Методика работы над м-рассуждением на лингвистическую тему (из опыта работы учителя русского язык и литературы)

Сочинение
  • Тезис
  • Доказательства
  • Вывод

Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции.

Конкретно для лингвистического сочинения схема построения может выглядеть так:

Вступление

Введение в тему, сообщение о высказывании.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутой цитаты о языковом явлении. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания о сущности языкового явления

3. Следующий этап работы — знакомство учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, то есть цитатами лингвистов о различных языковых явлениях и тематическими блоками, по которым эти цитаты распределены.

4. Приступая к практической части, я знакомлю учащихся с памяткой для учащихся «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему», рекомендованную авторами методического пособия : Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

  • Внимательно прочитайте предложенное высказывание (цитату о языке).

    Помните, что это образное высказывание служит тезисом к вашему сочинению, поэтому необходимо правильно понять исходный тезис.

  • Чтобы правильно понять исходный тезис, найдите (укажите) в этом высказывании ключевые слова и выражения. Например, обратимся к высказыванию учёного-лингвиста Е.В.Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (из темы № 1 «Связь грамматики и лексики в русском языке»).

  • Соотнесите смысл высказывания с лингвистическими знаниями: на этом этапе вы выступаете в роли переводчика образного выражения на язык теории. Для этого необходимо определить термины, лингвистические понятия, которые будут использованы в вашем сочинении. Например, в высказывании Джанджаковой лингвистическими понятиями являются лексические и грамматические явления. Вспомните, какие понятия, термины изучаются в разделах «Лексика» и «Грамматика».

Лексика: лексическое значение слова; лексика с точки зрения происхождения(исконно русские, заимствованные слова); лексика с точки зрения появления и активного употребления в речи (историзмы, архаизмы, неологизмы); лексика с точки зрения сферы её употребления (общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы); стилистически окрашенная лексика (разговорная, научная, публицистическая, поэтизмы, оценочная: высокая, неодобрительная, пренебрежительная, грубая и др.); многозначные и однозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Я считаю, на этом этапе работы полезно проводить словарные диктанты по лингвистическим терминам.

Грамматические средства языка: морфологические нормы употребления разных частей речи, различные синтаксические конструкции (предложения с однородными членами, обособление членов предложения, вводные слова, разные типы сложных предложений. В этом году я столкнулась с тем, что даже в сильном классе учащиеся не до конца понимают термин «Грамматика», хотя изучаем грамматические явления с 5 класса.

Памятка для учащихся «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему»

1. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения.

2. Подберите аргументы, доказывающие справедливость высказывания, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.

3. Перечитайте текст.

4. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

5. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

  • чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста №…;
  • справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения №.., в котором автор использует … в подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения №… прочитанного мною текста;
  • рассмотрим предложение №…. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

7. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что …»).

8. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Рекомендации к написанию сочинения по высказыванию Г.В.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» — даны в разных пособиях. Кроме названных, можно указать пособие по подготовке к ГИА Драбкиной С.В. и Субботина Д.И. Я остановлюсь на других цитатах.

Например, цитата «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Нина Сергеевна Валгина).

Для написания сочинения по этой цитате необходима предварительная работа., Во-первых, Во-вторых

Абзац – это структурная единица текста, состоящая из одного или нескольких предложений, объединённых одной микротемой и раскрывающих общую мысль текста, графически выделяющаяся на письме.

Функции абзаца:

1. Логические и стилистические функции абзаца как средства оформления речи:

  • при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие в тексте описание нового этапа в развитии действия;
  • характеристику нового героя;
  • появление новой темы;
  • детализацию описания;
  • авторское отступление;
  • стремление передать повышенную экспрессию и т.д.

2. Функции абзаца как своеобразного знака препинания:

  1. Оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей
  2. Выполняет в тексте экспрессивно-выделительную функцию (распространённый приём публицистической и художественной речи – выделение в абзац отдельного предложения, важного в композиционном и смысловом отношении)
  3. Проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста.

В-третьих

Однако деление на абзацы в тексте М.Лоскутова имеет свои особенности. Девятиклассники обращают внимание на второй и третий абзацы, в которых идёт речь об особенностях собаки, то есть они раскрывают одну микротему, особым образом организованную. Ученик пишет: «Логичнее было бы совместить второй и третий абзацы, либо добавить ещё один». Во втором автор называет две особенности пса, отличающие его от других собак, а о третьей «странности» рассказывает в отдельном, третьем абзаце. И начинается он с вводного слова «в-третьих». Почему? Учащиеся отвечают так: « Автор отделил самую важную черту Борожая – доброту», «Автор описывает в третьем абзаце качества , которые не нормальны для пса, но это делает его особенным. И только после смерти пса рассказчик понял это».

Ещё на одну композиционную особенность текста обратили внимание учащиеся. Первые три абзаца противопоставлены последнему. Вначале автор восхищается соседской собакой, говоря о ней: «…пёс так пёс», потому что она как «…глянет – так дрожь до самых пяток пробирает», а в конце текста автор уже по-другому отзывается о «таких» собаках: «они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску». При внимательном чтении можно увидеть, что в пятом абзаце автор упоминает все микротемы текста: он пишет и о кличке собаки, и об удивительном поведении пса на пожаре, и о странности и непохожести на других собак.

Таким образом, мы убедились в справедливости второй части высказывания Валгиной. Делаем выводы о причинах, заставляющих автора пользоваться абзацным членением: новизна информации, новая микротема; эмоциональное выделение детали; важность итоговой информации в рамках данного текста; несовместимость высказываний при последовательном представлении новой информации и др. Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор может по- своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии темы текста.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-rassujdeniya/

  • Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе // Русский язык в школе, № 4, с.5 – 9.
  • Бурцева Е.В. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему // Международной научно-исследовательский журнал – Екатеринбург: Литера, 2012. №7 (7), ч.2 – С. 42-45.
  • «Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) кандидата филологических наук Нарушевича А.Г., размещённой на сайте «Дистант+» ОмГУ имени Ф.М.Достоевского;
  • Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах, Ростов-на-Дону: Легион, 2011.