Формирование жанрового своеобразия Лесной сказки Николая Рубцова
«Разбойник Ляля»
«Разбойник Ляля» — итоговое сочинение Николая Рубцова, «последняя сказка». Она появилась на свет в 1969-1970 году как результат поездки поэта на родину его институтского друга Александра Сизова.
Сизов пригласил Рубцова погостить на реку Ветлугу – приток Волги. Рядом с рабочим посёлком Варнавино, до революции носившим гордое имя города Варнавин, расположилась родная деревня Сизова – Ляпуново.
Из Ляпунова друзья отправлялись гулять по окрестностям, и однажды дорога привела их на починок Ляленка, где они услышали красивую легенду о разбойнике Ляле, его друге Бархотке, лесной девке Шалухе и прекрасной Княжне.
Вернувшись из гостей в Вологду, Рубцов рассказал своей подруге Нинель Старичковой, что он нашёл клад. Под «кладом» подразумевалась легенда, услышанная поэтом на Ветлуге.
Но преувеличивать значение легенды в истории создания «Разбойника Ляли» не стоит, так как она была только толчком к раскрутке маховика Лесной сказки. В «Разбойнике Ляле» сошлись начала и концы рубцовской лирики, воплотилось то, что было наработано за долгие годы.
Рубцов не сразу определился с жанром произведения. Сначала он назвал его «былью», потом – «лесной сказкой». Вот что писал о «Разбойнике Ляле» литературовед В.А. Зайцев: «…в лирике Николая Рубцова мы тоже находим большое разнообразие в обновлении традиционных жанровых форм: «Осенняя песня», «Дорожная элегия», «Осенние этюды», «Посвящение другу», «Памяти А. Яшина», «Вологодский пейзаж», «Экспромт», «Из восьмистиший», «Философские стихи», «Вечерние стихи» и другие» ( А.И. Метченко. Б.С. Бугров, А.П. Герасименко, В.А. Зайцев. Современная советская литература. 70 – е годы. (Актуальные проблемы).
С. 160 // Издательство Московского университета. 1983)
Цитата приводится из книги, изданной коллективом сотрудников кафедры истории советской литературы филфака МГУ. Эта кафедра в настоящее время переименована в кафедру новейшей литературы и современного литературного процесса. Руководит кафедрой доктор филологических наук Михаил Михайлович Голубков, принявший кафедру у доктора филологических наук, заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, замечательного педагога Альберта Петровича Авраменко.
Кафедру украшают портреты известных советских писателей, в том числе, поэта Николая Михайловича Рубцова. Причём портрет Рубцова всегда висел над дверью в кабинет зав. кафедрой.
Жизнь и творчество Николая Рубцова (1936 -1971)
... к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства». Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли. И верится, это только начало нового, но уже и проторенного пути. ... в семье после трёх сестёр и старшего брата. О родителях Николая Рубцова известно очень мало. Его отец – Михаил Андрианович Рубцов – работал начальником ОРСа, а ...
Кому-то, может, не понравится ссылка на советское учебное пособие. Но, несмотря на политические катаклизмы, произошедшие в последние десятилетия в нашем государстве, книга это не кажется архаичной, скорее, наоборот. Чем дальше от нас отделяется советская эпоха, тем больше она вызывает и будет вызывать интерес у новых поколений граждан России.
Зайцев не упоминает в главе «Поэзия» Лесную сказку Рубцова «Разбойник Ляля», хотя к этому времени «Разбойник Ляля» издавался не единожды. В 1976 году вышел посмертный сборник Николая Рубцова «Подорожники», составленный Виктором Коротаевым. Издание второе, дополненное «Подорожников» было напечатано в издательстве «Молодая гвардия», с которым активно сотрудничал Николай Рубцов, в 1985 году.
Во втором издании «Разбойник Ляля» напечатан в разделе «Из ранних стихов 1957-1962» на 295-301 страницах с подзаголовком (Лесная сказка).
Печаталась поэма и в 1976 году. И так же: в разделе «Ранние стихи». Тираж первого издания составил 100.000 экземпляров. 20 тысяч было напечатано на мелованной бумаге. Книга вышла в твёрдой обложке с иллюстрациями художника Владислава Сергеева.
Но, видимо, В.А. Зайцев не держал «Подорожники» в руках. В противном случае он бы не обошёл вниманием истинный шедевр рубцовского творчества.
