Методика работы над м-рассуждением на лингвистическую тему (из опыта работы учителя русского язык и литературы)

Сочинение
  • Тезис
  • Доказательства
  • Вывод

Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции.

Конкретно для лингвистического сочинения схема построения может выглядеть так:

Вступление

Введение в тему, сообщение о высказывании.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутой цитаты о языковом явлении. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания о сущности языкового явления

3. Следующий этап работы — знакомство учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, то есть цитатами лингвистов о различных языковых явлениях и тематическими блоками, по которым эти цитаты распределены.

4. Приступая к практической части, я знакомлю учащихся с памяткой для учащихся «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему», рекомендованную авторами методического пособия : Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

На современном этапе развития общества язык играет важную роль в жизни каждого человека. Сложившиеся в языке многозначности, двусмысленности, омонимии заставляют нас обращать внимание не только на сказанное, но и на то, как оно было сказано. Как справедливо заметила Е.В.Джанджакова, художественный текст может вызвать у нас особый интерес и настроение, но его понимание не всегда ограничивается соответствующей интерпретацией и смысловым восприятием. Часто важную роль приобретает именно внешняя форма текста.

Если мы обратимся к лингвистическим знаниям, то сможем представить разнообразие лексических и грамматических явлений, которые так или иначе определяют формирование особенностей языкового взаимодействия. В разделе «Лексика» мы можем изучать лексическое значение слова, его происхождение и сферу употребления, а также различные стилистические особенности. Таким образом, мы сможем определить насколько выразительным, четким и точным должен быть выбор каждого слова, чтобы обеспечить понимание текста и сохранить его литературный вкус.

В повседневной речи, а также в художественных и научных текстах грамматические средства языка имеют большое значение. Морфологические нормы употребления и синтаксические конструкции помогают строить сообщения и передавать свои мысли. Отсутствие грамматической правильности можно ощутить даже в общении с самыми близкими людьми, что делает важным усвоить основные грамматические правила.

Для того, чтобы в полной мере овладеть языком, необходимо уделять внимание и лексической, и грамматической составляющей. Именно поэтому, нашей задачей является проведение словарных диктантов по лингвистическим терминам, усвоение правил грамматики, а также изучение специальной литературы. Овладение навыками языковой коммуникации поможет профессиональному и личностному развитию каждого человека.

2. Справедливость высказывания «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» можно доказать, обращаясь к лингвистическим знаниям.

3. В данном тексте рассматривается цитата «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Нина Сергеевна Валгина).

4. Примеры, подтверждающие данную цитату, можно найти в тексте.

5. Чтобы подкрепить аргументацию, обратимся к предложению №1: «Абзац – это структурная единица текста, состоящая из одного или нескольких предложений, объединённых одной микротемой и раскрывающих общую мысль текста, графически выделяющаяся на письме». Это подтверждает тезис о том, что функции абзаца связаны с оформлением текста и его структурой.

6. Моя позиция заключается в том, что функции абзаца действительно тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и отражают индивидуально-авторскую особенность его оформления. Абзац является важным средством организации и структурирования текста, позволяющим выделить отдельные мысли и идеи.

7. Я считаю, что функции абзаца играют важную роль в создании текста. Они помогают читателю лучше ориентироваться в информации, улучшают восприятие текста и делают его более понятным и структурированным.

8. Вывод: Таким образом, функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и отражают индивидуально-авторскую особенность его оформления. Абзац играет важную роль в организации и структурировании текста, что делает его более понятным и удобочитаемым. Это подтверждается лингвистическими знаниями и примерами из текста.

  • При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие в тексте описание нового этапа в развитии действия;
  • Характеристику нового героя;
  • Появление новой темы;
  • Детализацию описания;
  • Авторское отступление;
  • Стремление передать повышенную экспрессию и т.д.

2. Функции абзаца как своеобразного знака препинания:

  1. Оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей
  2. Выполняет в тексте экспрессивно-выделительную функцию (распространённый приём публицистической и художественной речи – выделение в абзац отдельного предложения, важного в композиционном и смысловом отношении)
  3. Проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста.

В-третьих

Однако деление на абзацы в тексте М. Лоскутова имеет свои особенности. Девятиклассники обращают внимание на второй и третий абзацы, в которых идёт речь об особенностях собаки, то есть они раскрывают одну микротему, особым образом организованную. Ученик пишет: «Логичнее было бы совместить второй и третий абзацы, либо добавить ещё один». Во втором автор называет две особенности пса, отличающие его от других собак, а о третьей «странности» рассказывает в отдельном, третьем абзаце. И начинается он с вводного слова «в-третьих». Почему? Учащиеся отвечают так: «Автор отделил самую важную черту Борожая – доброту», «Автор описывает в третьем абзаце качества, которые не нормальны для пса, но это делает его особенным. И только после смерти пса рассказчик понял это».

Ещё на одну композиционную особенность текста обратили внимание учащиеся. Первые три абзаца противопоставлены последнему. Вначале автор восхищается соседской собакой, говоря о ней: «…пёс так пёс», потому что она как «…глянет – так дрожь до самых пяток пробирает», а в конце текста автор уже по-другому отзывается о «таких» собаках: «они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску». При внимательном чтении можно увидеть, что в пятом абзаце автор упоминает все микротемы текста: он пишет и о кличке собаки, и об удивительном поведении пса на пожаре, и о странности и непохожести на других собак.

Таким образом, проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам относительно причин использования абзацного членения в тексте.

В первую очередь, автор может применять абзацный отступ для выделения новой информации или новой микротемы. Это позволяет сделать текст более структурированным и понятным для читателя.

Кроме того, эмоциональное выделение детали также может быть причиной использования абзацного членения. Положение отдельной мысли в отдельном абзаце может подчеркнуть ее важность и привлечь внимание читателя.

Один из факторов, заставляющих автора использовать абзацное членение, может быть важность итоговой информации в рамках данного текста. Размещение выводов или результатов исследования в отдельном абзаце может сделать их более заметными и значимыми.

Несовместимость высказываний может быть еще одной причиной использования абзацного членения. Разделение текста на отдельные абзацы позволяет избежать конфликта или несоответствия между последовательным представлением новой информации.

Таким образом, абзац выступает не только как средство, позволяющее правильно понять информацию в тексте, но и как средство выделения и подчеркивания значимых мыслей и деталей.

Список литературы:
— Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе // Русский язык в школе, № 4, с.5 – 9.
— Бурцева Е.В. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему // Международной научно-исследовательский журнал – Екатеринбург: Литера, 2012. №7 (7), ч.2 – С. 42-45.
— «Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) кандидата филологических наук Нарушевича А.Г., размещённой на сайте «Дистант+» ОмГУ имени Ф.М.Достоевского;
— Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах, Ростов-на-Дону: Легион, 2011.