет указаний на негативные эмоциональные реакции ребенка (например, конфликтные проявления, плач).

Образ ребенка в прошлом (шкала «Анамнестические данные») отражает наличие дистанции в отношениях («был очень спокойным, до трех лет все делал сам», «раньше было меньше хлопот», «почти никогда не плакал», «я никогда не выделяла ее, старалась ровно относиться»).

В основном родители констатируют, что в прошлом с ребенком не было проблем.

Интересно отметить, что, описывая идеальный образ ребенка, почти все родители данной группы хотят, чтобы их ребенок больше внимания уделял чтению. Почти нет упоминания о творческих, продуктивных видах деятельности или о физических тренировках (музыка, рисование, спорт, игра и т.п.).

В одном случае упоминается обучение (занятия по подготовке к школе).

Идеальные ожидания родителей в основном касаются обучения в школе. Также родители часто упоминают здоровье ребенка («был здоровым и хорошо учился»).

Лишь в одном случае родитель упоминает о положительных перспективах своих отношений с ребенком («всегда с ней будем друзьями»).

Как тенденция — значимость внешней оценки ребенка («я ей гордилась», «мне не пришлось бы за него краснеть»).

То же обнаруживает и шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия»» («приятно, когда знакомые говорят хорошее о ребенке»).

В опасениях родителей нет определенных ярко выраженных тенденций. Родители в равной степени говорят о послушании, обучении в школе, и, что интересно, о близости («порчу своей любовью», «в трудную минуту меня не будет рядом»).

Необходимо отметить, что по параметру временной направленности родители из дистантных диад более ориентированы на будущее (36% по «Открытой» шкале), чем родители из других диад.

Образ отношений с ребенком описывается родителем без превосходных степеней качественных прилагательных. Не встречаются такие описания отношений, как, например, в гармоничной группе («замечательные», «прекрасные», «чудесные»).

Родители констатируют без выраженной эмоциональной включенности, что отношения с ребенком «строятся на доверии» «характеризуются взаимопониманием», «мы хорошо относимся друг к другу».

Пример 3. Протокол сочинения мамы Алеши Т.

«Открытая» шкала

Когда я думаю о своем ребенке, то …, Скорее всего, он/она …

21. Я всегда замечал(а) … что он очень реагирует на несправедливые замечания и наказания.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста …, Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …, Значимые характеристики ребенка, Самое главное в характере моего ребенка …, Мой ребенок силен в …, Позитивные особенности ребенка, Я люблю, когда мой ребенок …, Мне нравится в моем ребенке…, Идеальные ожидания

Я хотел (а) бы, чтобы …

Я всегда мечтала о том, что …

Я был(а) бы рад(а), если бы …

Мой ребенок достаточно способен, чтобы, Возможные страхи, опасения, Меня беспокоит в нем/ней …

Я боюсь, что

Мне бы не хотелось, чтобы …, Реальные требования, Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …, Хотелось, чтобы он/она перестал(а) …, Причины трудностей, Я очень раздражаюсь, когда, Мне не нравится в нем/ней

21. Думаю, что ему/ей мешает …, Анамнестические данные

Когда он/она рос(ла) …

Когда он/она был(а) маленьким(ой) …, Самое трудное, что пережил мой ребенок …, Интересы, предпочтения ребенка, Моего ребенка интересует …, Мой ребенок любит …, Он/она предпочитает …, Ситуация «Мы-взаимодействия», Мне приятно, когда мы с моим ребенком …, Мой ребенок и я …, Наши отношения с ребенком …, Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Родитель-диктатор»

Образ ребенка у авторитарного родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»).

Значимой категорией для авторитарных родителей являются коммуникативные качества ребенка, причем родители оценивают их как позитивно («очень общителен», «коммуникабелен», «охотно идет на контакт»), так и негативно («плохо контактирует», «всегда уступает нагловатым детям», «недостаточно раскован»).