В первом издании «Подорожников» было стихотворение Лермонтова">напечатано 43 стихотворения, отмеченных звёздочкой – печатавшихся при жизни Рубцова только в периодике, или не печатавшихся, вообще, а сохранившихся в рукописях.
Книга выдвигалась на Госпремию СССР 1976 года, но заявка не была рассмотрена. Хотя присуждение Ленинских, Государственных премий РСФСР и СССР посмертно практиковалось в стране. Вопросом выдвижения сборника на Госпремию занимался Леонид Вересов. Он посвятил этой проблеме статью.
Лесная сказка органично вписывается в контекст названий последних сборников Рубцова: «Сосен шум». «Зелёные цветы», «Подорожники». Все три названия авторские, в отличие от названия первого сборника «Лирика», которое дали издатели. Причём, за имена двух, ставших посмертными, книг поэту пришлось серьёзно бороться с издателями.
Лесная сказка была включена Рубцовым в сборник «Сосен шум», но отклонена редактором В.С. Елисеевым. «К сожалению, «быль» о разбойниках вставить не мог. Вылезла бы она из книжки каким-то причудливым и необязательным наростом», — писал редактор поэту в декабре 1969 года.
Отказалась печатать «Разбойника Лялю» и полугазета-полужурнал «Литературная Россия». Главный редактор издания К. Поздняев прислал Рубцову письмо, похожее на то, которое он получил от Елисеева: «Как бы ни была она мила, поэтична, это всё-таки весьма далёкая от нашей жизни сказка».
Рубцов не считал свою сказку далёкой от жизни современной ему России. В стихотворении «Русский огонёк» он написал:
Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
Распад СССР: случайность или закономерность
... причины и предпосылки распада СССР, на вопросы закономерного или случайного элемента в вопросе разобщения СССР. Цель исследования: рассмотреть основные тенденции и причины распада СССР, выделить элементы случайностей и закономерностей данного процесса. Для ...
За то, что с доброй верою дружа.
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя…
Идея стихотворения, сформулированная в фразе, сказанной доброй старушкой, спасшей от смерти в холодном зимнем поле одинокого путника, «от раздора пользы не прибудет», стала основополагающей для идейного содержания «Разбойника Ляли».
Поэма вышла уже после смерти автора в журнале «Сельская молодёжь».
Суров приводит в своей Рубцовской энциклопедии воспоминания Дербиной о том, как Рубцов негодовал из-за того, что его «Лялю» не печатают, потому что находят аллюзию с Лениным.
Впрочем, слово «аллюзия» поэт не употреблял, потому что оно не было тогда в ходу. В те времена говорили: «ассоциация». И от этой «ассоциации» всё-таки трудно откреститься, ибо она очевидна.
Тем более что, 1970 год был юбилейным. В стране широко отмечалось столетие вождя мирового пролетариата.
Именно к тому времени в СССР созрело националистическое движение в союзных республиках. Кто-то заметил, что прибалтийские республики вылетели из СССР на крыльях народной песни. Действительно, в Таллине и Риге на Певческих полях устраивались концерты, на которых жители республик в национальных костюмах пели многотысячными хорами свои национальные песни. Не отставала и Литва.
В Белоруссии русский парень Владимир Мулявин создал в 1968 ВИА «Лявоны» (Балагуры), а в 1969 году ансамбль – «Песняры» (Сказители), получивший мировое признание. Основу репертуара этих ансамблей составляли народные мелодии – белорусские, польские, украинские, русские.
В 1970 году, осенью, студент Черновицкого мединститута Володя Ивасюк написал песню «Червона рута», ныне считающуюся неофициальным гимном Украины. «Червона рута» до сих пор поётся в славянском мире. Входила она до последних лет жизни в репертуар заслуженного артиста России и Болгарии Бисера Кирова.
Известный рубцововед, к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ РАН им. А.М. Горького М.С. Акимова – выпускница ГАСК, ныне реорганизованного уникального ВУЗа, несколько лет пела в качестве бэк-вокалистки эту песню с Бисером Кировым, всегда принимавшуюся залом на «ура».
В репертуар «Песняров» входил цикл песен на стихи поэта Максима Богдановича, которого считают своим четыре страны – Россия, Белоруссия, Литва и Польша, в, том числе, песня «Верноника», перекликающаяся с лирикой Рубцова:
«И только надпись «Вероника», «И золотое имя Таня…».