Среди значимых характеристик ребенка родители этой группы наиболее часто называют личностные и волевые качества. Среди позитивных личностных качеств преобладают отзывчивость, открытость, дружелюбие, справедливость, умение прощать. Значимых негативных личностных качеств по выборке не выявлено. К волевым качествам родители относят упрямство, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца.

При оценке позитивных особенностей ребенка для родителей также приоритетными являются личностные качества ребенка (доверчивость, доброта, желание помочь), а также послушание («слушается и помогает», «помогает мне и слушает родителей») и позитивное эмоциональное состояние («жизнерадостный», «веселый», «в хорошем настроении»).

Интересно, что в высказываниях по шкале «Сравнительная оценка ребенка» выражена тенденция центрированности родителя на себе, своих переживаниях и на близости с ребенком. Например, при ответе на вопрос «Когда мы с ним/ней бываем среди других детей…» на положительном полюсе такие высказывания, как: «мне с ним легко», «нам очень хорошо», «мне бывает приятно наблюдать за ней», на отрицательном — «он предпочитает не замечать, что рядом есть мама», «полностью переключает на них свое внимание».

Основной причиной трудностей во взаимодействии с ребенком родители называют непослушание («не могу ее переубедить», «упрямится, хотя знает, что не права»).

Здесь наиболее часто используется определение «упрямство». Многие родители говорят о склонности ребенка к лени и вранью. По сравнению с другими типами диад, значимость образа реального ребенка высокая (Кзнач.= 1,08).

Образ ребенка в прошлом имеет положительную эмоциональную окраску. Родители отмечают, что с ребенком было в основном легко и называют различные качества ребенка: внешность («был похож на медвежонка», «был как одуванчик»), физическую активность («был шустрым, подвижным»), когнитивное развитие (речь, память, любознательность).

Пережитые ребенком трудности в основном связаны со здоровьем и сепарацией.

В идеальном образе ребенка среди требований к ребенку преобладает категория послушания («хотелось бы, чтобы ребенок перестал пререкаться, капризничать, упрямиться»).

Наиболее часто в этой категории употребляется глагол «упрямиться». Родитель предъявляет к своему ребенку требование быть активным (перестал бы «стесняться рассказывать стихи», «быть таким застенчивым», «всего бояться»), но при этом послушным и позитивно эмоционально настроенным. Большинство родителей, очерчивая круг желательной активности ребенка в будущем, говорят о достижении успехов в обучении. Вообще, «достичь» и «добиться» — наиболее часто употребляемые здесь глаголы.

Та же тенденция наблюдается и в идеальных ожиданиях. По данной шкале достаточно много отрицательных высказываний, касающихся послушания («не был бы таким упрямым», «почаще прислушивалась к тому, что ей говорят, что от нее требуют» и в то же время «был бы поупорнее») и коммуникативных качеств («был более коммуникабельным», «легко сходился с людьми»).

Авторитарные родители чаще, чем в других группах, говорят, что ожидают от ребенка приобретения конкретных умений и навыков («научился кататься на коньках», «научилась шить, вязать», «развила способности к рисованию», «делала мелкую домашнюю работу», «продолжала занятия танцами как можно дольше»), т.е. ожидания в отношении ребенка достаточно конкретизированы. Ожидания также касаются дальнейших отношений с ребенком, в основном в аспекте помощи родителям и взаимного доверия («вырастет и будет помогать маме», «вырастет заботливым сыном», «мы были бы лучшие подруги», «отношения были бы доверительные»).

Упоминания собственно эмоционально-личностных качеств в ожиданиях мало. Родители хотели бы, чтобы их ребенок был понежнее, поменьше тревожился, был более уравновешен.

Возможные страхи и опасения касаются в основном оказания внешнего влияния на ребенка («подчинится чужому влиянию», «обращал внимание на отрицательных героев», «влияли плохие поступки других детей», «попадет в плохую компанию», «чтобы кто-то командовал им»), послушания и потери близости с ребенком. Среди основных эмоционально-личностных качеств, которые родитель не хотел бы видеть в своем ребенке, — застенчивость, нерешительность, тревожность, излишняя эмоциональность, ранимость. Но о них родитель говорит мало. Родитель хочет видеть своего ребенка решительным, стойким, послушным, независимым от внешнего окружения и опасается потери влияния на ребенка.

В образе отношений с ребенком (шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия»») превалирует категория дружбы, даже подчеркивается равенство позиций родителя и ребенка («общаемся на равных», «учим друг друга»).

Общий эмоциональный знак высказываний — положительный, но без выраженных превосходных степеней в описании отношений с ребенком. Можно сказать, что эмоциональная оценка отношений, скорее, сдержанная («неплохие», «нормальные», «пока хорошие», «можно назвать гармоничными», «дружеские, но до определенной степени»).

По характеру открытых высказываний можно сказать, что родители много внимания уделяют своим переживаниям относительно ребенка (интерес, гордость, волнение, радость).

Родителями декларируется чувствительность к состоянию ребенка. В образе ребенка приоритет коммуникативных качеств сохраняется.

Пример 4. Протокол сочинения мамы Наташи Л.

«Открытая» шкала

Когда я думаю о своем ребенке, то …, Скорее всего, он/она …, Я всегда замечал(а) …, Сравнительная оценка ребенка, По сравнению с другими детьми его/ее возраста …, Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …, Значимые характеристики ребенка, Самое главное в характере моего ребенка, Мой ребенок силен в …, Позитивные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок … проявляет самостоятельность, просит что-нибудь ей объяснить, помогает мне в чем-либо, слушает родителей.

Мне нравится в моем ребенке …, Идеальные ожидания

Я хотел (а) бы, чтобы …

Я всегда мечтала о том, что…

Я был(а) бы рад(а), если бы …

Мои ребенок достаточно способен, чтобы …, Возможные страхи, опасения, Меня беспокоит в нем/ней

Я боюсь, что…

Мне бы не хотелось, чтобы …, Реальные требования, Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …, Хотелось, чтобы он/она перестал(а) …, Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда … дочь меня не слушает или не хочет слышать, что я ей говорю или прошу сделать что-либо.

Мне не нравится в нем/ней …, Думаю, что ему/ей мешает …, Анамнестические данные

Когда он/она рос(ла) …

Когда он/она был(а) маленьким(ой)…, Самое трудное, что пережил мой ребенок …, Интересы, предпочтения ребенка, Моего ребенка интересует …, Мой ребенок любит …, Он/она предпочитает …, Ситуация «Мы-взаимодействия», Мне приятно, когда мы с моим ребенком …, Мой ребенок и я …, Наши отношения с ребенком …, Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Ребенок-диктатор»

В образе ребенка среди значимых характеристик выражены волевые качества («требователен», «настойчив», «стремится добиться чего-то» «целеустремленность»), личностные качества («серьезность», «спокойствие», «прямолинейность»).

Родители отмечают также любознательность и речевую активность ребенка (силен в разговорах, спорах, сочинении историй).

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители отмечают удовлетворенность поведением ребенка («прекрасно себя ведет», «довольна его поведением и мне редко бывает за него стыдно»).

Среди категорий высказываний наиболее выражена категория коммуникаций («ищет общения и лидерства», «быстро вливается в игру», «общительна и рассудительна»).

По шкале «Позитивные особенности ребенка» родители отмечают способность ребенка к адекватному и самостоятельному построению коммуникаций («знает, с кем разговаривать и с кем не надо», «умеет разбираться в людях»).

Отмечаемая зрелость отражается также в подчеркивании характеристик, относящихся к тендерным показателям («умеет пользоваться косметикой, делает себе прически», «защищает девочек», «интересуют отношения между полами», «любит наряжаться»).