Лесная Белоруссия, лесная Закарпатская Русь слышат тот же «сосен шум», который слушал Рубцов.
Когда Володе Ивасюку было 15 лет, он переложил на ноты «Колыбельную», которую сочинил для него отец:
Ты спи, любимый сын,
В счастливом сне,
Вокруг нас тишина
И луна в окне.
Касается окон только сияние звёзд,
Шумит далеко изумрудный бор…
А у «Червоны руты» есть первый вариант, как и рубцовского стихотворения «В горнице», от которого потом Ивасюк ушёл, как Рубцов ушёл от первоначального варианта стихотворения, ставшего народной песней:
Ти не смийся хоч раз,
Не кажи, що забула.
А згадай про той час,
Як ты мавкою булла.
Що ночами в лисах
Ти чар-зилья шукала,
Що з витрами, як птах.
Ти колись розмовляла.
Бачу я тебе в снах
У диброваъх зелених.
По яких же шляхах
Ти вернулась до мене?
Н. Рубцов «Звезда полей» (Анализ стихотворения, стиха)
... полней». Радость и счастье — это родина. Композиция стихотворения. Стихотворение состоит из 4-х строф. В первой строфе заявлена тема: звезда полей дорога поэту, так как ассоциируется с его ... его. Она поддержит каждого, «своим приветливым лучом» успокоит любого «тревожного жителя земли». Звезда полей для Рубцова — это ещё и часть удивительного мира его родной природы. Вспоминая ...
Стихотворение написано девятнадцатилетним юношей на занятиях: «Муси вид Володи. III пара. Лекция». Такая под ним стоит подпись. Потом долго шла доработка текста песни. Считается, что стихотворение посвящено Ивасюком однокурснице Марии Соколовской. Муся вышла замуж за преподавателя. Обычная история, пережитая и Рубцовым, даже не один раз: вышли замуж его любимые девушки Таня Агафонова и Тая Смирнова. Студентку института культуры из Ленинграда, в которую Рубцов был влюблён без памяти, отец отдал замуж за своего обеспеченного сослуживца, а не за нищего работягу.
Об их последнем свидании с «Русалкой» в деревенском бревенчатом доме на станции Мельничный ручей под Ленинградом поэт поведал своей подружке Ладе Одинцовой – студентке Литинстиута. А она эту историю донесла до поклонников поэта.
Кстати, местность вокруг Мельничного ручья лесистая, хвойная.
Жанр Лесной сказки сложный. Поэтому она и называется «Лесная», а не просто «сказка». Конечно, это стилизация под фольклор, вернее, контаминация из нескольких жанров фольклора: былины, песни, сказки, притчи, заговора.
Безусловно, Рубцов опирался на традиции Гоголя, который тоже создал стилизацию под фольклор, написав «малороссийские» сказки. В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» 8 произведений, рассказанных тремя рассказчиками: Пасичником Рудым Паньком, дьячком Диканьской церкви, с голосами которых сливается голос автора – Гоголя.
Кстати, название села Диканька происходит от диких дубрав, которых в древние времена было много в малороссийских краях, ставших потом отчасти степными.
Три сказочные повести жанрово обозначены в «Вечерах» как «быль». Это: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место». Как известно, у Рубцова «быль» «Разбойник Ляля» превратилась в «лесную сказку».
История создания сказок Гоголем соотносится с периодом его проживания в Санкт-Петербурге, в котором писатель скучал по своей южной родине. И фантазия переносила его во времена детства, когда он внимал сказкам няни Гапы, дядьки Симона Стокозы, тётки Катерины Ивановны и бабушки Татьяны Семеновны, рождённой Лизогуб.
Особое место в «Вечерах» занимает повесть «Страшная месть», рассказывающая о казацком прошлом Украины. Действие повести происходит в Средневековье.
Рубцов, обострённо воспринимавший всё, что было связано с историей России, искал ответы на вопросы сегодняшнего дня в прошлом. Известно, что он собирался писать поэму о Святом князе Александре Невском и о татарском князе Чингиз-хане.
То есть, Рубцов хотел идти по следам автора «Вечеров» и «Тараса Бульбы». Но потом его ориентиры поменялись. И он от образов внешних врагов Руси – шведов, тевтонцев, монголо-татар ушёл, написав Лесную сказку о междоусобной брани, ставшей причиной гибели двух друзей – Ляли и Бархотки.