В прошлом родители отмечают, что ребенок был «более беспокоен, чем сейчас», «доставлял больше хлопот», «был капризным», «часто плакал». К пережитым трудным ситуациям родители относят болезнь, сепарацию с близкими взрослыми и адаптацию в детском саду. По сравнению с другими группами, потворствующий родитель чаще отрицает ситуацию возможных пережитых трудностей в анамнезе ребенка.

Среди интересов и предпочтений ребенка в большинстве случаев выражен интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию), игре, просмотру телевидения.

Ребенок в такой диаде в глазах родителя «самостоятелен», «рассудителен», «смел», «серьезен», «коммуникабелен», «настойчив», «неусидчив», «упрям». В отличие от других групп, среди эмоционально-личностных качеств в образе ребенка почти не встречается упоминания тревожности, плаксивости.

В идеальном образе ребенка потворствующие родители, в отличие от других групп, более ориентированы на получение ребенком образования, причем упоминается часто высшее образование («будет учиться в институте», «окончит школу и поступит учиться дальше», «будет ученым», «будет учиться в России»).

Значима для них также волевая сфера («был более внимателен», «сдержан», «усидчив», «уравновешен», «вынослив»).

Требования, предъявляемые ребенку, в основном касаются послушания и самоконтроля. Наиболее яркими иллюстрациями здесь служат высказывания: «бесится или чего-то требует измором, пока ему не уступят», «капризничает и делает что-то из вредности, назло», «ноет, пытаясь добиться того, что хочет». Большинство родителей отмечают неусидчивость, упрямство и даже эгоизм ребенка (что не встречается в других группах).

Опасения касаются личностных особенностей, самоконтроля, здоровья, внешних влияний. Потворствующий родитель не всегда уверен, что ребенок оправдает его надежды. Это тоже специфично только для данной группы диад. Встречаются случаи, когда родитель отмечает, что ребенку «с его характером будет трудно в жизни». В образе отношений с ребенком родители делают акцент на совместности во взаимодействии. Наречие «вместе» встречается достаточно часто, причем родители указывают на определенные виды деятельности, среди которых наиболее распространены совместный отдых, прогулки, культурные мероприятия. В отличие от других групп, занятия (например, подготовка к школе, письмо, чтение) почти не указываются. Также используются категории «похожи», «близки», «любим друг друга», но, что интересно, категория «дружба» почти не используется.

Среди открытых высказываний выражены категории: переживания родителей (счастлива, волнуюсь, беспокоюсь), близость (как поиск телесного контакта с ребенком), личностные качества ребенка. Причем родитель чаще, чем в других группах употребляет превосходные степени определений («мой ребенок самый лучший», «лучше всех», «самый красивый»).

Пример 5. Протокол сочинения мамы Наташи К.

«Открытая» шкала

Когда я думаю о своем ребенке, то …, Скорее всего, он/она …, Я всегда замечал(а)…, Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста …, Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …, Значимые характеристики ребенка, Самое главное в характере моего ребенка …, Мой ребенок силен в …, Позитивные особенности ребенка, Я люблю, когда мой ребенок, Мне нравится в моем ребенке, Идеальные ожидания

Я хотел (а) бы, чтобы …

Я всегда мечтала о том, что …

Я был(а) бы рад(а), если бы …

Возможные страхи, опасения, Меня беспокоит в нем/ней …

Я боюсь, что…

Мне бы не хотелось, чтобы…, Реальные требования, Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …, Хотелось, чтобы он/она перестал(а) …, Причины трудностей, Я очень раздражаюсь, когда …, Мне не нравится в нем/ней …

27. Думаю, что ему/ей мешает …, Анамнестические данные

Когда он/она рос(ла) …

Когда он/она был(а) маленьким(ой) …, Самое трудное, что пережим мой ребенок…, Интересы, предпочтения ребенка, Моего ребенка интересует …, Мой ребенок любит …, Он/она предпочитает, Ситуация «Мы-взаимодействия», Мне приятно, когда мы с моим ребенком …, Мой ребенок и я …