Причём, Княжна, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, бесследно исчезает со страниц поэмы. Автор не уточняет, что с ней произошло. Она, словно испаряется. Видимо, Княжна – это аллегория Красоты как одного из воплощений Абсолюта.
С таким же успехом Лесная сказка могла получить название Философской сказки. Тем более что, Зайцев считает: «Философские стихи» Рубцова – это новый жанр.
В прямой связи с Лесной сказкой находится стихотворение «Пальмы юга». В тех краях, где Рубцов проживал на родной вологодской земле, сохранилось множество индоевропейских названий: Кокшеньга, Шебеньга. Уфтюга, Пинега, Тарнога…
Моё восприятие стихотворения В. Маяковского «Лиличка!
... его поэтического синтаксиса. А чего стоит чтение строк, поделенных на ритмические фрагменты! Стихи звучат ярко, современно. Написанные на разные темы и ... погибшего при исполнении долга, и Нетте-парохода выводит стихотворение на размышления о подвиге и человеческом бессмертии. Мы понимаем, ... и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души». Мои сверстники, если не находят отклика в ближайшем ...
Эти названия перекликаются с «Волга», «Ветлуга»…
Так, наверное, родилась рифма:
Пальмы юга – Ветлуга.
В стихотворении «Пальмы юга» нет такой рифмовки в буквальном смысле слова, но она есть на подтекстовом уровне, вернее, надтекстовом.
Хотя стихотворение было впервые напечатано в начале 1969 года, когда «Разбойника Ляли» ещё не было на свете, уже тогда Рубцов знал о Ветлуге, поскольку там жил его близкий друг.
Леонид Вересов, тщательно проанализировав все варианты стихотворения «Пальмы юга», нашёл такие строчки:
Скелеты лип стучат во мне
Чтобы свои деревья и зарю
Стучат над ним костяшками ветвей.
Исследователь считает, что эти строки могли быть промежуточным вариантом «Пальм юга».
Под аллегорией «дерево» в искусстве часто подразумевается человек.
Безусловно, сильнейшее влияние на формирование жанрового своеобразия «Разбойника Ляли» оказали «Русский лес» Леонида Леонова, пьеса Островского «Лес», сочинения Пришвина, лирика русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Тютчева, много раз обращавшихся в творчестве к этой аллегории.
Главное влияние при создании Рубцовым аллегории «человек-дерево» было оказано на Рубцова евангельскими притчами.
И всё же Лесная сказка – это не сказка, а антисказка. В сказке побеждает добро, герои празднуют свадьбу, долго и счастливо живут, умирают в один день. В «Разбойнике Ляле» происходит всё наоборот: герой погибает, его возлюбленная исчезает, испаряется, подруга Ляли становится монахиней в миру.
Нечто похожее на эту историю можно найти в антисказке «Ночь накануне Ивана Купала». Петрусь ценой преступления добывает золото, женится на красавице Пидорке, после чего чахнет над мешками с золотом, а потом превращается в горстку пепла. Пидорка идёт в Киев, чтобы стать монахиней.
Октябрьская революция в России пролила реки русской крови, на которой возникла Советская империя. Безусловно, Рубцов не был диссидентом, не боролся с советской властью, но он чувствовал грядущие катаклизмы и предупреждал о них, призывая, как любил говорить Михаил Сергеевич Горбачёв, к консенсусу:
…грустить особенно не надо.
На земле не то ещё бывало.
Концовка «Разбойника Ляли» напоминает концовку русского заговора, его крепкое слово, от которого замок на небе, а ключи в море брошены. Всё в мире проходит, только любовь не проходит никогда. Как верно заметил, Юрий Кириенко-Малюгин, размышляя о «Разбойнике Ляле», погоня за златом никому и никогда не приносит счастья.
«Великий, могучий Советский Союз» был разрушен из-за счетов между республиками. Почему-то многие союзные республики искренне верили в то, что они кормят Россию, хотя Россия прекрасно способна прокормить себя сама, что она сейчас успешно делает, в отличие от союзных республик, жители которых огромными потоками мигрируют в Россию.
СССР был распущен в Беловежской пуще, в глухих белорусских лесах. Сейчас Беларусь наше союзное государство. Посмотрим, кто ещё присоединится…